Дело № 2-1415/2022
УИД №69RS0036-01-2022-001928-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года город Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Бадьиной Е.В.,
при секретаре Шишкиной Е.А.,
с участием истца заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кебедова Д.М.,
представителя ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство» - Перевозчикова В.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в лице материального истца Территориального управления Росимущества в Тверской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» и Сергеевой Галине Дмитриевне о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
установил:
исполняющий обязанности Тверского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Заволжский районный суд г. Твери с иском к ООО «Тверьспецавтохозяйство», Сергеевой Г.Д., в котором просит:
- запретить Сергеевой Г.Д. осуществлять засыпку акватории ручья без названия №1 отходами в границах земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
- обязать ООО «Тверьспецавтохозяйство» и Сергееву Г.Д. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в водоохранной зоне и береговой полосе ручья без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>
- обязать Сергееву Г.Д. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке от отходов акватории ручья без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы следующим. Проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки по обращению Лебедева А.Л. выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Тверьспецавтохозяйство» и Сергеевой Г.Д. Установлено, что в собственности Сергеевой Г.Д. находится земельный участок, относящийся к категории «земли поселений (земли населенных пунктов)» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Сергеевой Г.Д. 15 марта 2022 г. с привлечением специализированной строительной техники SEM 639В, государственный регистрационный номер №, проведены земляные работы, в результате которых в русле ручья без названия № 1, в его береговой полосе, прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне размещены отходы групп «отходы грунта при проведении земляных работ» (код ФККО 8 11 100 00 00 0) и «прочие отходы подготовки строительного участка» (код ФККО 8 19 00 00 0). Размещенные в русле водотока отходы относятся к следующим видам отходов: «грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, незагрязненный опасными веществами» (код ФККО 8 11 100 01 49 5), «отходы грунта при проведении открытых земляных работ» (код ФККО 8 11 110 00 00 0), в том числе «отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные» (код ФККО 8 11 111 11 49 4), отходы грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные (код ФККО 8 11111 12 49 5), «грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов» (код 8 11 115 31 40 4), «отходы песка незагрязненные» (код ФККО 8 19 100 01 49 5), «отходы строительного щебня незагрязненные» (код ФККО 8 19 100 03 21 5), «отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо» (код ФККО 8 19 911 11 70 4), «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» (код ФККО 1 52 110 01 21 5), «отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)» (код ФККО 1 54 110 01 21 5) и др. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, указанные виды отходов отнесены к отходам 4 и 5 классов опасности. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Таким образом, в целях восстановления естественного состояния окружающей среды необходимо проведение комплекса работ расчистке ручья без названия № 1 от незаконно размещенных отходов 4 и 5 классов опасности.
Согласно соглашению от 19 апреля 2018 г., заключенному между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и МУП «Тверьспецавтохозяйство» (позднее предприятие реорганизовано путем преобразования в ООО «Тверьспецавтохозяйство»), с 01 января 2019 г. ООО «Тверьспецавтохозяйство» принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В данной связи обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора ООО «Тверьспецавтохозяйство». Права неопределённого круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Тверской области, проживающих в д. Пекуново Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории и персонифицировать которых невозможно, нарушены, поскольку уничтожение водного объекта приведет к невозможности его использования для личных и бытовых нужд.
В судебном заседании истец – заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кебедов Д.М. просил удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец территориальное управление Росимущества в Тверской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащем образом.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство» Перевозчикова В.И. возражал против удовлетворения исковых требований в оотношении ООО «Тверьспецавтохозяйство» по доводам, изложенным в письменных возражениях. В соответствии с абзацем 21 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твёрдые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Согласно названного федерального закона с момента перехода на новое регулирование в области обращения с ТКО на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее Постановление № 1156), региональной программой и территориальной схемой. На территории Тверской области региональным оператором является ООО «ТСАХ», которое приступило к исполнению обязательств в полном объёме с 01 января 2019 г. (дата начала обращения с ТКО) согласно соглашению от 19 апреля 2018 г., заключенному с Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Тверской области. Из содержания искового заявления, усматривается, что несанкционированная свалка образована из отходов групп «отходы грунта при проведении земляных работ» (код ФККО 8 11 100 00 00 0) и «прочие отходы подготовки строительного участка» (код ФККО 8 19 00 00 0), а также отходов песка незагрязненные, отходов строительного щебня, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходов малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов. Указанные виды отходов в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) не относится к твёрдым коммунальным отходам, в связи с чем, действие Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 на данный вид отходов не распространяется и ликвидация несанкционированных свалок таких отходов не относится к компетенции регионального оператора. Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров и ликвидация такого вида несанкционированных навалов осуществляется собственником земельного участка самостоятельно. Кроме того, в требованиях истца отсутствуют координаты несанкционированной свалки, что не позволяет её идентифицировать на местности, а также установить собственника участка в водоохранной зоне и береговой полосе ручья без названия № 1 в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тверская <адрес>. На основании изложенного ООО «ТСАХ» не может являться надлежащим ответчиком по гражданскому делу № 2-1415/2022. Просит решить вопрос об исключении ООО «Тверьспецавтохозяйство» из числа ответчиков по делу №2-1415/2022 и отказать истцу в удовлетворении исковых требований в части обязания ООО «Тверьспецавтохозяйство» провести работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в водоохранной зоне и береговой полосе ручья без названия № 1 в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчик Сергеева Г.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по рыболовству в лице Московско-Окского территориального управления, Министерство природных ресурсов Тверской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащем образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав позицию истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и т.д.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статья 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусматривает, что использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 60 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять приятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения (ч. 4 ст. 61 ВК РФ).
