ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690036-01-2022-001294-52 от 07.09.2022 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1142/2022

УИД № 69RS0036-01-2022-001294-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 сентября 2022 года г. Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Почаевой А.Н.

при секретаре судебного заседания Литвиненко М.С.

с участием представителей истцов Министерства транспорта Тверской области Бойковой И.А. и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бойковой С.О.,

ответчика Грушко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Грушко Елене Сергеевне о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка и гаража,

у с т а н о в и л:

в суд поступило исковое заявление Министерства транспорта Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Грушко Е.С., в котором в качестве третьего лица указано ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым , общей площадью ПЛОЩАДЬ, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под гараж» и гаража с кадастровым , общей площадью ПЛОЩАДЬ, расположенных по адресу: <адрес>.

В основании иска указано, что названные объекты недвижимого имущества подлежат изъятию для государственных нужд Тверской области по распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 19 февраля 2021 года №127-рп «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Тверской области» в целях размещения линейного объекта «Мостовой переход через реку Волга в городе Твери (Западный мост)», границы зоны которого установлены постановлением администрации города Твери от 19 сентября 2013 года №1114 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта «Мостовой переход через реку Волга в городе Твери (Западный мост)» и распоряжением Правительства Тверской области от 13 ноября 2020 года №990-рп «О резервировании земельных участков, находящихся в зоне строительства объекта «Мостовой переход через реку Волга в городе Твери (Западный мост (в т.ч. ПИР)».

По сведениям ЕГРН, с 24 мая 2018 года собственником изымаемого имущества является ответчик, в связи с чем 17 сентября 2021 года ей направлен проект соглашения об изъятии земельного участка.

Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 239.2, статей 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 56.3, 56.6, 56.8, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку 17 декабря 2021 года правообладатель изымаемого имущества не согласилась с предлагаемой ценой и порядком выкупа, по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, не представила подписанного соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, просят иск удовлетворить.

Определением суда от 18 мая 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

В судебном заседании представители истцов Министерства транспорта Тверской области Бойкова И.А. и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бойкова С.О. исковое заявление поддержали по изложенным в нем оснвоаниям, просили удовлетворить с учетом стоимости изымаемого имущества, определенной в заключении судебной экспертизы.

Ответчик Грушко Е.С. в суде выразила согласие с выкупом у нее подлежащих изъятию для государственных нужд земельного участка и гаража по определенной экспертом ФИО1 их рыночной стоимости.

Будучи надлежаще извещёнными о времени и месте судебного заседания, третьи лица ГКУ Тверской области «Дирекция территориального фонда Тверской области» и Управление Росреестра по Тверской области в суд представителей не направили, отложить судебное заседание не просили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.

Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу требований пункта 1 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1). Согласно пункта 2 названной статьи закона в результате изъятия земельного участка для государственных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина лица на такой земельный участок (подпункт 1). Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 той же статьи закона).

В силу пункта 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных нужд; в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Как отмечено в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10 декабря 2015 года, сохраняющем актуальность в рамках современного правового регулирования, поскольку редакция статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации не изменена, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Пунктами 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, при определении которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению.

Таким образом, в случае несогласия собственника изымаемого для государственных нужд земельного участка с условиями соглашения об изъятии судом определяются сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд. В размер возмещения включается как рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, так и рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению ввиду их одновременного изъятия из-за расположения на изымаемом земельном участке.

Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установлены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, заключения соглашения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

По пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В силу частей 10-12 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 данной статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 этой статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 той же статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 названной статьи.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 56.8 Земельного кодекса Российской Федераци, предусматривающей особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Статьями 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации определяется содержание и порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Так, согласно частям 1-3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который:

1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд;

2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).

Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

Согласно пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 кодекса, за счет средств указанной организации (пункт 13 названной статьи закона).

По правилам статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности (подпункт 1 пункта 1); государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества (подпункт 6 пункта 1); сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия (подпункт 7 пункта 1).

В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств (пункт 2 той же статьи кодекса).

