ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690037-02-2021-002981-13 от 25.05.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-295/2022 (УИД № 69RS0037-02-2021-002981-13)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

25 мая 2022 года г.Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Боев И.В., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Джейбил» по ордеру адвоката Андреева Ю.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Бочковой Н.П. № 1187/6190/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Джейбил»,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Бочковой Н.П. № 1187/6190/69 от 19 ноября 2021 года ООО «Джейбил» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 71 000 рублей.

Защитник ООО «Джейбил» по ордеру адвокат Андреев Ю.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит отменить постановление Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 1187/6190/69 от 19.11.2021 о назначении административного наказания и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы указано, что 26.07.2021 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) направило в Общество требование № АА-10-03-34/24313 о необходимости предоставления отчетности.

В указанном требовании Росприроднадзор указал на необходимость представления отчетности, ссылаясь на такую обязанность у импортеров товаров, которая предусмотрена п. 1.2 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которой установлено, что обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.

Общество направило в Росприроднадзор письмо об отсутствии у Общества обязанности сдавать отчетность поскольку Общество не осуществляет самостоятельного производства продукции, не распоряжается продукцией, не осуществляет первичной реализации продукции на территории Российской Федерации и не осуществляет реализацию продукции конечным потребителям.

При этом из обжалуемого постановления неясно, что Общество привлечено к ответственности именно за непредставление отчетности как импортера товаров, a содержится лишь общая ссылка на обязанность предоставления отчетности производителями и импортерами товаров,

Часть 1 ст. 8.5.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии или бездействии, заключающиеся в непредставлении или несвоевременном представлении вышеназванной отчетности.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации, либо осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации установлена ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом, в соответствии с п. 1.1, п. 1.2 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции, товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции, упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.

Общество не осуществляет первичной реализации готовой продукции и ввезенных для её сборки товаров (компонентов) на территории Российской Федерации, и не осуществляет реализацию готовой продукции конечным потребителям.

Общество по договорам оказания услуг осуществляет контрактную сборку продукции под заказ согласно техническим условиям заказчиков. Общество не реализует ввезенные товары на территории Российской Федерации, а использует их исключительно для производства Общества - в качестве компонентов (материалов) в процессе сборки готовой продукции для заказчиков. При этом, данные товары (компоненты) являются уникальными для каждого конкретного вида выпускаемой под заказ продукции.

Общество закупает компоненты (материалы) согласно строгим указаниям заказчиков и исключительно у утвержденных заказчиками третьих лиц. Право собственности на готовую продукцию принадлежит к заказчикам (владельцам торговых марок) с момента окончания производства, которые в дальнейшем реализуют эту продукцию.

Определяющим в данном случае является тот факт, кому принадлежит готовая продукция (обладателю торговой марки или изготовителю).

Как разъясняет Росприроднадзор в Письме от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739 «О направлении поручения», стороны самостоятельно с учетом требований природоохранного законодательства определяют предмет и содержание договора, в том числе обязанности сторон и положение о лице, имеющем право распоряжения готовой продукцией.

При предоставлении изготовителем услуги по производству товара (продукции) изготовитель получает фиксированную плату за выполнение определенных услуг исходя из стоимости сырья и материалов, а также иных затрат на ее изготовление и не имеет права распоряжения произведенными товарами (продукцией).

В свою очередь, обладатель торговой марки после предоставления изготовителем произведенного товара (продукции) сам и по своему усмотрению реализует товары (продукцию), изготовленные изготовителем.

Таким образом, права на произведенный товар (продукцию) в полном объеме принадлежат обладателю торговой марки. Только обладатель торговой марки имеет право на реализацию такого товара (продукции), а следовательно, и обязанности по изъятию его из хозяйственного оборота после утраты товаром потребительских свойств для последующей утилизации.

Впервые выпускаемая в обращение продукция - это продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Таким образом, при оказании Обществом услуг по изготовлению товаров для заказчиков (владельцев торговых марок), ввезенные импортированные товары (компоненты) прекращают свое существование как объект гражданских прав, и создается новый продукт, право собственности на который принадлежит заказчику, и который впоследствии реализует его на территории Российской Федерации. Ввезенные импортированные товары (компоненты) не реализуются Обществом, а используются в производстве Общества для изготовления новых товаров под заказ для обладателя торговой марки. В случае, если товары, упаковка товаров импортируются/производятся не в целях их последующей реализации, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры и производители товаров ответственность в части предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов не несут.