В развитие указанной правовой нормы в пунктах 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
17 марта 2022 года в адрес Волжского межрайонного природоохранного прокурора от собственника земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: № поступило заявление о том, что собственником соседнего земельного участка перекрыто русло ручья без названия – левого притока Угличского водохранилища, а также в движении и работе строительной техники на береговой линии указанного ручья, в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Волги (<адрес>
30 марта 2022 года заместителем Тверского межрайонного природоохранного прокурора были получены объяснения от ИП Уваровой А.Г., которая осуществляла деятельность по предоставлению специализированной техники. Согласно представленным объяснениям, Уварова А.Г. пояснила, что на земельном участке, с кадастровым номером № проводились работы с привлечением принадлежащей ей специализированной техники. Указанная техника представлена по договору от 15 марта 2022 г. №1-15 Сергеевой Г.Д., зарегистрированной по адресу: <адрес> 15 марта 2022 г.. Заказчик, в соответствии с договором, принял на себя обязательства по самостоятельной эксплуатации специализированной техники. Кем осуществляюсь эксплуатация ей известно.
Вместе с тем, Уварова А.Г. представила копию договора аренды строительной и иной спецтехники (без предоставления услуг по управлению и эксплуатации) №1/15 от 15 марта 2022 года, заключенный между ИП Уваровой А.Г. и Сергеевой Г.Д.
По условиям договора, арендодатель предоставляет арендатору за плату временное владение и пользование (в аренду) без оказания услуг по управлению и эксплуатации транспортное средство – погрузчик SEM 639В государственный регистрационный знак №
Указанная техника предоставляется по адресу: <адрес>
Срок аренды указанной техники - 1 день (1 смена, 5 часов).
Актом приема-передачи транспортного средства указанный погрузчик был передан Сергеевой Г.Д. 15 марта 2022 г.
Судом установлено, что с 03 февраля 2022 года в собственности Сергеевой Г.Д. находится земельный участок, относящейся к категории «земли поселения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>
Указанный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается участниками процесса.
31 марта 2022 года заместителем Тверского межрайонного природоохранного прокурора были получены объяснения от Анисифорова А.А., который временно проживает в деревне <адрес>
Согласно представленным объяснениям, Анисифоров А.А. пояснил, что 15.03.2022 в 2 часа дня он услышал как работает техника и подошёл к земельному участка с кадастровым номером: № Он пытался сообщить водителю фронтального погрузчика, чтобы не тот не закапывал ручей, но никакого внимания на него он не обратил. Второй раз Анисифоров А.А. пришел в 6 вечера, указанной техники на земельном участке не было и была засыпана часть ручья, длинной почти 50 м.
В этот же день, были взяты пояснения у Ефремова В.В., который сообщил, что видел как в русло ручья сбрасывался грунт и отходы, потому что спецтехника забирала отвалы гранта, расположенные на земельном участке. Чистые снежные массы в русло ручья не сбрасывались.
Указанный факт был подтверждён женой Ефремова В.В. – Лазаревой-Марченко Е.К.
Анализируя вышеизложенные факты, суд приходит к выводу, что Сергеевой Г.Д. принадлежит земельный участок с кадастровым номером: № 15 марта 2022 года, используя специализированное строительное техническое средство – погрузчик SEM 639В, государственный регистрационный знак № она провела земляные работы, в результате которых в русле ручья без названия №1, в его береговой полосе, прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне размещены отходы.
Указанный факт подтверждается представленными доказательствами по делу и не оспаривается участниками процесса.
