ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2020-004218-07 от 04.06.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД № 69RS0040-02-2020-004218-07

Дело № 3а-90/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2021 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя – адвоката Теряева Ю.А., представителя административного ответчика Правительства Тверской области ФИО2,представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО3, представителя заинтересованного лица ООО «Тройка» ФИО4, прокурора Валайтус А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Тверской области об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую»,

установил:

распоряжением Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 № 262-рп, на основании протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 11.12.2013 № 57, ходатайств общества с ограниченной ответственностью «Мерседес-Бенц Центр Тверь» о переводе земельных участков из одной категории в другую из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка переведены:

- земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 1 распоряжения);

- земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 2 распоряжения);

- земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 3 распоряжения).

Данное распоряжение опубликовано в газете «Тверская жизнь» от 21.01.2014 № 8.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Твери с административным иском к Правительству Тверской области о признании распоряжения Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» недействующим.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было принято к производству суда, возбуждено административное дело.

Решением Центрального районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях ФИО1 было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» направлено для рассмотрения по подсудности в Тверской областной суд.

В обоснование иска указано, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», выразившимся в отсутствии исключительных обстоятельств для перевода вышеуказанных земельных участков; абзаца 5 пункта «а» части 3 Требований к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков», ввиду отсутствия подъездных путей к земельным участкам.

Вследствие состоявшегося изменения категории земель проезд к вышеуказанным земельным участкам осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами , , , принадлежащие на праве собственности ФИО1, чем нарушаются его права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель Теряев Ю.А. поддержали заявленные требования, полагая, что имелись основания для отказа в удовлетворении ходатайств о переводе земельных участков, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Помимо обстоятельств, указанных в административном исковом заявлении указывали на нарушение оспариваемым распоряжением прав административного истца как собственника 7 земельных участков. Так, по нескольким его участкам осуществляется проезд к участкам, указанным в оспариваемом распоряжении, на четырех земельных участках, собственником которых является истец; пользователями земельных участков, переведенных оспариваемым распоряжением в земли промышленности и иного специального назначения на принадлежащие истцу земельные участки выгружается мусор; в результате нарушения мелиоративной системы 4 участка истца имеют подтопления.

Представитель административного ответчика Правительства Тверской области ФИО2 полагала, что иск не подлежит удовлетворению по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддерживая позицию Правительства Тверской области.

Представитель заинтересованного лица ООО «Тройка» ФИО4 против иска возражала, считая, что прав административного истца данный нормативный правовой акт не нарушает.

Представители заинтересованных лиц Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», ФКУ «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина Москва-Санкт-Петебург Федерального дорожного агентства», извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пунктов «в», «к» части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи2 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В числе основных принципов земельного законодательства подпунктом 8 пункта 1 статьи1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, к которым в частности относятся земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1), а также земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (подпункт 3).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. В этой связи осуществление перевода земель из одной категории в другую влечёт правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных. Изменение правового режима использования земель влечет изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.

С учетом изложенного распоряжение Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» является нормативным правовым актом и может быть оспорено по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» (далее – Закон № 44-ЗО) высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.

Согласно пункту 15 статьи 13 Закона № 44-ЗО Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.

В силу части 1 статьи 38 Закона № 44-ЗО, осуществляя свои полномочия, Правительство Тверской области издает постановления и распоряжения Правительства Тверской области и обеспечивает их выполнение.

Согласно пункту 5 Регламента Правительства Тверской области, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 05.04.2012 № 50-пг, Губернатор Тверской области подписывает постановления, распоряжения Правительства Тверской области, протоколы заседаний Правительства Тверской области.

Частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мерседес – Бенц Центр Тверь» обратилось в Правительство Тверской области, ходатайствуя о переводе принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами , из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для реализации масштабного проекта по размещению в границах данных земельных участков технопарка.

ДД.ММ.ГГГГ ходатайство аналогичного содержания подано в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен Законом № 172-ФЗ и Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 № 262-рп (далее – Регламент).