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 этой статьи).

Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что по настоящему делу подлежат установлению как обстоятельства соблюдения процедуры изъятия имущества для государственных нужд, так и условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, к которым относится размер возмещения.

Судом установлено, что Грушко Е.С. принадлежит земельный участок с кадастровым , общей площадью ПЛОЩАДЬ, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под гараж» и гараж с кадастровым , общей площадью 48,4 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

Распоряжением Правительства Тверской области от 13 ноября 2020 года № 990-рп «О резервировании земельных участков, находящихся в зоне строительства объекта «Строительство мостового перехода через реку Волга в г. Твери (Западный мост (в т.ч. ПИР)» зарезервированы для государственных нужд из земель населенных пунктов земельные участки, расположенные на территории Заволжского и Пролетарского районов города Твери, согласно схеме резервируемых земель, разработанной на основании документации по планировке территории «Строительство мостового перехода через реку Волга в г. Твери (Западный мост (в т.ч. ПИР)» (приложение 1), установлен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение 2). Согласно пункта 47 Приложения 2 к данному распоряжению земельный участок Грушко Е.С. с кадастровым , адрес: <адрес>, включен в данный перечень.

На основании пункта 32 Положения «О Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области», утвержденного Постановлением Правительства Тверской области № 73-пп от 18 октября 2011 года, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Тверской области (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также осуществляет в установленном порядке иные полномочия по изъятию земельных участков для государственных нужд Тверской области (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 19 февраля 2021 года № 127 «Об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Тверской области» с учетом изменений, внесенных распоряжениями министерства от 25 марта 2021 года № 195 и от 10 декабря 2021 года № 1139, в соответствии со статьей 49, главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 32 пункта 8 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп, Постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 N 806-пп «Об утверждении схемы территориального планирования Тверской области», Постановлением администрации города Твери от 19.09.2013 N 1114 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта «Мостовой переход через реку Волга в городе Твери (Западный мост)», на основании ходатайства Министерства транспорта Тверской области от 18.02.2021 N 05-02/836-ДН об изъятии земельных участков для государственных нужд принято решение в целях размещения линейного объекта «Мостовой переход через реку Волга в городе Твери (Западный мост)» изъять земельные участки и объекты недвижимого имущества согласно перечню объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Тверской области (прилагается), путем выкупа (пункт 1).

Пунктом 2 распоряжения предусмотрен порядок его реализации:

1) отделу регулирования земельной политики управления земельных отношений Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (Н.Н. Вакурова) в течение десяти дней со дня принятия настоящего распоряжения:

1) разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в информационно-коммуникационной сети Интернет;

2) обеспечить направление соответствующей информации в администрацию города Твери для опубликования (обнародования) настоящего распоряжения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа, по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направить копии настоящего распоряжения правообладателям изымаемой недвижимости (в случае отсутствия сведений об адресах собственников объектов недвижимости копия решения об изъятии не направляется);

4) направить копию настоящего распоряжения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о принятии настоящего распоряжения;

5) направить копию настоящего распоряжения, а также сведения о лицах, информация о которых получена на основании документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые объекты недвижимости (выписки из Единого государственного реестра недвижимости), и сведения о наличии объектов недвижимого имущества на изымаемых земельных участках (копии актов обследования подлежащих изъятию земельных участков) в Министерство транспорта Тверской области.

2) Министерству транспорта Тверской области:

1) выступить заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

2) обратиться от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию;

3) выступить заказчиком работ по оценке (определению выкупной цены) изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, указанных в приложении к настоящему распоряжению, и обеспечить оплату указанных работ;

4) осуществить переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий изъятия, о результатах проинформировать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области;

5) обеспечить подготовку и заключение трехсторонних соглашений об изъятии недвижимости, указанной в приложении к настоящему распоряжению, для государственных нужд Тверской области в целях размещения линейного объекта «Мостовой переход через реку Волга в городе Твери (Западный мост)» (далее - Соглашения) между Министерством транспорта Тверской области, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и правообладателями объектов недвижимого имущества;

