ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-004730-39 от 28.04.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-31/2022 (УИД № 69RS0040-02-2021-004730-39)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года город Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Крякове Д.Н.

с участием истца Киселевой Л.Н.

представителя истца – адвоката Лира А.И.

представителя ответчика –Правительства Тверской области по доверенности Дроновой А.И.

представителя ответчика Администрации г.Твери по доверенности Антоновой Н.А.

представителя ответчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г.Твери по доверенности Малиновской А.В.

представителя ответчика – Администрации Центрального района г.Твери по доверенности Герасимец Н.Н.

представителя ответчика – Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности Солохиной Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери с применением системы видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Киселевой Л.Н. к Администрации г.Твери, Правительству Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери, Администрации Центрального района г. Твери о возложении обязанности поставить истца на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц,

у с т а н о в и л :

Киселева Л.Н. обратилась в суд к Администрации г.Твери о возложении обязанности поставить на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц.

Определениями суда от 07.09.2021 года, 07.10.2021, 31.01.2022, 18.03.2022 года, занесенными в протокол судебного заседания, а также с учетом уточнений исковых требований, к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г.Твери, Администрация Центрального района г.Твери, Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Министерство социальной защиты Тверской области.

В обоснование исковых требований указано, что Киселева Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 1947 по 1951 год проживала в г.Калинин (Тверь) по <адрес> отцом ФИО и матерью – ФИО.

Отец заявителя ФИО 10.11.1951 г. был арестован по политическим мотивам, и освобожден 04.05.1956 года с последующей реабилитацией. Мать Киселевой Л.Н. была подвергнута политическим репрессиям, и в последствии реабилитирована.

Киселева Л.Н. на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года № 1761-1 признана пострадавшей от политических репрессий, в связи с чем Прокуратурой Тверской области была выдана справка о реабилитации от 17.08.2001 г.

Заявитель обратилась в Администрацию г.Твери с заявлением о постановке на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц. 08.04.2021 года Киселевой Л.Н. было отказано в постановке на учет, со ссылкой на то, что Закон Тверской области от 29.12.2004 №80-ЗО «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» не предусматривает обеспечение жильем лиц, пострадавших от политических репрессий.

Со ссылкой на нормы Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой» Киселева Л.Н. считает действия ответчиков незаконными. Намерена вернуться и проживать в г. Твери, но в настоящее время не имеет возможности в связи с отсутствием жилья в Твери.

В связи с данными обстоятельствами Киселева Л.Н. обратилась в суд и просит обязать ответчиков поставить ее на учет по обеспечению жилыми помещениями для реабилитированных лиц.

В судебном заседании истец Киселева Л.Н., ее представитель – адвокат Лир А.И. просили удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Правительства Тверской области по доверенности Дронова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменную позицию по делу, которая приобщена к материалам дела. При этом, представитель суду пояснила, что Правительство Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, поскольку Закон Тверской области от 29.12.2004 № 80-30 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» не предусматривает такие меры поддержки, как предоставление жилых помещений при возвращении реабилитированных лиц на предыдущее место жительства. Однако, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан A.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой» установлено, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, законодателям субъектов Российской Федерации внести в законодательные акты, регулирующие порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления. Однако такие изменения в законодательство Тверской области на сегодняшний день не внесены. Согласно положениям пунктов 3, 3.1 статьи 14 ЖК РФ учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений ведут органы местного самоуправления. Данная норма закреплена в федеральном законодательстве и не противоречит, а соотносится с положениями Постановления Конституционного Суда РФ.

Представитель ответчика - Администрации г. Твери по доверенности Антонова Н.А., представитель ответчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери по доверенности Малиновская А.В., представитель ответчика – Администрации Центрального района г.Твери по доверенности Герасимец Н.Н. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам возражений, приобщенных к материалам делу. Указали на то, что Законом Тверской области от 29.12.2004 №80-ЗО «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», не предусмотрено обеспечение жильем указанной категории граждан.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности Солохина Н.И. просила отказать в удовлетворении искового заявления, по доводам изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела.

Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Киселева Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 1947 по 1951 годы проживала в <адрес> (ныне Тверь) по <адрес> отцом ФИО и матерью ФИО. Отец Киселевой Л.Н. - ФИО был арестован по политическим мотивам, и освобожден 04.05.1956 года с последующей полной реабилитацией. Мать истца – ФИО. была подвергнута политическим репрессиям, и впоследствии реабилитирована. Истец Киселева Л.Н. на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», на основании справки прокуратуры Тверской области от 17.08.2001 г. как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца –ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.

Киселева Л.Н. обратилась в Администрацию г.Твери с заявлением о принятии её на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц. 08.04.2021 года Администрацией г.Твери было отказано в постановке на учет, с указанием на то, что на территории Тверской области меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, установлены Законом Тверской области от 29.12.2004 №80-ЗО «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», которым не предусмотрено обеспечение жильем указанной категории граждан.