Согласно пункту 1 части 2 Закона № 172-ФЗ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 Регламента в редакции, действовавшей на даты подачи ходатайств, поступившее в Правительство Тверской области ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - ходатайство) и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Министерство).

В соответствии с пунктом 4 Регламента проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия установленным законодательством требованиям обеспечивает Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Данным Регламентом в редакции, действовавшей на даты подачи ходатайств ООО «Мерседес – Бенц Центр Тверь», содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов установлены не были.

При этом пунктом 5 Регламента было предусмотрено, что в случае если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо заинтересованным лицом приложены документы, состав, форма или содержание (в том числе в случае отсутствия обоснования перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую) которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, Министерство в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства в Правительство Тверской области отказывает в рассмотрении данного ходатайства и возвращает его заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

Такие требования содержались в приказе Минсельхоза РФ от 17.05.2010№ 168 «Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов».

В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Регламента в случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия) ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в недельный срок со дня поступления ходатайства направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, получение заключения от которых необходимо в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей области знаний, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии (далее - специалисты).

В зависимости от цели перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую рецензентами выступают Министерство экономического развития Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области.

Одновременно с совершением действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство обеспечивает направление соответствующих запросов в адрес органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений Тверской области на территории которых расположены земельные участки, испрашиваемые к переводу, а также при переводе земель или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель дополнительно направляются запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области».

При необходимости представления дополнительных материалов по решению Комиссии Министерством запрашивается информация у иных организаций, специалистов, получение заключения от которых либо участие которых было рекомендовано на заседании Комиссии.

В соответствии с пунктом 19 Регламента по результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.

Постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 № 61-пп «О Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям» на территории Тверской области образована Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 раздела II Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 № 61-пп «О Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям» (в редакции Постановления Правительства Тверской области от 03.12.2013 № 612-пп) одной из основных функций Комиссии является рассмотрение вопросов об обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и принятие решений о наличии (отсутствии) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Материалами дела подтверждено, что на соответствующие запросы Министерства были получены рецензии Главного Управления архитектуры и градостроительства Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства экономического развития Тверской области, Министерства по делам территориальных образований Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, Главного Управления «Государственная инспекция по ветеринарии», Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, ФГБУ «Управление «Тверьмелиоводхоз», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», информация администрации Калининского района Тверской области, администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены ходатайства ООО «Мерседес-Бенц Центр Тверь» и принято решение об их обоснованности; предусмотренные законодательством основания для отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами: , , из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка отсутствовали.

Комиссия в соответствии с пунктом 19 Регламента рекомендовала Правительству Тверской области принять решение о переводе земельных участков из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 20 Регламента (в редакции распоряжения Правительства Тверской области от 23.07.2013 № 356-рп) Министерство осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Тверской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и направляет его в установленном порядке на согласование в Правительство Тверской области с учетом принятого Комиссией рекомендательного решения в течение 3 дней со дня поступления в его адрес протокола заседания Комиссии.

Из положений пункта 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ следует, что при отсутствии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по результатам его рассмотрения уполномоченным органом в установленные настоящим пунктом сроки принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Нарушение указанных сроков само по себе основанием к отмене акта, принятого по результатам рассмотрения ходатайства, не является.

Как было указано выше, оспариваемое распоряжение было принято Правительством Тверской области, то есть уполномоченным на то органом, вступило в законную силу со дня его подписания и опубликовано в газете «Тверская жизнь» от 21.01.2014 № 8.

Проверяя его содержание на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую приведены в статье 4 Закона № 172-ФЗ, согласно которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Материалами дела подтверждено, что в состав указанных в ходатайствах земельных участков входят сельскохозяйственные угодья (пашни) (т. 4, л.д. 12, 31, 35).

В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации как объект особой охраны названы сельскохозяйственные угодья. Основные из них перечислены в Земельном кодексе Российской Федерации: это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).