6) направить проекты Соглашений сторонам таких Соглашений для подписания;

7) обеспечить оплату стоимости изымаемой недвижимости, указанной в приложении к настоящему распоряжению, в порядке и сроки, предусмотренные Соглашениями, и передачу документов, подтверждающих такую оплату, в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области;

8) в случае несогласия правообладателей изымаемой недвижимости с решением об изъятии имущества для государственных нужд Тверской области, а также наличия споров в части условий Соглашений, совместно с управлением правового обеспечения в сфере имущественных и земельных отношений Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (О.В. Гришин) обеспечить принятие судебных актов о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных нужд Тверской области.

Предусмотрено, что на основании заключенных Соглашений и документов, подтверждающих оплату по таким Соглашениям (подписанные акты приема-передачи и платежные поручения) или на основании принятых судебных актов о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, отделу управления и предоставления земельных участков управления земельных отношений Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (Ю.Г. Радченко) обеспечить предоставление документов для государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в государственную собственность Тверской области.

Согласно пунктов 22 и 23 приложения к названному распоряжению в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Тверской области, включены принадлежащие Грушко Е.С. вышеуказанные земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100176:2453 и объект капитального строительства (гараж) с кадастровым номером 69:40:0100176:2493.

17 сентября 2021 года письмом Министерства Транспорта Тверской области № 05-02/5647-СВ Грушко Е.С. на адрес: <адрес>, направлен проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд Тверской области путем выкупа за цену соглашения (выкупную цену земельного участка и расположенного на нем гаража, включающую рыночную стоимость и убытки, причиняемые изъятием) в размере 368000 рублей, определенную на основании отчета от 22 июля 2021 года № 5168н об определении размера возмещения в связи с изъятием. К письму прилагались, помимо проекта соглашения и передаточного акта к нему, отчет о размере возмещения, выписки из ЕГРН на земельный участок и гараж.

Кроме того, 24 ноября 2021 года те же документы направлены на адрес электронной почты <данные изъяты>.

В связи с тем, что по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд Грушко Е.С. как правообладателем изымаемых для государственных нужд Тверской области объектов недвижимого имущества соглашение об изъятии не было подписано, истец обратился в суд с исковым заявлением о принудительном изъятии объектов недвижимости.

Доводы ответчика о том, что проект соглашения направлялся ей не по адресу ее регистрации по месту жительства, не могут повлечь вывод о нарушении органами государственной власти Тверской области процедуры изъятия принадлежащего ответчику имущества для государственных нужд, поскольку, как следует из справки ОАСР УВМ УМВД России по Тверской области от 19 апреля 2022 года, Грушко Е.С. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а, кроме того, переписка представителя Министерства транспорта Тверской области с ответчиком осуществлялась по электронной почтовой связи.

Поскольку определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации проводится для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных нужд, по смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен с названной стоимостью объекта, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

При этом следует учитывать, что, по смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было.

В связи с тем, что ответчиком Грушко Е.С. выражено несогласие с определенной в приложенном к иску отчете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об определении размера возмещения в связи с изъятием стоимостью изымаемого имущества, а также необходимостью определения судом стоимости изымаемых объектов исходя из их рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО1

В заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о том, что по состоянию на дату проведения экспертизы рыночная стоимость земельного участка с кадастровым , общей площадью ПЛОЩАДЬ, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под гараж» и гаража с кадастровым , общей площадью ПЛОЩАДЬ, расположенных по адресу: <адрес>, округлённо составляет 534000 рублей.

Оценив данное экспертное заключение, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и может быть положено в основу вывода о выкупной цене изымаемого имущества.

Экспертное заключение содержит необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки и использованные при сравнительном подходе аналоги, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимого имущества Тверской области, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость (местоположение, вид имущественного права, общие физические, количественные и качественные характеристики объектов, степень ликвидности, конъюнктура рынка), использован метод корректировок. Мотивы отказа от использования при оценке затратного и доходного подходов в экспертном заключении приведены. В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой экспертом, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заключение эксперта сторонами не оспаривалось.

