УИД № 69RS0040-02-2022-000448-97
Дело № 12-311/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
11 апреля 2022 года город Тверь
Судья Центрального районного суда города Твери Давыденко Н.В., рассмотрев жалобу Красновой Л.М. на постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 18 ноября 2021 года №069/04/7.30-182/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Красновой Л.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 18 ноября 2021 года № 069/04/7.30-182/2021 должностное лицо – руководитель отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Краснова Л.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 18-19).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Краснова Л.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что закупочная деятельность в обособленном подразделении «ТверьАтомЭнергоСбыт» регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012 №37) (далее - ЕОСЗ) и другими документами в области закупочной деятельности.
Извещение о проведении закупки и закупочная документация на проведение открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание клининговых услуг по уборке офисных помещений для нужд «ТверьАтомЭнергоСбыт» опубликованы «24» февраля 2021 года на официальном государственном сайте http://www.zakupki.gov.ru/http://www.zakupki.gov.ru/ закупка 32110022862, на официальном сайте по закупкам атомной отрасли http ://zakupki.rosatom.ru/, закупка № 210224/1663/038, на ЭТП Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», закупка № 129269407 с начальной (максимальной) ценой 8 099 843 (Восемь миллионов девяносто девять тысяч восемьсот сорок три) рубля 34 копейки с учетом НДС 20%.
Протоколы, составленные в ходе закупки, размещены в сроки (не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов), установленные частью 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и пунктом 1.5 части 2 тома 1 Закупочной документации.
На основании пункта 1.5 части 2 тома 1 Закупочной документации организатором закупки протоколы размещаются на электронной торговой площадке и официальном сайте по закупкам атомной отрасли. На официальном государственном сайте (Единой информационной системе) протоколы размещаются оператором электронной торговой площадки.
После проведения закупки были проведены преддоговорные переговоры о снижении цены договора на основании пункта «а» части 2 статьи 9.3 ЕОСЗ. В ходе преддоговорных переговоров цена договора осталась на прежнем уровне, таким образом, договор заключен на условиях, указанных в итоговом протоколе.
По итогам преддоговорных переговоров сформирован протокол №129269407- 6 от 16.04.2021 года, который размещается организатором закупки на официальном сайте не позднее одного рабочего дня, следующего после дня его подписания (с учетом положений ч. 3 ст. 6.2.1) в соответствии с пунктом 12.3 части 2 тома 1 Закупочной документации.
Проведение преддоговорных переговоров осуществляется на основании статьи 9.3. ЕОСЗ и является необязательной процедурой.
Законом № 223-ФЗ не регламентируется проведение преддоговорных переговоров, а только установлено частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Но, как указывалось выше, договор заключен на условиях, указанных в итоговом протоколе; никакие изменения не вносились.
Кроме того, исходя из содержания пунктов 12-14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ к протоколам, составляемым в ходе осуществления закупки, относятся протоколы, составляемые по результатам каждого из этапа закупки.
Итоговым протоколом является протокол, содержащий в себе результаты проведения закупки как таковой.
Исходя из вышеизложенного, протокол преддоговорных переговоров не является протоколом, составляемым в ходе и закупки и по ее итогам; данный документ может быть составлен за пределами закупки, которая признана состоявшейся и оконченной (завершенной).
Как вывод, процедура его размещения не регламентирована положениями Закона № 223-ФЗ и его неразмещение/несвоевременное размещение не может являться нарушением норм федерального законодательства в области осуществления закупок товаров, работ, услуг, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Таким образом, в размещении 30.04.2021 протокола преддоговорных переговоров №129269407-6 от 16.04.2021 отсутствуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ (нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ).
Полагает, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, и учитывая, что Краснова Л.М. впервые привлекается к административной ответственности за указанное правонарушение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего ответственность, добросовестность и своевременность размещения в ЕИС обязательных документов по проведенной закупке товаров, работ, услуг, имеются все основания для признания правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем просит ограничиться устным замечанием (л.д. 2-7).
В судебном заседании Краснова Л.М. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Суду пояснила, что факт нарушения признает, при этом полагает, что не должна привлекаться к административной ответственности.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тверской области Вершинская И.А. критиковала доводы жалобы. Полагала, что постановление должностного лица законно и обоснованно.
Временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключникова Е.В. ходатайствовала о рассмотрении жалобы без участия представителя Управления, в связи с чем на основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Выслушав Краснову Л.М., Вершинскую И.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
При этом согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном Законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального, закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления конкурентных и неконкурентных закупок способами, указанными в частях 3.1, 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Осуществление ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» закупок способами, указанными в частях 3.1, 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (с изменениями от 14.07.2021 № 147) (далее - Положение о закупках).
Пунктом 9 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках предусмотрено проведение переговоров с участниками запроса предложений.
В любой момент после проведения отборочной стадии рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, но до проведения (при необходимости) процедуры переторжки, по решению комиссии, проводятся переговоры с допущенными участниками, если извещением о проведении закупки предусмотрена возможность проведения переговоров. Переговоры проводятся комиссией. Переговоры проводятся в отношении любых аспектов заявок участников запроса предложений в целях разъяснения заявок либо их улучшения в интересах заказчика, кроме изменения цены предложений и предмета закупки.