Поскольку именно заказчик фактически является производителем, поскольку им финансируется производственный процесс и готовая продукция находится в его собственности с момента окончания производства, им также осуществляется итоговый контроль при приемке готового изделия (продукции).

Учитывая изложенное, обязанность по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, возложена на заказчика - обладателя торговой марки. Только он имеет право на реализацию товара и изъятие его из хозяйственного оборота после утраты им потребительских свойств для последующей утилизации.

В рассматриваемом случае по мнению защитника у Общества отсутствует обязанность по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, поскольку Общество не занимается реализацией товаров ни как производитель, ни как импортер компонентов для производства им этой продукции.

В судебном заседании защитники ООО «Джейбил» по ордеру адвокат Андреев Ю.В. и по доверенности Король О.И. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили её удовлетворить.

Представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Логунова А.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы, просила постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее Межрегиональное управление) 31.08.2021 из Центрального аппарата Управления Росприроднадзора поступила информация о фактах нарушения действующего природоохранного законодательства в части непредставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год. Верхне-Волжским межрегиональным управлением определением от 27.09.2021 № 1187/6190/69 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, определением от 27.09.2021 № 1188/6190/69 у ООО «Джейбил» истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. ООО «Джейбил» представило истребованные документы в Межрегиональное управление 28.09.2021 вх. № 6632.

В ходе рассмотрения в рамках отчетной кампании деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год (далее - декларация), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки», отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (далее - отчетность) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» выявленны юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие декларацию/отчетность несвоевременно, в неполном объеме либо содержащие недостоверные сведения.

ООО «Джейбил» не представило отчетность за 2020 год.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Джейбил» к административной ответственности по ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ.

На основании п.3 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Статьёй 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

В п. 16. ст. 24.2 № 89-ФЗ указано, что порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 № 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Учитывая примечание 7 к форме отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров (далее - отчетность) Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 (далее - Правила № 2010), отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации за год, предшествующий отчетному периоду.

Таким образом, в 2021 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2020 год, указывают в отчетности количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в 2019 году, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2020 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Пунктом 12 Правил № 2010 установлено, что:

- Отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров представляется до 01 апреля года, следующего за отчетным.

- Форма расчёта суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Согласно пункту 29 Правил № 2010 за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.5.1 установлено, что непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении данной жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении помимо иных сведений, указывается событие административного правонарушения.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства правонарушения, установленные должностным лицом при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

Данные требования КоАП РФ не были выполнены должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления.

В соответствии с положениями ст. 26.1 - 26.2 КоАП РФ предметом доказывания по делу являются обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации, либо осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации установлена ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом, в соответствии с п. 1.1, п. 1.2 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции, товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции, упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.

Судом установлено, что ООО «Джейбил» не осуществляет первичной реализации готовой продукции и ввезенных для её сборки товаров (компонентов) на территории Российской Федерации, не осуществляет реализацию готовой продукции конечным потребителям и не реализует ввезенные товары на территории Российской Федерации, а использует их исключительно для производства Общества - в качестве компонентов (материалов) в процессе сборки готовой продукции для заказчиков. При этом, данные товары (компоненты) являются уникальными для каждого конкретного вида выпускаемой под заказ продукции. ООО «Джейбил» закупает компоненты (материалы) согласно указаниям заказчиков и исключительно у утвержденных заказчиками третьих лиц и по договорам оказания услуг осуществляет контрактную сборку продукции под заказ согласно техническим условиям заказчиков. Право собственности на готовую продукцию принадлежит заказчикам (владельцам торговых марок) с момента окончания производства, которые в дальнейшем реализуют эту продукцию.