В связи с чем, Киселева Л.Н. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Суд считает, что доводы Киселевой Л.Н. в обоснование иска, заслуживают внимания.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституция Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 45; статья 46, части 1 и 2; статьи 52 и 53) гласит, что в России как демократическом правовом государстве права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба на основе принципа уважения и охраны достоинства личности и этим определяются смысл, содержание и применение соответствующих законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а реализация указанных прав защищается правосудием. Возникновение же между гражданами и государством конституционно-правовых отношений по поводу возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, обусловлено самим фактом причинения такого вреда.

Данный подход согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности, которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (постановления от 3 мая 1995 года N 4-П, от 15 января 1999 года N 1-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 14 июля 2011 года N 16-П). В противном случае нарушались бы не только предписания статей 21 (часть 1), 46 (часть 1), 52 и 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право каждого на защиту достоинства личности, на обеспечение государством доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, но и провозглашенный ее статьей 19 принцип равенства всех перед законом и судом. На государство возлагается обязанность предоставить эффективную поддержку гражданам, у которых в результате действий государства, причинивших ущерб, невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития.

Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 согласуется с вытекающими из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженными в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требованиями соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и является специальным нормативным правовым актом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. При принятии данного Закона федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости. Целью данного Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба (преамбула).

Тем самым Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» объективировал возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических репрессий, и Российской Федерацией как правопреемником СССР - государства, с деятельностью которого связано причинение вреда, по своему характеру представляющего собой вред, реально неисчисляемый и невосполнимый. Это обязывает Российскую Федерацию стремиться к возможно более полному возмещению такого вреда на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала. В силу своего специального предназначения все способы и формы возмещения вреда, установленные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", входят в признанный государством объем возмещения вреда.

Кроме того, из статьи 1 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип правового государства, в системном единстве с ее статьями 2, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 53 и 55 (части 2 и 3) следует, что в сфере восстановления прав жертв политических репрессий требуется установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы им стабильность их официально признанного правового статуса как участников соответствующих конституционно-правовых отношений, и что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на специальном поселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, ввязанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1-О реабилитации жертв политических репрессий» расходные обязательства до обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 2, 11 (часть 3), 18, 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1), 76 (части 1 и 2) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, закрепляя различного рода меры, направленные на восстановление и защиту прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на возмещение причиненного им вреда, вправе определить степень и формы участия субъектов Российской Федерации в реализации этих мер, в том числе путем передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и ее субъектов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 462-О).

Субъекты Российской Федерации, таким образом, имеют возможность наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными федеральным законом, установить в своем законе или ином нормативном правовом акте дополнительные гарантии этих прав, направленные на их конкретизацию, создание дополнительных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон.

Осуществляя такое регулирование, законодатель субъекта Российской Федерации не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав, и снижать уровень гарантий, закрепленных на основе Конституции Российской Федерации федеральными законами, а также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, поскольку таковые - в определенных Конституцией Российской Федерации целях и пределах - может устанавливать только федеральный законодатель (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 1996 года N 15-П, от 18 июля 2012 года N 19-П и др.).

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается определять не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических возможностей.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376- О-П).

Вместе с тем, по смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются и иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, закрепленным в данном Кодексе и (или) в этих специальных нормативных правовых актах, в порядке, установленном данным Кодексом, если иной порядок не предусмотрен этими актами.

Для отдельных категорий граждан федеральный законодатель также установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 данного Кодекса).

При этом, исходя из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации допускает различия в нормативном регулировании отношений по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма тем или иным упомянутым в законе категориям граждан, именно к компетенции федерального законодателя относится установление - с учетом особой роли Жилищного кодекса Российской Федерации как кодифицированного акта в регулировании жилищных отношений и возможности закрепления норм жилищного законодательства в иных нормативных правовых актах - конкретного механизма реализации различными категориями граждан, в том числе реабилитированными лицами, права на предоставление им жилых помещений, включая определение условий и очередности их предоставления.

Таким образом, в силу положений статей 1, 2, 7, 11 (часть 3), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 (части 2 и 3), 71 (пункт "в") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, должно быть осуществлено федеральным законодателем исходя из баланса интересов всех категорий граждан, которые в силу соответствующих юридических оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями, включая условия и очередность их предоставления.

