ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2022-003382-25 от 13.07.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-427/2022 (УИД № 69RS0040-02-2022-003382-25)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

13 июля 2022 года г. Тверь

Судья Московского районного суда г. Твери Боев И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по доверенности Орловой Т.В. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Центрального районного отдела судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области Соловьевой Н.А. № 41/22/69040 от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области,

У с т а н о в и л:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Центрального районного отдела судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области Соловьевой Н.А. № 41/22/69040 от 12.05.2022 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

На основании определения судьи Центрального районного суда г. Твери от 23.05.2022 жалоба и материалы дела поступили в Московский районный суд для рассмотрения по подведомственности.

В обоснование жалобы указано, что обжалуемое Постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене в связи с наличием у заявителя объективных уважительных причин, а также непреодолимых для Фонда препятствий для исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 20 августа 2021 года по делу № А66-5993/2021, находящихся вне контроля Фонда, при соблюдении заявителем той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П), а именно: 20 августа 2021 года судьей Арбитражного суда Тверской области Куровым О.Е. было вынесено решение по делу № А66-5993/2021 об обязании Фонда капитального ремонта МКД Тверской области (далее - Фонд) перечислить собранные им в качестве взносов для формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов №№ 42, 44, 46 по ул. Желябова, №21 по ул. Жигарева и № 10/15 по Студенческому переулку в г. Твери и находящиеся на счете Фонда как регионального оператора денежные средства на специальные счета (дом №10/15 по Студенческому переулку), (дом № 42 по ул. Желябова), (дом №44 по ул. Желябова), (дом №46 по ул. Желябова), (дом №21 по ул. Жигарева) в филиале Центральный ПАО Банк «ФК Открытие» (корреспондентский счет БИК 044525297) в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу. Указанное решение было принято судом в отсутствие представителя Фонда.

Фонд считает принятое Арбитражным судом Тверской области решение от 20.08.2021 года по делу № Абб-5993/2021 незаконным, необоснованным, противоречащим (не отвечающим) нормам действующего законодательства, вследствие чего являющимся для Фонда неисполнимым. В решении суда не отражены и не исследованы в полной мере все обстоятельства дела и документы, связанные с этими обстоятельствами, вследствие чего судом не дана им должная оценка. Изначально предъявленные к Фонду требования ТСЖ «Студенческий переулок, д. 10/15» (далее - ТСЖ) о выборе ими способа формирования их фондов капитального ремонта посредством специальных счетов по МКД: г. Тверь, ул. Желябова, д. 42; ул. Желябова, д. 46; Студенческий пер., д. 10/15; ул. Жигарева, д. 21, являются ошибочными и не могли быть Фондом реализованы, поскольку указанные МКД и так уже аккумулируют свои взносы на капитальный ремонт на специальных счетах. Владельцем специальных счетов по МКД: г. Тверь, ул. Желябова, д. 42; ул. Желябова, д. 46; Студенческий пер., д. 10/15; ул. Жигарева, д. 21, является Фонд, как региональный оператор. Изначально представленные ТСЖ в Фонд Протоколы общего собрания собственников не соответствуют требованиям действующего законодательства в части неправильной формулировки вопроса и имеют процессуальные нарушения в части оформления.

В соответствии с ч. 3 ст. 176 Жилищного кодекса в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца специального счета, а также в других случаях замены владельца специального счета, предусмотренных настоящим Кодексом, договор специального счета сохраняется в силе, при этом права и обязанности по указанному договору переходят к новому владельцу специального счета.

В сложившейся ситуации ТСЖ, руководствуясь ст. 175 ЖК РФ, ч. 3 ст. 176 ЖК РФ, следовало изначально обратиться в Фонд и представить предусмотренные законом Протоколы общего собрания собственников, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с формулировкой вопроса о замене владельцев специальных счетов с Регионального оператора на ТСЖ «Студенческий переулок 10/15» и в качестве приложений к Протоколам представить документы, предусмотренные п. 2 «Порядка передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» (Приложение к Постановления Правительства Тверской области от 06.05.2016 N 181-пп «Об утверждении порядка передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме»).

В своих письмах от 25.09.2020 года исх. №№ 4326/2020, 4237/2020, 4239/2020, 4240/2020, 4241/2020 Фонд подробно разъяснял представителям ТСЖ со ссылками на действующее законодательство, какие именно действия им необходимо совершить и какие документы в каком виде представить для того, чтобы Фонд, действуя исключительно в рамках закона, смог удовлетворить заявленные требования.

Однако, ТСЖ, вместо того, чтобы добровольно в соответствии с требованиями законодательства устранить допущенные нарушения, обратилось за решением данного вопроса в суд.