В письме Росприроднадзора от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739 «О направлении поручения», указано, что стороны самостоятельно с учетом требований природоохранного законодательства определяют предмет и содержание договора, в том числе обязанности сторон и положение о лице, имеющем право распоряжения готовой продукцией. При предоставлении изготовителем услуги по производству товара (продукции) изготовитель получает фиксированную плату за выполнение определенных услуг исходя из стоимости сырья и материалов, а также иных затрат на ее изготовление и не имеет права распоряжения произведенными товарами (продукцией). В свою очередь, обладатель торговой марки после предоставления изготовителем произведенного товара (продукции) сам и по своему усмотрению реализует товары (продукцию), изготовленные изготовителем. Таким образом, права на произведенный товар (продукцию) в полном объеме принадлежат обладателю торговой марки. Только обладатель торговой марки имеет право на реализацию такого товара (продукции), а следовательно, и обязанности по изъятию его из хозяйственного оборота после утраты товаром потребительских свойств для последующей утилизации. Учитывая изложенное, обязанность по исполнению расширенной ответственности производителя, а также по предоставлению декларации производителями, импортерами товаров о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, равно как и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, возложена на обладателя торговой марки. При этом изготовитель продукции (товара) по договору может принять на себя обязанности по исполнению расширенной ответственности на изготовляемую продукцию. Впервые выпускаемая в обращение продукция - это продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Таким образом, при оказании Обществом услуг по изготовлению товаров для заказчиков (владельцев торговых марок), ввезенные импортированные товары (компоненты) прекращают свое существование как объект гражданских прав, и создается новый продукт, право собственности на который принадлежит заказчику, и который впоследствии реализует его на территории Российской Федерации. Ввезенные импортированные товары (компоненты) не реализуются ООО «Джейбил», а используются в производстве Общества для изготовления новых товаров под заказ для обладателя торговой марки. В случае, если товары, упаковка товаров импортируются/производятся не в целях их последующей реализации, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры и производители товаров ответственность в части предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов не несут. Поскольку именно заказчик фактически является производителем и им финансируется производственный процесс и готовая продукция находится в его собственности с момента окончания производства, им также осуществляется итоговый контроль при приемке готового изделия (продукции). Учитывая изложенное, обязанность по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, возложена на заказчика - обладателе торговой марки. Только он имеет право на реализацию товара и изъятие его из хозяйственного оборота после утраты им потребительских свойств для последующей утилизации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у ООО «Джейбил» отсутствует обязанность по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, поскольку Общество не занимается реализацией товаров ни как производитель, ни как импортер компонентов для производства им этой продукции.

Суд также обращает внимание, что в ответе Управления Росприроднадзора по Тверской области от 25.04.2017 года № 03-25/1612 за подписью заместителя руководителя Управления Солдантенкова А.К. направленном в адрес генерального директора ООО «Джейбил» Богуцки Р.Т. указано, что ООО «Джейбил» является заводом-изготовителем, так как собирает из готовых компонентов платёжные терминалы для оплаты кредитными и дебетовыми картами. ООО «Джейбил» не вводит продукцию в оборот на территории Российской Федерации, не устанавливает потребительские свойства продукции, не устанавливает гарантийный срок на готовую продукцию и не несёт ответственности перед потребителями. Согласно сертификату соответствия RU № 0065430 покупателем-заявителем платёжных терминалов в комплекте с внешними блоками питания торговой марки «Ingenico» является «Inginico S.A.» (Франция). В связи с чем, уплата экологического сбора возлагается на производителя «Ingenico».

Кроме того 16.03.2021 года генеральным директором ООО «Джейбил» Богуцки Р.Т. в адрес Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора направлено письмо с просьбой разъяснить обязано ли ООО «Джейбил» организовывать утилизацию отходов от использования товаров, упаковки товаров, а также рассчитывать и уплачивать экологический сбор в установленном законом порядке.

Из ответа Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 05.04.2021 года № 06/1825 следует, что обязанности по организации утилизации отходов от использования товаров и упаковки товаров, а также расчёта и уплаты экологического сбора у ООО «Джейбил» отсутствуют.

Таким образом, вопреки доводам, изложенным в постановлении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Бочковой Н.П. № 1187/6190/69 от 19.11.2021 года, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что у ООО «Джейбил» отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также обязанность по оплате экологического сбора, форма расчёта суммы экологического сбора и уплаты экологического сбора, в то время как ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ предполагает наказание за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Бочковой Н.П. № 1187/6190/69 от 19.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Джейбил», подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статья 1.5 КоАПРФ определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Таким образом, постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Джейбил» по ордеру адвоката Андреева Ю.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Бочковой Н.П. № 1187/6190/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Джейбил» - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Бочковой Н.П. № 1187/6190/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Джейбил» - отменить, производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении ООО «Джейбил» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.

Судья И.В.Боев

Дело № 12-295/2022 (УИД № 69RS0037-02-2021-002981-13)