Дело № 2а-1539/2021 (УИД № 69RS0038-03-2021-003643-58)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июля 2021 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Боева И.В.,
при помощнике судьи Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
установил:
В Московский районный суд города Твери обратилась Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 110 937 рублей 00 копеек, пени в размере 404 рубля 92 копеек.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога. Административному ответчику начислен земельный налог за 2018 год в размере 110 937 рублей 00 копеек. В личный кабинет налогоплательщика ФИО2 налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 16.08.2019 года № 46678184 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 года. В связи с неуплатой налога в установленные сроки начислены пени, выставлено требование от 20.12.2019 ода № 57484 об уплате земельного налога в срок до 21.01.2020 года, которое было направлено по адресу регистрации ФИО1 (<адрес>, <адрес> а также в личный кабинет налогоплательщика. Административным ответчиком налог в полном объёме не уплачен. Мировым судьёй судебного участка № <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области задолженности по налогу на имущество в размере 75699 рублей 00 копеек, пени в сумме 276 рублей 30 копеек, задолженности по земельному налогу в сумме 110 937 рублей 00 копеек, пени в размере 404 рубля 92 копейки. Определением мирового судьи судебного участка № 73 Тверской области судебный приказ от 01 марта 2021 года судебный приказ от 24.03.2020 года по делу № 2а-830-73/2020 был отменён в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит взыскать задолженность в сумме 111 341 рубль 92 копейки, в том числе задолженность по земельному налогу в размере 110 937 рублей 00 копеек, пени в размере 404 рубля 92 копеек.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, однако почтовая корреспонденция была возвращена в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебное заседание также не явился, представил отзыв на административное исковое заявление согласно которому административный ответчик возражает относительно удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что стороне административного ответчика из текста искового заявления не ясно о каких объектах недвижимости идёт речь в административном исковом заявлении, каких-либо требований об уплате налогов в адрес ответчика также не поступало. Кроме того налоговое уведомление датировано 16.08.2019 года, следовательно ответчик полагает, что речь идёт о задолженности по земельному налогу за 2018 год и ранее, в связи с чем ответчик полагает, что пропущен срок исковой давности в связи с тем, что заявление о взыскании задолженности подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В связи с данными обстоятельствами представитель административного ответчика просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ходатайств об отложении дела стороной административного ответчика не заявлено.
В силу ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база в силу ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которым по ч. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; (в ред. Федерального закона № 283-ФЗ от 28 ноября 2009 года); - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; (в ред. Федерального закона № 216-ФЗ от 24 июля 2007 года); - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; (в ред. Федерального закона № 216-ФЗ от 24 июля 2007 года); - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; (в редакции Федерального закона № 202-ФЗ от 29 ноября 2012 года); 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 297 НК РФ земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Административным истцом в личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 44678184 от 16.08.2019 года, согласно которому административному ответчику начислен, в том числе, земельный налог за 2018 год в размере 153 392 рублей 00 копеек со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.
В данном случае суд соглашается с расчетом земельного налога представленного административным истцом, поскольку налоговая база для исчисления земельного налога определена как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по правилам ст.ст. 390, 391 НК РФ и налогоплательщиком не оспорена. Начисление земельного налога произведено исходя из разрешенного вида использования и соответствующей ставке земельного налога.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В п. 1 ст. 70 НК РФ определено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Кроме того, в ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл.гл. 25, 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств и мерой ответственности за нарушение срока внесения обязательных платежей, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены. Возможность удовлетворения требования о взыскании пени зависит от действительности требования о взыскании задолженности самого налогового платежа.
В связи с тем, что к указанному в законодательстве сроку земельный налог административным ответчиком уплачен не был, административным истцом через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 57484 по состоянию на 20.12.2019 года на общую сумму 186 636 рублей 00 копеек, в том числе пени 681 рубль 22 копейки, из них 110 937 рублей 00 копеек задолженность по земельному налогу и 404 92 копейки, пени. Указанное требование также было направлено ФИО1 по адресу его регистрации, а именно: <адрес>.
Суд, проверив правильность осуществленного административным истцом расчета земельного налога, а также размера взыскиваемой суммы пеней, начисленных на недоимку по названным налогам, соглашается с ним, поскольку методика расчета задолженности является правильной, арифметических ошибок не допущено, административным ответчиком не оспорена и сомнений у суда не вызывает.
Таким образом, принимая во внимание также то, что административным ответчиком доказательства уплаты указанной задолженности по налогам и пени не представлены, сумма задолженности не оспорена, административный иск надлежит удовлетворить, взыскать с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области задолженность по обязательным платежам на общую сумму 111 341 рубль 92 копейки, в том числе недоимка по земельному налогу за 2018 года в размере 110 937 рублей 00 копеек и пени, начисленные на недоимку по земельному налогу в размере 404 рубля 92 копейки.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец при подаче административного иска освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, административные исковые требования подлежат удовлетворению, то в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом разъяснений, данных в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» № 36 от 27 сентября 2016 года, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Тверь» следует взыскать государственную пошлину по делу в размере 3426 рублей 84 копейки.