Сельскохозяйственные угодья включены в состав земель сельскохозяйственного назначения, они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию приведены в статье 7 Закона № 172-ФЗ.

Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, в соответствии с которым, как следует из оспариваемого распоряжения, был осуществлен перевод земельных участков, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 названной статьи.

Частью 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2013 № 3-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области» были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области (за исключением земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Тверской области), в частности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 145537,7 руб. или 2,5355 руб./м2, земельного участка с кадастровым номером - 145537,7 руб. или 2,5355 руб./м2, земельного участка с кадастровым номером - 145537,7 руб. или 2,5355 руб./м2.

Этим же приказом был утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальному району (городскому округу) в размере 3,63 руб./кв.м. (среднее значение по Калининскому району).

С учетом того, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , и на дату принятия оспариваемого распоряжения не превышала средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, и данные участки не были отнесены к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, прямой запрет на такой перевод отсутствовал.

Поскольку кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , и не превышала средний уровень кадастровой стоимости по Калининскому району, при осуществлении перевода земельных участков из одной категории земель в другую не требовалось подтверждения отсутствия иных вариантов размещения промышленных объектов, под которые испрашивался перевод.

При этом, как следует из информации, полученной от Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от ДД.ММ.ГГГГ, иных вариантов размещения промышленных объектов, под которые испрашивался перевод, не имелось.

Таким образом, основания для отказа в переводе земельных участков, приведенные в пункте 1 статье 4 Закона № 172-ФЗ, на которые указал представитель административного истца, отсутствовали.

Оснований отказа в переводе земельных участков, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ, также не имелось в связи с ниже приведенным.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в статьях 11, 12 которого содержатся исчерпывающие перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня.

В положениях названного закона требований о необходимости проведения государственной экологической экспертизы при принятии решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель сельскохозяйственных угодий, в земли промышленности и иного специального назначения не содержится.

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что земельные участки с кадастровыми номерами , , согласно Генеральному плану развития муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 26.12.2011 № 69, входили в категорию земель промышленности и иного специального назначения; по Правилам землепользования и застройки территорий муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 24.12.2012 № 52, данная территория отнесена к производственной зоне.

Согласно пункту 4 статьи 34 упомянутых Правил производственные зоны (индекс П) предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно - защитных зон таких объектов.

Таким образом, несоответствия испрашиваемой категории земельных участков: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения указанным в пункте 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ документам не установлено.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте «а» пункта 28 постановления Пленума от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При таких обстоятельствах доводы административного истца об отсутствии исключительной необходимости и целесообразности перевода земель из одной категории в другую и несоответствии оспариваемого распоряжения положениям части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Доводы административного истца о том, что то оспариваемое распоряжение принято с нарушением абзаца 5 пункта «а» части 3 Требований к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков», суд также считает не состоятельными, ввиду того, что настоящий документ спорные правоотношения не регулирует и устанавливает требования к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к управляющей компании промышленного технопарка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты технологической инфраструктуры и промышленной инфраструктуры, находящимся в составе промышленного технопарка.

Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемое распоряжение принято без учета рецензии Министерства сельского хозяйства Тверской области, изложенной в письмах от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 11-12) и от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 14), об отсутствии исключительности перевода данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, заключения Министерства экономического развития Тверской области, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 19), о нецелесообразности перевода данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения категорию земель промышленности и иного специального назначения, информации Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 35-39), а также информации ФКУ Упрдор «Россия», изложенной в письмах от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 49-50), от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 51-52), от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4, л.д. 49-57), не состоятельны, поскольку для принятия оспариваемого решения надлежало на основании совокупности всех представленных документов установить наличие обоснованности и исключительности перевода земельных участков из одной категории в другую категорию и отсутствие предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

При установлении обоснованности и исключительности перевода земельных участков, а также отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в их переводе, результатом рассмотрения данных ходатайств мог быть только акт о переводе земельных участков.