Соглашаясь с выводами эксперта, суд полагает необходимым определить размер возмещения - выкупную стоимость земельного участка и гаража, исходя из их рыночной стоимости, определенной экспертом.

Из пункта 10 статьи 56.10 и пункта 1 ст. 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации прямо следует, что недостижение соглашения об изъятии недвижимости влечет возможность принятия судом решения о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости по иску уполномоченного органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии, либо организации, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, в связи с чем установленными по делу обстоятельствами подтверждено наличие оснований для удовлетворения исковых требований Министерства транспорта Тверской области как организации, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области как уполномоченного органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии, к Грушко Е.С. о принудительном изъятии для государственных нужд Тверской области земельного участка и гаража, определив возмещение за изымаемые объекты недвижимого имущества в размере 534000 рублей.

В связи с тем, что Министерство транспорта Тверской области обязано обеспечить оплату стоимости изымаемой недвижимости и передачу документов, подтверждающих такую оплату, в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, на него надлежит возложить обязанность произвести выплату Грушко Е.С. в размере 534000 рублей в счет возмещения в связи с принудительным изъятием для государственных нужд Тверской области земельного участка и гаража посредством перечисления денежных средств на банковский счет ответчика.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Частью 4 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу.

Довод ответчика о необходимости применения принципа пропорциональности при определении размера взыскиваемых судебных расходов на оплату услуг эксперта, проводившего судебную экспертизу, является несостоятельным, поскольку из разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102,103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке. Позиция ответчика в данной части основана на ошибочном толковании норм процессуального права и неверной оценке имеющих значение для распределения судебных расходов обстоятельств дела.

Поскольку решением исковое заявление удовлетворено, то есть судебный акт состоялся в пользу истца, то с Грушко Е.С. как с проигравшей стороны подлежат взысканию судебные расходы по производству судебной экспертизы.

С учетом того факта, что доказательств исполнения истцом Министерством транспорта Тверской области возложенной на него определением суда от 17 июня 2022 года обязанности по внесению оплаты за производство экспертизы на счет эксперта не представлено, с Грушко Е.С. подлежат взысканию в пользу эксперта ФИО1, работающей в <данные изъяты>, 13000 рублей, указанных в счете №451 от 29 июля 2022 года в качестве стоимости работ по производству судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Министерства транспорта Тверской области (ОГРН 1026900562370) и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071) к Грушко Е.С. о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка и гаража удовлетворить.

Изъять для государственных нужд Тверской области у Грушко Е.С. (паспорт гражданина РФ ) земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты>, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под гараж» и расположенный на нем объект недвижимого имущества – гараж с кадастровым , общей площадью <данные изъяты>, находящиеся по адресу: <адрес>, потребительский автокооператив коллективных гаражей <адрес> «Горбатка», гараж .

Определить возмещение за изымаемые объекты недвижимого имущества в размере 534000 рублей.

Возложить на Министерство транспорта Тверской области обязанность произвести выплату Грушко Е.С. в размере 534000 рублей в счет возмещения в связи с принудительным изъятием для государственных нужд Тверской области земельного участка и гаража по адресу: г. Тверь, ул. Артюхиной, потребительский автокооператив № 10 коллективных гаражей Заволжского района «Горбатка», гараж № 1126 посредством перечисления денежных средств на банковский счет Грушко Е.С..

Взыскать с Грушко Е.С. в пользу эксперта ФИО1 13000 рублей в счет оплаты произведенной по делу судебной оценочной экспертизы. Указанную сумму перечислить на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью «Олимп» (ИНН 6950201595, КПП 695001001, ОГРН 1166952075520) в <данные изъяты>, кор.счет , БИК .

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Почаева

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года.

Председательствующий А.Н. Почаева

Дело № 2-1142/2022

УИД № 69RS0036-01-2022-001294-52