ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-004015-50 от 10.08.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

УИД № 69RS0040-02-2021-004015-50

Дело № 12-1866/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

10 августа 2021 года город Тверь

Судья Центрального районного суда города Твери Давыденко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Министерства транспорта Тверской области - Бойковой И.А. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Гришина П.В. от 22 апреля 2021 года №15/21/69042-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства транспорта Тверской области,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Гришина П.В. от 22 апреля 2021 года №15/21/69042-АП Министерство транспорта Тверской области признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д.40-41).

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Министерства транспорта Тверской области – Бойкова И.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Полагая, что постановление вынесено незаконно, с нарушением норм материального и процессуального права, в обоснование жалобы указывает следующее.

Решением Центрального районного суда города Твери от 24 ноября 2017 года по делу № 2а-1619/2017 (далее - решение суда) на Министерство транспорта Тверской области (далее - Министерство) и государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах полномочий каждого из данных административных ответчиков в срок до 01 июля 2018 года возложена обязанность организовать приведение автомобильной дороги 2 класса Павловское – Леушино протяженностью 5,4 км, автомобильной дороги 3 класса Леушино – Семеновское протяженностью 1,7 км, в соответствие с положениями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию данных автомобильных дорог.

Министерством в рамках исполнения Решения организована работа по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверской области Павловское - Леушино протяженностью 5,4 км в Кашинском районе Тверской области.

В целях исполнения Решения и в соответствии с требованиями постановления Правительства Тверской области от 08.02.2018 № 50-пп «О порядке ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области» Министерством организована работа по включению мероприятий по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Тверской области Леушино- Семеновское протяженностью 1,7 км в Кашинском районе Тверской области (далее - Объект) в Программу дорожных работ на 2020-2022 годы, утвержденную распоряжением Правительства Тверской области от 25.12.2019 № 960-рп «О Программе дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в 2020 - 2022 годах» (далее - программа дорожных работ).

Программа дорожных работ на 2020 год формировалась по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог с учетом анализа аварийности, социальной значимости автомобильных дорог, жалоб и обращений граждан о состоянии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области.

Ввиду того, что объем финансирования по отрасли дорожное хозяйство, предусмотренный в законе Тверской области от 28.12.2019 № 71-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», являлся недостаточным для реализации Программы дорожных работ, лимиты бюджетных обязательств распределены постановлением Правительства Тверской области от 05.03.2019 № 75-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10.11.2015 № 525-пп» на социально - значимые, находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии автомобильные дороги и мостовые сооружения.

Реализация Объекта планировалась в рамках дополнительных бюджетных ассигнований государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016- 2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Тверской области от 10.11.2015 № 525-пп.

При этом согласно ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования любого уровня собственности, осуществляется за счет средств соответствующих дорожных фондов.

Источники формирования дорожного фонда Тверской области определены в ст.2 закона Тверской области от 28.12.2011 № 88-ЗО «О дорожном фонде Тверской области», иные источники отсутствуют.

В соответствии с требованиями действующего законодательства главный распорядитель бюджетных средств имеет право выйти с предложением об увеличении объёма финансирования по соответствующей отрасли на бюджетную комиссию Тверской области указывав источник финансирования.

В соответствии требованиями действующего законодательства главный распорядитель бюджетных средств имеет право выйти с предложением об увеличении объёма финансирования по соответствующей отрасли на бюджетную комиссию Тверской области указывав источник финансирования.

Восстановление в 2021 году неиспользованных остатков Дорожного фонда Тверской области в соответствии с требованием ст. 179.4 Бюджетного Кодекса РФ возможно по результатам соответствующего отраслевого совещания.

Отраслевое совещание на тему «О Программах дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области на 2021 - 2023 годы» состоялось в первом квартале 2021 года.

Одновременно, выполнение работ по ремонту Объекта возможно только в период летнего содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области.

Начало и окончание периодов летнего и зимнего содержания на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тверской области определяются в соответствии с пунктом 9 Порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па и на основании распоряжения ГКУ «Дирекция ТДФ».

Исходя из сложившейся практики и природно - климатических условий летний период содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области длится в течение шести месяцев (апрель - октябрь).

Таким образом, с учетом сроков, предусмотренных действующим законодательством, начало работ возможно не ранее начала периода летнего содержания 2020 года.

При этом сроки организации работ по ремонту определены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и могут занимать до 60 дней.

Следовательно, у Министерства в настоящее время отсутствует законная возможность исполнить решения суда.

В связи с чем, Министерство обратилось в Центральный районный суд г. Твери с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения Решения.

Определением Центрального районного суда г. Твери 21.04.2021 Министерству предоставлена рассрочка исполнения Решения.

Таким образом, рассматривая заявление Министерства об отсрочке исполнения Решения, судом установлены обстоятельства, влекущие за собой возможность ее предоставления. Судом установлены обстоятельства являющими препятствием для исполнения Решения.