Кроме того, на дату принятия оспариваемого распоряжения проектная документация «Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Реконструкция автомобильной дороги М-10 «Россия» Москвы - Тверь, - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 156+000 км 178+180 (обход г. Твери) со строительством двух транспортных развязок в разных уровнях на км 164 и км 173, Тверская область», в рамках реализации которого предполагалось изъятие указанных земельных участков для государственных нужд, не только не была утверждена в установленном порядке, но и не имела положительного заключения государственной экспертизы. Положительные заключения были получены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а проектная документация утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства от 03.04.2014 № 600-р. 5.4.12.1. Принятие решения о предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги федерального значения само по себе не влечет ни ограничения перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию либо запрета на такой перевод.

В ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения и доводы административного истца о нарушении оспариваемым распоряжением его прав как собственника принадлежащих ему следующих земельных участков:

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ);

- с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель <данные изъяты> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ).

Ссылки представителя административного истца на нарушение оспариваемым нормативным актом прав последнего, выразившееся в проезде через принадлежащие ему земельные участки к складским помещениям, возведенным на земельных участках, образованных из земельных участков, указанных в оспариваемом распоряжении, суд находит не состоятельными. Причинно-следственная связь между принятием оспариваемого распоряжения и предполагаемым нарушением прав административного истца в связи с проездом к вновь образованным земельным участкам отсутствует, а право административного истца в случае его нарушения подлежит защите в рамках гражданского судопроизводства.

Доводы административного истца о том, что принадлежащие ему земельные участки засоряются отходами и мусором со складов, расположенных на земельных участках, перевод которых осуществлен, объективными данными не подтверждены, кроме того, сами по себе они правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку не направлены на установление обстоятельств, указанных в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение о переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, не может быть признано недействующим в случае установления факта нарушения каких-либо санитарных правил пользователями объектов, расположенных на земельных участках, перевод которых осуществлен, либо иными лицами.

Доводы административного истца о том, что происходит подтопление принадлежащих ему земельных участков в связи с наличием на переводимых земельных участках осушительной системы и возможным вследствие издания оспариваемого распоряжения нарушением её целостности, безосновательны. Факт подтопления принадлежащих истцу земельных участков не доказан, основания полагать, что при его подтверждении оно явилось следствием издания оспариваемого распоряжения, у суда отсутствуют. В случае повреждения целостности закрытой осушительной сети и нарушения этим прав административного истца последний вправе требовать их защиты в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, согласно части 3 статьи 5 Закона № 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 №246-ФЗ) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.

Из положений части 6 статьи 3 Закона № 172-ФЗ следует, что акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.

Представленными в дело выписками из ЕГРН подтверждено, что после вступления оспариваемого распоряжения в законную силу из земельных участков с кадастровыми номерами: , , образованы земельные участки с кадастровыми номерами: , , , отнесённые к категории земель <данные изъяты>, которые были поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, изменился субъектный состав их правообладателей.

Из земельного участка с кадастровым номером образованы земельные участки с кадастровыми номерами , и , сведения о которых в ЕГРН носят временный характер.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Из земельного участка с кадастровым номером (снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ), образованы земельные участки с кадастровыми номерами и .

Из земельного участка с кадастровым номером (снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ) образованы земельные участки с кадастровыми номерами , , , и .

При таких обстоятельствах признание оспариваемого распоряжения недействующим более чем через восемь лет после его принятия повлекло бы нестабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений, а также нарушение баланса частных и публичных интересов.

Обстоятельства перевода земельных участков и их новый правовой режим могли и должны были быть известны ФИО1 при приобретении земельных участков с кадастровыми номерами: , и , и не повлияли на его волеизъявление о приобретении данных участков, что также подтверждает отсутствие нарушения его прав оспариваемым распоряжением.

Ссылки заинтересованных лиц на пропуск ФИО1 срока обращения в суд не основаны на законе, так как в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия.

Поскольку порядок перевода земель из одной категории в другую не нарушен, обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, не установлены, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Тверской области об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Пержукова

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.В. Пержукова