Для установления принадлежности отходов, Московско - Окское территориальное управление 16 марта 2022 года провело проверочные мероприятия.
Согласно протоколу осмотра должностным лицом структурного подразделения, проводящего выездное обследование, в ходе визуального обследования установлены нарушения.
16 марта 2022 года Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области вынесено определение №49-Ос (13) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту осуществления иной деятельности в акватории ручья без названия, впадающего в реку Волга (Угличское водохранилище) левый берег в границах земельного участка с кадастровым номером: № на территории <адрес>, выразившегося в засыпании указанного выше ручья снегом, смешанным с землей и ветками кустарников, с применением тяжелой техники регистрационный номер № без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Определением от 18 марта 2022 года по указанному происшествию назначена экологическая экспертиза.
Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора в адрес Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры направило сообщение об участии специалистов в проверке прокуратуры по факту нарушения природоохранного законодательства в районе <адрес>
По результатам обследования установлено, что доступ к водному объекту – <адрес> свободный, факт ограничения доступа не установлен.
В водоохраной зоне р. Волга в месте обследования расположен водный объект общего пользования – ручей, протекающий через участок в направлении с запада на восток. В силу норм законодательства, ширина водоохраной зоны ручья, протяженностью более чем десять километров, составляет 50 метров, его водоохраная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, береговая полоса – 5 метров.
Участок огорожен по периметру металлическим забором (в виде сетки), в котором имеется калитка на южной стороне забора и ворота, установленные на западной и восточной частях ограждения, доступ на участок для посторонних лиц ограничен. Со стороны <адрес> к участку и на территории самого участка (по направлению между воротами) выложены железобетонные плиты для проезда транспортных средств и техники. На момент обследования в границах участка проводились строительные работы, работы по планировке участка, осуществлялось движение специальной техники и технических средств по уложенным бетонным плитам. За пределами участка какие-либо работы не проводились.
В ходе выезда установлено, что к водному объекту общего пользования ручью ограничен доступ (обеих сторон его прохождения через участок) посредством установки капитального строения в виде металлического забора, установленного по периметру участка.
Тем самым, в нарушение ч.ч. 2, 6, 8 ст. 6 ВК РФ доступ граждан к части ручья, расположенной на участке, полностью отсутствует, что также исключает общее пользование, как самой частью ручья, так и его береговой полосой.
В ходе обследования выявлены факты размещения в русле ручья, в его береговой полосе, прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне ручья (непосредственно на почве) отходов грунта, образовавшегося при проведении земляных работ и загрязненного отходами, образовавшимися в результате подготовки строительного участка, включая растительные отходы, образовавшиеся при подготовке строительного участка (отходы сучьев, ветвей, хворост, валежник, обломки стволов, отходы корчевания пней и т.п.), и прочие отходы, содержащие преимущественно древесину (в виде отходов древесных строительных материалов и прочих древесных отходов от разборки конструкций, используемых при строительстве).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее - ФККО), в процессе проведения работ по подготовки строительного участка образуются отходы, относящиеся к следующим типам (подтипам) и группам (подгруппам) отходов из Блока 8, при этом растительные отходы при подготовке строительного участка относятся к Блоку 1 (группа 150): «Отходы грунта при проведении земляных работ» (код 811 100 00 00 0), в том числе фунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязнёнными опасными веществами (код 8 11 100 01 49 5); «Отходы грунта при проведении открытых земляных работ» (код 8 11 110 00 00 0), в том числе отходы фунта при проведении открытых земляных работ малоопасные (код 8 11 111 11 49 4), отходы фунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные (код8 11 111 12 49 5), грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (ход 8 11 115 31 40 4); «Прочие отходы подготовки строительного участка» (код 8 19 000 00 00 0), в том числе отходы песка незагрязненные (код 8 19 100 01 49 5), отходы строительного щебня незагрязненные (код 8 19 100 03 21 5), отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо, (код 8 19 911 11 70 4); отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код 1 52 НО 01 21 5), отходы корчевания пней (код 1 52.110 02 21 5), отходы раскряжевки (код 1 52 ПО 04 21 5); отходы-малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов).
В нарушении норм природоохранных требований на территории участка отходы, образовавшиеся в процессе подготовки участка, частично сброшены в водных объект – ручей, частично складированы навалами непосредственно на почве, в местах, не обустроенных для этих целей.
Русло ручья, шириной 2 метра (на загрязненном указанными отходами участке), фактически засыпано (перекрыто) по всей своей ширине до краев берегов сброшенными в ручей отходами на участке, протяженностью 38 метров. Водная поверхность ручья на данном участке ручья не наблюдается, что характеризует максимальную степень загрязненности акватории водного объекта мусором и отходами. Площадь акватории водного объекта (ручья), загрязненной сброшенными в ручей отходами, составляет - 76 кв. метров.
В границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны ручья, а также непосредственного на берегу ручья (левый берег) указанные выше отходы от подготовки строительного участка, размещены на почве навалами, на расстоянии от 0,2 м. до 35 м от края берега.
В месте загрязнения ручья отходами обнаружены также следы движения и разрытия техникой береговой полосы и прибрежной защитной полосы ручья, что свидетельствует о признаках нарушений запретов, действующих в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, а именно: ч. 15 ст. 65, п. 2 ч. 17 ст. 65 ВК РФ.
В ходе обследования установлены факты занятия береговой полосы водного объекта - ручья, выразившиеся в размещения временных объектов и строений (бытовки, туалет) непосредственно на левом берегу ручья, на расстоянии от 1,7 метров от края берега (для бытовок) и 3 метров (для туалета), что также свидетельствует о нарушениях ч.ч. 2, 6, 8 ст. 6 ВК РФ.
Кроме того, устройство туалета на берегу ручья представляет собой выгребную яму, обустроенную непосредственно в почве, т.е. туалет не оборудован водонепроницаемым приемником, что свидетельствует о нарушении п. 4 ст. 16 ст. 65 ВК РФ, ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ.
Исходя из представленных доказательств, суд полагает, что действительно, ручей без названия №1 в границах земельного участка ответчика Сергеевой Г.Д. засыпан отходами, которые являются несанкционированной свалкой отходов в водоохраной зоне и береговой полосе указанного ручья.
Судом установлена причино-следственная связь между проведенными 15 марта 2022 года действиями Сергеевой Г.Д. и загрязнением акватории ручей без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Сергеевой Г.Д.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие правомочность действий Сергеевой Г.Д., а также соблюдение природоохранного законодательства при осуществлении указанных действий.
На регионального оператора, ООО «ТСАХ», в соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.16,17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. Между тем, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что водный объект загрязнен отходами грунта при проведении земляных работ, песка, строительного щебня, а также отходами малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов). Учитывая, что данный вид отходов в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» не относится к твердым коммунальным отходам, действие Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 на данный вид отходов не распространяется, ликвидация несанкционированных свалок таких отходов не относится к компетенции регионального оператора, то ООО «Тверспецавтохозяйство является ненадлежащим ответчиком по делу».
С учетом изложенного суд полагает установленными в ходе рассмотрения дела факты несоблюдения требований в области охраны окружающей среды. В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований к Сергеевой Г.Д. и наличии оснований для их удовлетворения.
По правилам статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный Тверским межрайонным природоохранным прокурором срок, ответчиками суду не представлено. Вследствие этого, суд соглашается с мнением истца и определяет срок 1 месяц, в течение которого ответчиков должен выполнить обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства в виде проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов в водоохраной зоне и береговой полосе ручья без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером № и провести мероприятия по очистке от отходов акватории ручья без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
При этом суд учитывает обстоятельства дела, протяженность во времени действий, необходимых для выполнения исковых требований.
Согласно п. п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, для организаций уплачивается в размере 6 000 рублей.
Исходя из вышеуказанных положений закона с ответчика Сергеевой Г.Д. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в лице материального истца Территориального управления Росимущества в Тверской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» и Сергеевой Галине Дмитриевне о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства – удовлетворить частично.
исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в лице материального истца Территориального управления Росимущества в Тверской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» и Сергеевой Галине Дмитриевне о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства – удовлетворить частично.
Запретить Сергеевой Галине Дмитриевне осуществлять засыпку акватории ручья без названия №1 отходами в границах земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Сергееву Галину Дмитриевну в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в водоохранной зоне и береговой полосе ручья без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Сергееву Галину Дмитриевну в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по очистке от отходов акватории ручья без названия №1 в границах земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Сергеевой Галины Дмитриевны государственную пошлину в бюджет муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь в размере 6000 руб.
В удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» – отказать.
Установленные Определением Заволжского районного суда г. Твери от 25 апреля 2022 года обеспечительные меры по заявлению исполняющего обязанности Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в лице материального истца Территориального управления Росимущества в Тверской области о принятии мер по обеспечению искового заявления к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» и Сергеевой Галине Дмитриевне о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, отменить после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда с подачей жалобы через Заволжский районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2022 года.
Председательствующий Е.В. Бадьина
Дело № 2-1415/2022
УИД №69RS0036-01-2022-001928-90