Согласно подпункту 9.3 пункта 9 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках, переговоры с каждым из участников оформляются отдельным актом. Данный акт подписывается организатором, присутствующими на переговорах членами комиссии и участником запроса предложений. Все акты размещаются одновременно на официальном сайте и на ЭТП в течение 1 (одного) рабочего дня после завершения переговоров со всеми допущенными участниками.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения закупки ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» 07.04.2021 размещен протокол подведения итогов №129269407-5 от 05.04.2021.
16.04.2021 подписан протокол преддоговорных переговоров № 129269407-6, однако размещен протокол на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок только 30.04.2021.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения 22 сентября 2021 года заместителем прокурора Тверской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (л.д. 27-29).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя – начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 18 ноября 2021 года №069/04/7.30-182/2021 должностное лицо - руководитель отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Краснова Л.М. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.7.32.3 КоАП РФ (л.д. 18-19).
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приказом от 03.05.2018, должностной инструкцией руководитель отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (до 15.07.2021 руководитель группы закупочных процедур управления административно-хозяйственного обеспечения обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт») Краснова Л.М. размещает документы, связанные с проведением закупок на официальных сайтах и ЭТП (при их применении).
С учетом изложенного, должностное лицо – руководитель отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Краснова Л.М. является субъектом вмененного административного правонарушения.
Признавая Краснову Л.М. виновной в совершении вмененного ей административного правонарушения, должностное лицо УФАС по Тверской области пришел к выводу о том, что нарушены требования подпункту 9.3 пункта 9 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках, ч. 1 ст.2 Закона №223-ФЗ.
С данными выводами судья соглашается. Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица подтверждаются исследованными при рассмотрении дела письменными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 сентября 2021 года, вынесенном заместителем прокурора Тверской области Краюхиным С.Л., в котором указано событие правонарушения (л.д. 27-29); копией положения о группе закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт»,утвержденным заместителем генерального директора – директором обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Косаревым П.Н. 09.01.2019 (л.д.30-33); копией должностной инструкции руководителя группы закупочных процедур (л.д. 34-39); копией приказа (распоряжения) № Твр 30лс от 25.06.2018 года о переводе Красновой Л.М. на должность руководителя группы закупочных процедур управления административно-хозяйственного обеспечения обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (л.д. 40); копией объяснений Красновой Л.М. от 22.09.2021 (л.д. 41); копией объяснений Красновой Л.М. от 06.09.2021 (л.д. 42); копией приказа (распоряжения) № Твр 483лс от 15.07.2021 года о переводе Красновой Л.М. на должность руководитель отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (л.д. 44); копией должностной инструкции руководителя отдела закупочных процедур (л.д. 45-50); копией паспорта Красновой Л.М.(л.д. 43); копией заключения о результатах проверки в отношении обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (л.д. 52-55), а также иными материалами дела.
Допустимость и достоверность вышеприведенных доказательств, положенных в основу обжалуемого постановления, сомнений у судьи не вызывает, выводы должностного лица Тверского УФАС России о виновности должностного лица Красновой Л.М. в совершении вменённого административного правонарушения мотивированы, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела.
Деяние, совершенное Красновой Л.М., правильно квалифицировано по ч.4 ст.7.32.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса и подлежащего применению законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Постановление должностного лица мотивированно, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Красновой Л.М. как должностного лица, не имеется. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, с толкованием норм КоАП РФ и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного Красновой Л.М. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Исходя из положений 2.9 КоАП РФ, разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях; с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
При квалификации деяния по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, в силу чего правонарушение по данной категории дела не может безусловно являться малозначительным.
Остальные доводы настоящей жалобы, аналогичны доводам, которые были предметом проверки при рассмотрении дела и не ставят под сомнение наличие в действиях Красновой Л.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Санкция ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Красновой Л.М. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, предусмотренное санкцией статьи, и соответствует требованиям ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, при назначении административного наказания должностным лицом Тверского УФАС России не учтены в полной мере характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства отягчающие административную ответственность, а также то обстоятельство, что ранее к административной ответственности Краснова Л.М. за совершение однородного правонарушения не привлекалась. Из пояснений Красновой Л.М. также следует, что факт нарушения она признает, а также что она имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Таким образом, исходя из соблюдения баланса публичного и частного интересов, принципов справедливости и соразмерности назначенного административного наказания, с учетом личности и имущественного положения Красновой Л.М., наказание в виде штрафа суд полагает возможным снизить до размера, не превышающего минимальный размер штрафа, а именно до 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 18 ноября 2021 года №069/04/7.30-182/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Красновой Л.М. - изменить, снизить размер назначенного Красновой Л.М. административного штрафа с 5000 рублей до 2000 рублей.
В остальной части постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 18 ноября 2021 года №069/04/7.30-182/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя отдела закупочных процедур обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Красновой Л.М. - оставить без изменения, жалобу Красновой Л.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья Н.В. Давыденко
УИД № 69RS0040-02-2022-000448-97
Дело № 12-311/2022