Дело № 12-251/2022 (УИД № 69RS0038-03-2022-002006-38)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
25 июля 2022 года город Тверь
Судья Московского районного суда г.Твери Боев И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери жалобу защитника Открытого акционерного общества «Тверской порт» по доверенности ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области ФИО2 № 1257/6187/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ОАО «Тверской порт»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области ФИО2 № 1257/6187/69 от 19 ноября 2021 года ОАО «Тверской порт» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Защитник ОАО «Тверской порт» по доверенности ФИО1 обратился в Московский районный суд г.Твери с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст.30.1 - 30.3 КоАП РФ в которой просит признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 1257/6187/69 от 19.11.2021 года о назначении административного наказания. Дело направить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Определением судьи Московского районного суда г.Твери от 07 июля 2022 года восстановлен срок на обжалование постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области ФИО2 № 1257/6187/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ОАО «Тверской порт».
В обосновании жалобы указано, что в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из приведенных выше норм закона следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела в отсутствие таких лиц, не извещенных о времени и месте рассмотрения дела, является грубым нарушением процессуальных требований.
В данном случае, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Тверской порт» состоялось в его отсутствие. Однако, протокол и постановление по делу об административном правонарушении Общество не получало, о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Общество не извещено, следовательно, протокол об административном правонарушении и обжалуемое Постановление нельзя признать соответствующими процессуальным требованиям.
В судебном заседании защитник ОАО «Тверской порт» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил её удовлетворить. Суду также пояснил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом были допущены многочисленные нарушения требований законодательства в части направления и извещения привлекаемого к административной ответственности лица. Также пояснил, что срок хранения почтовых отправлений № 80083465070630, 80083465071507 и 80100166349398 не соответствовал требованиям абз. 2 п.34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", в связи с чем вина ОАО «Тверской порт» в неполучении указанных выше почтовых отправлений отсутствует.
В судебном заседании представитель Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО3 возражала относительно удовлетворения жалобы, считала вынесенное должностным лицом постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2021 № 744 (учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 76210021000200585043) в период с 31.08.2021 по 13.09.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица ОАО «Тверской порт».
Плановая выездная проверка проведена на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, утвержденного приказом Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2020 года № 248 и согласованного Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в отношении юридического лица ОАО «Тверской порт» на объекте с кодом - 28-0169-001699-П, по месту фактического осуществления деятельности: .
Основным видом деятельности ОАО «Тверской порт» является перевозка грузов и пассажиров по внутренним водным путям. Предприятие располагается на одной промплощадке по адресу: . Для осуществления своей деятельности ОАО «Тверской порт» использует земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью 299401,2 кв.м., под производственную базу грузового порта согласно договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 27.06.2006 № 298-1.
Актом проверки от 13.09.2021 № 612/6190/69 установлено, что производственная деятельность ОАО «Тверской порт» связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Необходимость установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПД) в атмосферу регламентирована Федеральным законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
Проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу для ОАО «Тверской порт» разработан в 2019 году. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников промышленных выбросов на объекте НВОС с кодом 28-0169-001699-П составляет 5,951486 т/год.
Согласно данным инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 год в результате деятельности ОАО «Тверской порт» в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества от 24 источников - из них 6 источников являются организованными, 18 - неорганизованными. На предприятии оборудовано 3 пылеулавливающик установки.
В соответствии с данными, представленными в программном обеспечении «Модуль природопользователя» на момент составления акта установлено, что на объекте с кодом НВОС 28-0169-001699-П находятся 28 стационарных источников выбросов, тогда как в проекте нормативов допустимых выбросов, разработанных в 2019 году - 24 источника. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников промышленных выбросов, указанных в модуле природопользователя - 4,817394 т/год, в проекте за 2019 год - 5,951486 т/год.
На основании вышеизложенного в ходе плановой выездной проверки выявлены несоответствия представленных данных между указанными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации. Корректировка данных инвентаризации источников выбросов в атмосферу в период 2019 - 2021 г. не проводилась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ОАО «Тверской порт» к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
Статьёй 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное) СПб., ОАО «НИИ Атмосфера», 2012 года при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащие хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этик источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Согласно п. 6.1 вышеуказанной методики все источники, относящиеся к конкретной производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе:
- организованные источники выбросов (источники с организованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух через специально сооруженные технические устройства;
- неорганизованные источники выбросов (источники с неорганизованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа, в том числе в результате нарушения герметичности оборудования (неплотности оборудования), отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по удалению (сбору) газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ;
- точечные источники выбросов - организованные источники выбросов, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия;
- линейные источники выбросов - источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух по установленной линии;
- площадные источники выбросов - неорганизованные источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности (площади);
- передвижные источники выбросов - источники с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух в процессе его передвижения в окружающей среде.
В рамках плановой выездной проверки установлено, что на объекте с кодом 28-0169-001699-П ОАО «Тверской порт» выявлены несоответствия представленных данных между указанными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, что является нарушением ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
На основании ст. 75 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.п.4,6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения должны быть указаны и в постановлении по делу об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении - постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении субъекта административного правонарушения, всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, во вводной и резолютивной частях постановления о назначении административного наказания № 1257/6187/69 от 19 ноября 2021 года, вынесенного государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области ФИО2 в отношении юридического лица – ОАО «Тверской порт» указано то, что юридическим лицом совершено правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ. Вместе с тем в резолютивной части указанного постановления, указано, что ОАО «Тверской порт» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Как описка, по смыслу положений статьи 29.12 КоАП РФ, вышеуказанное считаться не может, поскольку ее устранение не должно изменять содержание постановления.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области ФИО2 № 1257/6187/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ОАО «Тверской порт» подлежащим отмене, дело возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть вышеизложенное и принять постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой постановления по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов поданной жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению должностным лицом Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при новом рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области ФИО2 № 1257/6187/69 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ОАО «Тверской порт», - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.
Судья И.В.Боев
Дело № 12-251/2022 (УИД № 69RS0038-03-2022-002006-38)