Довод представителя административного ответчика о том, что стороне административного ответчика не известно о каких объектах недвижимости идет речь в административном исковом заявлении, поскольку в адрес ответчика указанное исковое заявление не поступало, как не поступали и какие-либо требования об уплате налогов судом во внимание не принимается в связи со следующим.
Согласно материалам дела, административным истцом в личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 44678184 от 16.08.2019 года, согласно которому административному ответчику начислен, в том числе, земельный налог за 2018 год в размере 153 392 рублей 00 копеек со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года. Из указанного уведомления видно по каким именно земельным участкам налоговым органом начислена недоимка. Кроме того, в связи с тем, что к указанному в законодательстве сроку земельный налог административным ответчиком уплачен не был, административным истцом через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 57484 по состоянию на 20.12.2019 года на общую сумму 186 636 рублей 00 копеек, в том числе пени 681 рубль 22 копейки, из них 110 937 рублей 00 копеек задолженность по земельному налогу и 404 рубля 92 копейки, пени. Указанное требование также было направлено ФИО1 по адресу его регистрации, а именно: <адрес>. В связи с чем, суд приходит к выводу, что в адрес административного ответчика были направлены все необходимые документы, подтверждающие имеющуюся у него задолженность по налогам и пени. Кроме того в материалах дела имеется ходатайство представителя административного ответчика по доверенности ФИО3 согласно которому представитель административного ответчика просил отложить рассмотрение административного дела, назначенного на 24.06.2021 года для ознакомления с материалами административного дела. В связи с заявленным ходатайством, рассмотрение дела судом было отложено, представителю административного ответчика предоставлено время для ознакомления с материалами дела. ФИО3 путём направления телефонограммы по телефону, указанному в ходатайстве была разъяснена возможность ознакомления с материалами административного дела в часы работы Московского районного суда города Твери. Вместе с тем ни ФИО1, ни его представитель по доверенности ФИО3 в Московский районный суд города Твери с целью ознакомления с материалами административного дела № 2а-1539/2021 не явились, не просили об отложении слушания дела, назначенного на 14 июля 2021 года для ознакомления, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что у стороны административного ответчика имелась возможность заблаговременно ознакомиться со всеми документами, имеющимися в материалах дела № 2а-1539/2021, каких-либо препятствий в ознакомлении с делом ни административному ответчику, ни его представителю создано не было, в связи с чем, довод представителя административного ответчика о том, что им не известно по каким именно земельным участкам ФИО1 начислена недоимка, судом во внимание не принимается, поскольку при должной заинтересованности в получении указанных документов и ознакомлении с ними сторона административного ответчика могла получить необходимую информацию, однако этого сделано не было.
Кроме того, согласно отзыву на административное исковое заявление представитель административного ответчика полагает, что административным истцом пропущен предусмотренный законом срок для обращения в суд в связи с тем, что налоговое уведомление датировано 16.08.2019 года, следовательно ответчик полагает, что речь идёт о задолженности по налогу за 2018 год и ранее. Заявление о взыскании задолженности подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, следовательно срок на обращение в суд административным истцом пропущен. Однако с указанным доводом суд также не соглашается в связи со следующим.
Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено НК РФ.
В п. 3 ст. 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статьи 1 Федерального Конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. К федеральным судам общей юрисдикции относятся: 1) кассационные суды общей юрисдикции; 2) апелляционные суды общей юрисдикции; 3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды); 5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; 6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Административным истцом через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 57484 по состоянию на 20.12.2019 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.12.2019 года со сроком исполнения до 21.01.2020 года.
Из представленных материалов следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 73 Тверской области, согласно штампу на почтовом конверте 16.03.2020 года. 24.03.2020 года Мировым судьёй судебного участка № 73 Тверской области вынесен судебный приказ № 2а-830-73/2020 от 24 марта 2020 года о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области задолженности по налогам в размере 110 937 рублей 00 копеек. Определением мирового судьи судебного участка № 73 Тверской области от 01 марта 2021 года отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 73 Тверской области № 2а-830-73/2020 от 24 марта 2020 года о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области задолженности по налогам в размере 110 937 рублей 00 копеек. Административное исковое заявление поступило в Московский районный суд города Твери 14 мая 2021 года. В связи с чем суд приходит к выводу, что установленный срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области задолженность по обязательным платежам на общую сумму 111 341 рубль 92 копейки, в том числе недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 110 937 рублей 00 копеек, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу в размере 404 рубля 92 копейки.
Получатель УФК по Тверской области (Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области), ИНН <***>, КПП 695001001, банк получателя: Отделение Тверь Банка России/УФК по Тверской области г.Твери, расчетный счет: <***>, БИК: 012809106, ОКТМО: 28701000, КБК 18210606042041000110 (земельный налог), КБК 18210606042042100110 (пени по земельному налогу).
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Тверь» государственную пошлину по делу в размере 3426 рублей 84 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 июля 2020 года.
Председательствующий И.В.Боев
Дело № 2а-1539/2021 (УИД № 69RS0038-03-2021-003643-58)