Отсутствие же в федеральном законе специального нормативного обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, порождает неопределенность в отношении возможности реализации этого права указанной категорией лиц - притом что их интерес в обеспечении жилыми помещениями конкурирует с таким же интересом иных категорий граждан, за которыми законодателем по социально значимым основаниям признано право на улучшение жилищных условий и которые обеспечиваются жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой» установлено, что обеспечение конституционного баланса интересов рассматриваемых категорий граждан предполагает специальный подход к регулированию порядка обеспечения реабилитированных лиц жилыми помещениями, отвечающий принципу социальной справедливости в отношении всех других нуждающихся в жилье категорий граждан, имущественное положение которых не позволяет удовлетворить эту потребность самостоятельно. Это, в свою очередь, не исключает возможности установить специальный порядок учета и определения дальнейшей судьбы имеющихся у реабилитированных лиц, за которыми признано право возвратиться для проживания на прежнее место жительства, жилых помещений в населенном пункте, в котором они проживали ранее (в том числе путем закрепления условий его осуществления применительно к тем или иным фактическим обстоятельствам).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 10.12.2019 N 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой» указал, что отсутствие в правовом регулировании порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в субъекте РФ специальных правил в отношении лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, приводит к необходимости выбора в конкретной правоприменительной ситуации между общими нормами различной отраслевой природы, одни из которых (жилищные) не учитывают необходимость возмещения вреда жертвам политических репрессий в признанном государством объеме, а другие (о последствиях реабилитации) - не содержат механизма такого возмещения. В подобных условиях лица, за которыми федеральным законодателем признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, лишены возможности в случае возвращения на прежнее место жительства встать на учет для обеспечения жилыми помещениями в субъекте РФ и, как следствие, реализовать признанное за ними государством (федеральным законодателем) право.

В соответствии с п.п. 2, 3 резолютивной части указанного Постановления Конституционного суда законодателям субъектов Российской Федерации, в том числе законодателю города Москвы, надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в законодательные акты, регулирующие порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Судом установлено, что изменения, регулирующие порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещения родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в Тверской области не приняты. Обеспечение жильем на территории Тверской области в качестве мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических депрессий, Законом Тверской области от 29.12.2004 № 80-30 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», также не установлено.

Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10.12.2019 № 39-П до внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Отсутствие в Тверской области регионального нормативного акта, регулирующего порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, нарушают конституционные права реабилитированных лиц.

Суд считает правильным возложить обязанность на Правительство Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области по постановке на учет по обеспечению жилыми помещениями для реабилитированных лиц истца Кисилеву Л.Н.. При этом, суд обращает внимание ответчиков, что вопреки требованиям законодателя, вопреки и в нарушение положениям Конституции Российской Федерации, требованиям, которые изложены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 года № 39-П, законодательное регулирование по принятию на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, на территории Тверской области отсутствует.

Установленные фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего спора вступают в противоречие с целевым назначением права реабилитированных лиц (в частности, тех из них, которые являются детьми реабилитированных лиц, утративших в связи с репрессиями жилые помещения в Тверской области, и которые родились в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении) возвращаться для проживания на прежнее место жительства, что влечет фактическую невозможность его реализации и тем самым препятствует возмещению вреда соответствующей категории граждан в гарантированном государством объеме.

В связи с чем, требования истца Киселевой Л.Н. в части требований к Правительству Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, о возложении обязанности поставить истца на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц подлежат удовлетворению.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации г.Твери, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г.Твери, Администрации Центрального района г. Твери, суд исходит из следующего.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в то числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п. 3, 3.1 части 1 статьи 14 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления.

На основании Закона Тверской области от 27.09.2005 № 112-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон), состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тверской области.

Признание граждан малоимущими является обязательным условием для постановки на учет и осуществляется согласно Закону Тверской области от 17.09.2005 № 112-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда».

Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими», утвержденному постановлением Администрации города Твери от 22.05.2012 № 934, и административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденному постановлением Администрации города Твери от 11.04.2012 № 735, признание граждан малоимущими и постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляются администрациями районов в городе Твери по месту жительства гражданина.

Таким образом, согласно действующему законодательству для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений необходимо иметь регистрацию по месту жительства в городе Твери и быть признанным в установленном порядке малоимущим. Признание граждан малоимущими и постановка на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений осуществляется администрациями районов в городе Твери по месту жительства граждан.

Вместе с тем, данные положения Закона Тверской области № 27.09.2005 № 112-ЗО, устанавливающие общий порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда Тверской области, в отсутствие специального регулирования не применяются к лицам, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, т.е. указанные лица, не относятся ни к одной из категорий жителей Тверской области или иным категориям граждан, которые поименованы в Законе Тверской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» от 27.09.2005 № 112-ЗО.

Следовательно, органами местного самоуправления г. Твери Киселева Л.Н. не может быть поставлена на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц.

В связи с чем, суд считает правильным отказать Киселевой Л.Н. в части заявленных исковых требований к Администрации г. Твери, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери, Администрации Центрального района г. Твери о возложении обязанности поставить истца на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Киселевой Л.Н. к Администрации г.Твери, Правительству Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери, Администрации Центрального района г. Твери о возложении обязанности поставить истца на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц – удовлетворить частично.

Обязать Правительство Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области поставить Киселеву Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц.

В удовлетворении исковых требований Киселевой Л.Н. к Администрации г. Твери, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери, Администрации Центрального района г. Твери, о возложении обязанности поставить истца на учет по обеспечению жилым помещением для реабилитированных лиц - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Н.В. Булыгина.

Мотивированное решение суда составлено 11 мая 2022 года.

Дело № 2-31/2022 (УИД № 69RS0040-02-2021-004730-39)