ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690026-01-2022-001979-79 от 01.09.2022 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело (УИД) № 69RS0026-01-2022-001979-79

Производство № 2а-818/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2022 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Мирошниченко Ю.С.,

при ведении протокола судебного заседанияч помощником судьи Лавровой Г.В.,

с участием помощника Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Рябовой Н.В.,

административного ответчика – осужденного ФИО1, участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области к ФИО1 об установлении административного надзора и ограничений,

установил:

ФКУ «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 об установлении административного надзора и административных ограничений.

В иске ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области просит установить в отношении осужденного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который по отбытию срока наказания намерен выехать по адресу: , административный надзор на срок погашения судимости – 08 лет, и следующие административные ограничения:

1) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

2) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) или фактического нахождения поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня;

3) запрещение выезда за пределы территории Московской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без уведомления органа, осуществляющего административный надзор;

4) обязательная явка четыре раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел;

5) запрещение посещения учреждений, в которых осуществляется продажа на розлив и распитие спиртных напитков.

В обоснование иска указано, что приговором Павлово-Посадского городского суда Московской области от 09.06.2021 года ФИО1 осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 16.09.2021 года приговор изменен: признано смягчающим обстоятельством в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ добровольное возмещение причиненного потерпевшей имущественного ущерба, и на основании ст. 68 ч. 3 УК РФ смягчено назначенное наказание до 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В его действиях суд признал опасный рецидив. ФИО1 подлежит освобождению 06 декабря 2022 года.

Административный истец – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, представив в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик – осуждённый ФИО1, участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, не возражал против установления административного надзора, однако просил снизить его срок и уменьшить заявленные административным истцом административные ограничения. После освобождения из мест лишения свободы планирует выехать и проживать по адресу:

Согласно ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах суд в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ признал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.

Проверив доводы административного истца, заслушав административного ответчика, заключение помощника прокурора, поддержавшего административные требования административного истца, проверив представленные суду материалы дела, а также материалы личного дела административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Порядок рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, кроме Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ), регламентирован Главой 29 КАС РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел (ст. 6 Закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункт 3) и ч. 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч. 2 и ч. 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является совершеннолетним лицом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что приговором Павлово-Посадского городского суда Московской области от 09.06.2021 года ФИО1 осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 16.09.2021 года приговор изменен: признано смягчающим обстоятельством в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ добровольное возмещение причиненного потерпевшей имущественного ущерба, и на основании ст. 68 ч. 3 УК РФ смягчено назначенное наказание до 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

По приговору Павлово-Посадского городского суда Московской области от 09.06.2021 года, в редакции апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 16.09.2021 года, в действиях ФИО1 судом признано наличие опасного рецидива преступлений.

По отбытию срока наказания осужденный ФИО1 освобождается 06 декабря 2022 года.

Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ относится к категории тяжких преступлений, совершено при опасном рецидиве преступлений, о чём имеется указание в приговоре Павлово-Посадского городского суда Московской области от 09.06.2021 года.

Изменений, улучшающих его положение, в том числе влияющие на определение вида рецидива, погашение судимости, не имеется.

В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, действующей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осуждённых за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Из содержания п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ следует, что суд, принимая решение об установлении административного надзора, в резолютивной части решения суда указывает срок административного надзора и конкретные административные ограничения, установленные судом.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В силу ч. 1, 2 ст. 4 Закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения.

1) запрещение пребывания в определённых местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.

Согласно представленной характеристике на осуждённого ФИО1, утвержденной начальником ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области, последний прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области 27 декабря 2021 года. По прибытию был распределен в отряд №2, в настоящее время отбывает наказание в отряде №4. Состоит в обычных условиях отбывания наказания, на профилактических учетах в ИУ не состоит. За время отбывания наказания зарекомендовал себя следующим образом: по прибытию в учреждение трудоустроен в центре трудовой адаптации осужденных на участке «Швейный» в качестве швея. К труду относится добросовестно, отказов от работы не имеет. Указания и распоряжения администрации выполняет точно и своевременно. К работам без оплаты труда в соответствии со ст.106 УИК РФ относится добросовестно. Принимает активное участие в культурно-массовых мероприятиях проводимых в колонии и в отряде. За добросовестное отношение к труду, примерное поведение и активное участие в жизни отряда и колонии имеет 2 поощрения. За время отбывания наказания допустил 1 нарушения режима содержания, за что было наложено 1 взыскание, которое снято и погашено в установленном законом порядке, данное нарушение было допущено до вступления приговора в законную силу, свой поступок осуждает. Отбывая наказание в ФКУ ИК-7 нарушений не допускает. Установленный порядок отбывания наказания выполняет в полном объеме, распорядок дня не нарушает, спальное место и прикроватную тумбочку содержит в чистоте, форму одежды не нарушает, внешне опрятен, в быту аккуратен, в общении с представителями администрации учреждения вежлив, тактичен, корректен, на замечания peагирует правильно, в коллективе осужденных отношения строит правильно. Конфликтых ситуаций с другими осужденными не создает. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, должные выводы из проводимых с ним бесед делает правильные. По характеру общительный, деятельный, спокойный. Начатое дело стремится довести до конца. Образование , профессия оператор ЭВМ. Исполнительных листов и алиментов по приговору суда не имеет. Вину в совершенном преступлении по приговору суда признал полностью, в содеянном раскаялся. По выводу администрации исправительного учреждения осужденный ФИО1 характеризуется с положительной стороны, стремится встать на путь исправления.

Из справки о поощрениях и взысканиях, наложенных на осужденного, следует, что за время пребывания в местах лишения свободы имеет 1 взыскание за невыполнение обязанности ответственного за уборку в камере, которое погашено досрочно, имеет 2 поощрения.

Поскольку ФИО1 совершил тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, установление в отношении него административного надзора является обязательным независимо от наличия каких-либо оснований на срок погашения судимости, который составляет восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

С учетом приведенного выше п. 2 ч. 2 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ, доводы административного ответчика о несогласии с установлением ему административного надзора сроком на 8 лет, суд считает несостоятельными, поскольку данная норма имеет императивный и обязательный характер и не предусматривает уменьшение срока административного надзора.

Разрешая вопрос об установлении конкретных административных ограничений в отношении ФИО1, суд принимает во внимание его склонность к совершению преступлений, характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности осужденного, характеристику, с целью предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца и установить административному ответчику следующие административные ограничения:

1) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) или фактического нахождения поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;

2) запрещение выезда за пределы территории Московской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;

3) обязательная явка один раз в месяц на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел.

При этом устанавливаемые судом ограничения не носят произвольного характера, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора о предупреждении совершения ФИО1 преступлений и иных правонарушений, оказании на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ, статья 2 Закона) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"), что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (в редакции от 01.10.2019 г.) срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч. 2 и ч. 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , по избранному месту жительства (пребывания) или фактического нахождения, на срок погашения судимости, то есть на 8 лет, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении ФИО1 установить административные ограничения в виде:

1) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;

2) запрещение выезда за пределы территории Московской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;

3) обязательной явки один раз в месяц на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел.

Разъяснить осужденному, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей при административном надзоре, он может быть привлечён к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничений - к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Ю.С. Мирошниченко

Решение в окончательной форме изготовлено 01 сентября 2022 года.

Дело (УИД) № 69RS0026-01-2022-001979-79

Производство № 2а-818/2022