При составлении протокола № 15 об административном правонарушении Министерством дано объяснение судебному приставу исполнителю МО по ВИП Управления ФССП Росси по Тверской области, указано на невозможность исполнения решения суда, в обоснование доводов приведены основания аналогичные основаниям, указанным в заявлении о рассрочке исполнения Решения.

Однако доводы Министерства не учтены старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительны производствам МО по ВИП Управления ФССП России по Тверской области (далее - судебный пристав) и, по его мнению, не являются препятствием к совершению исполнительских действий.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Министерства к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица выводы о неисполнении Министерством содержащегося в исполнительном листе, выданном Центральным районным судом г. Твери по делу № 2а-1619/2017 после вынесения 24.02.2021 постановления о взыскании исполнительского сбора.

По мнению Министерства, Постановление законным признать нельзя.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доводы Министерства о невозможности исполнения Решения судебным приставом, не проверены, надлежащая оценка им не дана.

Министерством, в рамках представленных ему полномочий приняты исчерпывающие меры по исполнению Решения, а также предоставлена отсрочка его исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Вопреки вышеуказанным требованиям закона, новый срок Министерству не устанавливался.

Постановление о назначении нового срока от 26.04.2021, к событиям настоящего административного правонарушения не относится, поскольку оно вынесено после составления Протокола (л.д.9-15).

В судебном заседании защитник Министерства транспорта Тверской области Бойкова И.А. доводы жалобы по изложенным в ней основаниям поддержала, просила учесть, что определением Центрального районного суда города Твери от 21 апреля 2021 года Министерству транспорта Тверской области предоставлена рассрочка исполнения решения Центрального районного суда города Твери от 24 ноября 2017 года по делу №2а-1619/2017на срок до 31 декабря 2021 года.

В судебное заседание начальник отделения – старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Гришин П.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав Бойкову И.А., исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением Центрального районного суда города Твери от 24 ноября 2017 года в срок до 01 июля 2018 года Министерство транспорта Тверской области и государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах полномочий каждого из данных административных ответчиков обязаны организовать приведение автомобильной дороги 2 класса Павловское – Леушино протяженностью 5,4 км, автомобильной дороги 3 класса Леушино – Семеновское протяженностью 1,7 км, в соответствие с положениями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию данных автомобильных дорог.

14 ноября 2018 года на основании исполнительного документа – исполнительного листа №023038449 от 08.06.2018, выданного Центральным районным судом города Твери, возбуждено исполнительное производство №11495/18/69042-ИП.

В 2018 году Министерством организована работа по восстановлению изношенного покрытия автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверской области Павловское - Леушино протяженностью 5,4 км. В то же время приведение автомобильной дороги Леушино – Семеновское протяженностью 1,7 км в соответствие с положениями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию данных автомобильных дорог, до настоящего времени не исполнено.

Судебными актами Центрального районного суда города Твери по делу № 2а-1619/2017 должнику неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения, в том числе: определением Центрального районного суда г. Твери от 30 января 2019 года должнику Министерству транспорта Тверской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда в срок до 30 ноября 2019 года; определением от 10 февраля 2020 года – предоставлена отсрочка исполнения решения суда в срок до 30 сентября 2020 года.

11 февраля 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 24 февраля 2021 года.

16 марта 2021 года судебным приставом исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Тверской области Ивановой Е.А. в отношении Министерства транспорта Тверской области составлен протокол об административном правонарушении №15, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, которым вменено неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Гришина П.В. от 22 апреля 2021 года № 15/21/69042-АП Министерство транспорта Тверской области признано виновным в совершении указанного административного правонарушения.

Проверяя законность привлечения Министерства транспорта Тверской области к административной ответственности, прихожу к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Однако при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено должностному лицу, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение требования, содержащегося в исполнительном документе, на основании решения суда. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.

Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и положений ч.1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 ноября 2018 года исполнительному производству №11495/18/69042-ИП Министерством транспорта Тверской области не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования в срок, установленный для добровольного исполнения. Должнику неоднократно представлялась отсрочка исполнения решения суда, срок окончания последней отсрочки истек 30 сентября 2020 года.

11 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Министерства транспорта Тверской области исполнительского сбора, установлен новый срок для исполнения – до 24 февраля 2021 года включительно (л.д. 52-53).

Событие административного правонарушения наступило по истечении указанной даты.

Вместе с тем время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в составленном в отношении юридического лица протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения оно не указано.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

При вынесении постановления по настоящему делу должностным лицом оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его судебному приставу-исполнителю для устранения недостатков.

Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебным приставом и судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Гришина П.В. от 22 апреля 2021 года № 15/21/69042-АП вынесенное в отношении Министерства транспорта Тверской области не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Гришина П.В. от 22 апреля 2021 года №15/21/69042-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта Тверской области - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Давыденко

УИД № 69RS0040-02-2021-004015-50

Дело № 12-1866/2021