Поскольку ТСЖ, по мнению заявителя, были нарушены нормы Жилищного кодекса в части неправильного истолкования закона, вследствие чего в Протоколах общего собрания собственников были неправильно сформулированы вопросы повестки дня о выборе способа формирования фондов капитального ремонта, вместо замены владельца специальных счетов, а также были нарушены нормы Постановления Правительства Тверской области в части допущенных нарушений при оформлении и подаче документов, Фондом было правомерно отказано в удовлетворении их требований и было разъяснено, каким образом следует устранить допущенные нарушения.

Таким образом, вследствие допущенных ранее ТСЖ «Студенческий переулок, д. 10/15» нарушений, а также ввиду того, что вместо того, чтобы устранить допущенные нарушения, ТСЖ обратилось за решением данного вопроса в суд, в Фонде отсутствуют предусмотренные законом документы, необходимые для исполнения требований представителей ТСЖ, а соответственно и решения суда и требований судебного пристава, и на данный момент у Фонда не имеется никаких правовых оснований для замены владельцев специальных счетов МКД г. Тверь, ул. Желябова, д. 42; ул. Желябова, д. 46; Студенческий пер., д. 10/15; ул. Жигарева, д. 21, а также для перечисления собранных Фондом в качестве взносов для формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов №№42, 44,46 по ул. Желябова, №21 по ул. Жигарева и №10/15 по Студенческому переулку в г. Твери и находящихся на счете Фонда как регионального оператора денежных средств на специальные счета, владельцем которых является ТСЖ «Студенческий переулок 10/15».

В связи с несогласием Фонда с решением Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года по делу № А66-5993/2021 в целях его отмены Фондом 23 марта 2022 года в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд города Вологда были направлены: ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы и апелляционная жалоба на вышеуказанное решение. Однако, 18 апреля 2022 года Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом города Вологда было вынесено определение о возвращении апелляционной жалобы в связи с тем, что суд счел неуважительными обстоятельства пропуска срока подачи апелляционной жалобы. Затем Фондом 26 апреля 2022 года было направлено в Арбитражный суд Тверской области заявление о разъяснении решения Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года по делу № А66-5993/2021, в котором, обосновывая невозможность исполнения решения суда, Фонд просил суд разъяснить данное решение в части порядка, в котором оно будет исполняться. Однако, 05 мая 2022 года Арбитражным судом Тверской области было вынесено определение об отказе в разъяснении вышеуказанного решения.

В целях исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года по делу № А66-5993/2021 Фондом 27 апреля 2022 года было отправлено в адрес ТСЖ «Студенческий переулок, д. 10/15» письмо с предложением выполнить требования жилищного законодательства (ст. 175 ЖК, ч. 3 ст. 176 ЖК) и предоставить в Фонд необходимые документы в надлежащем виде, а именно: протоколы общего собрания собственников, заверенные в установленном законодательством порядке, с формулировкой вопроса о замене владельцев специальных счетов с Регионального оператора на ТСЖ «Студенческий переулок 10/15» и приложения к Протоколам: документы, предусмотренные п. 2 «Порядка передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» (Приложение к Постановления Правительства Тверской области от 06.05.2016 N 181-пп «Об утверждении порядка передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме»).

Однако ответа от ТСЖ «Студенческий переулок, д. 10/15» на данное письмо не последовало, также, как и не последовало никаких действий, направленных на добровольное исполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 20 августа 2021 года по делу № А66-5993/2021. Следовательно, исходя из неисполнимости решения суда, у Фонда при отсутствии его вины, при наличии объективных уважительных причин находящихся вне контроля Фонда, и явно препятствующих исполнению решения Арбитражного суда Тверской области от 20 августа 2021 года по делу № А66-5993/202 1, связанных с непредставлением ТСЖ «Студенческий переулок, д. 10/15 предусмотренных законом документов, оформленных надлежащим образом, не имеется никаких правовых оснований для замены владельцев специальных счетов МКД г. Тверь, ул. Желябова, д. 42; ул. Желябова, д. 46; Студенческий пер., д. 10/15; ул. Жигарева, д. 21, а также для перечисления собранных Фондом в качестве взносов для формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов №№42, 44,46 по ул. Желябова, №21 по ул. Жигарева и №10/15 по Студенческому переулку в г. Твери и находящихся на счете Фонда как регионального оператора денежных средств на специальные счета, владельцем которых является ТСЖ «Студенческий переулок 10/15».

На основании изложенного заявитель просит отменить Постановление о назначении административного наказания № 41/22/69040 от 12 мая 2022 года, вынесенное в отношении заявителя, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по доверенности Паршина А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Центрального районного отдела судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области Соловьевой Н.А. № 41/22/69040 от 12.05.2022 года отменить. Суду также пояснила, что в настоящее время в Арбитражный суд Тверской области Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области подано исковое заявление к ТСЖ «Студенческий переулок 10/15» о возложении обязанности предоставить в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области протоколы общего собрания собственников помещений МКД, заверенных в установленном законом порядке, поскольку без указанных документов исполнить решение Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года не представляется возможным, а в добровольном порядке данные документы ТСЖ «Студенческий переулок 10/15» не предоставляет.

Заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Центрального районного отделения судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области Серова И.В. в судебном заседании возражала относительно доводов жалобы, считала вынесенное 12.05.2022 года постановление № 41/22/69040 законным и не подлежащем отмене.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, дополнительно представленные сведения, судья приходит к следующему выводу. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 2 статьи 105 вышеназванного Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Согласно материалам дела Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области является должником по исполнительному производству №476/20/69040-ИП от 17.01.2022, возбужденному на основании исполнительного листа по делу № А66-5993/2021, выданного Арбитражным судом Тверской области на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 20 августа 2021 года. Предметом исполнения является обязанность Фонда капитального ремонта МКД Тверской области (далее - Фонд) перечислить собранные им в качестве взносов для формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов №№42, 44, 46 по ул. Желябова, №21 по ул. Жигарева и № 10/15 по Студенческому переулку. в г. Твери и находящиеся на счете Фонда как регионального оператора денежные средства на специальные счета (дом №10/15 по Студенческому переулку), (дом №42 по ул. Желябова), (дом №44 по ул. Желябова), (дом №46 по ул. Желябова), (дом № 21 по ул. Жигарева) в филиале Центральный ПАО Банк «ФК Открытие» (корреспондентский счет БИК 044525297) в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

20.01.2021 года должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства, а также об установлении добровольного срока исполнения и возможности применения мер принудительного исполнения в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки.

10.02.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока до 09.03.2022. Вышеуказанное постановление получено должником 10.03.2022.

11.03.2022 должнику направлено Требование о назначении нового срока исполнения решения суда, а именно до 29.03.2022г. Требование было получено должником 15.03.2022 года.

В установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения должником требования исполнительного документа, требования не исполнены, что подтверждается актом о совершении исполнительны действий от 30.03.2022 года.

В связи с неисполнением Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области решения Арбитражного районного суда Тверской области от 20 августа 2022 года составлен протокол от 21.04.2022 года №41 по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 30.03.2022 должником -Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, требования исполнительного документа не исполнены, о чем составлен соответствующий акт совершения исполнительных действий от 30.03.2022 года, согласно которого решение Арбитражного суда Тверской области не исполнено.

То обстоятельство, что решение суда не было исполнено в установленный срок до 30.03.2022, не отрицалось в судебном заседании и защитником Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Паршиной А.В.

Таким образом, датой совершения административного правонарушения в настоящем случае является 30.03.2022 года.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в процессе исполнения судебного акта должнику Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Вместе с тем, решение суда должником до установленного срока, а именно до 30.03.2022 года не было исполнено, как не исполнено решение и на день рассмотрения жалобы.

Факт неисполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе постановлением о возбуждении исполнительного производства от 17.01.2022 года, актами о совершении исполнительных действий от 10.03.2022 года и от 30.03.2022, требованием исполнить судебное решение, постановлениями о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, пояснениями сторон в судебном заседании о том, что решение Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года должником, не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области протокола об административном правонарушении № 41 от 21.04.2022 года.

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Центрального районного отдела судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области Соловьевой Н.А. от 12.05.2022 года Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области с учетом установленных обстоятельств не исполнения исполнительного документа, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания.

Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, являясь должником по исполнительному производству, не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора – до 30.03.2022 года.

Действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обоснованно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

Вопреки доводам жалобы обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела, не установлено.

При этом суд не принимает во внимание доводы заявителя об отсутствии вины Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в совершении административного правонарушения, ввиду невозможности исполнить состоявшееся по делу решение Арбитражного суда Тверской области от 20.08.2021 года в связи со следующим.

Материалами дела подтверждается, что у Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области при должном желании исполнить судебное решение имелась возможность совершить все необходимые действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Вместе с тем юридическое лицо допустило бездействие и, несмотря на длительный период времени, истекший с момента вступления судебного решения в законную силу, пренебрегло обязанностью его исполнить.

Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В материалах дела отсутствуют достаточные и допустимые доказательства того, что Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа в полном объеме. При этом обращаю внимание на длительность неисполнения решения суда неимущественного характера – с 20.08.2021 года (более десяти месяцев). На дату рассмотрения настоящего дела решение суда также не исполнено.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу акта, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в нижнем пределе санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Центрального районного отдела судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области Соловьевой Н.А. № 41/22/69040 от 12.05.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, оставить без изменения, жалобу защитника Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по доверенности Орловой Т.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.В.Боев

Дело № 12-427/2022 (УИД № 69RS0040-02-2022-003382-25)