ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2022-003423-96 от 05.09.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1356/2022

УИД № 69RS0040-02-2022-003423-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Перовой М.В.,

при помощнике судьи Мельниковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Тверской области Ушаковой С.А.,

представителя ответчика ГБУЗ Детский санаторий «Прометей» Найко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Детский санаторий «Прометей», Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

прокурор Тверской области в лице первого заместителя обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Детский санаторий «Прометей», Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента обеспечения финансированием проведения мероприятий организовать работы по:

- оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

- обеспечению работоспособности всех (12) камер видеонаблюдения;

- обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно: подготовку и переподготовку должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

- обеспечению поддержания в исправном состоянии инженерно- технических средств - системы видеонаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией, и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

- обеспечению возможности свободного открывания изнутри без ключа запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов (центральный вход корпуса № 2, центральный вход корпус № 3, центральный вход в центре развития и досуга, центральный вход в центре реабилитации, корпус № 1);

- установлению на дверях, ведущих в лестничную клетку, устройства для самозакрывания (корпус № 3, центр реабилитации, физиотерапевтическом отделении, корпус № 1);

- обеспечению проверки состояния огнезащитного покрытия деревянных строительных конструкций чердачного помещения;

- замене светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренным конструкцией светильника (корпус № 2: помещение для сушки белья, подсобное помещение; корпус № 3: комната № 19; центр развития и досуга: тамбур; центр реабилитации: коридор 2-го этажа; физиотерапевтическое отделение: помещение для подготовки кислородных коктейлей, подсобные помещения, раздевалка; корпус № 1: коридор 1-го этажа, хозяйственное помещение, туалет), на светильники разрешенные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постацовлением Правительства РФ от 16.09.2020;

- исключению хранения горючих материалов под лестничным маршем в центре реабилитации;

- замене в кабинете электросна физиотерапевтического отделения проводки по горючему основанию, на проводку, разрешенную Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020;

- замене световых указателей «Выход» над эвакуационными выходами, ведущими непосредственно в безопасную зону, на оповещатели «Выход» СОУЭ;

- оборудованию в корпусе № 2: коридор палаты № 9, помещения для сушки белья на первом и втором этажах; в корпусе № 3: помещения для сушки белья на первом и втором этажах; в центре развития и досуга: холл, актовый зал, помещения столовой, помещения кухни; в физиотерапевтическом отделении: подсобное помещение, коридоры возле светокабинета, возле кабинета ингаляции, возле кабинета ЭКГ, возле кабинета стоматолога) системами автоматической пожарной сигнализации;

- оборудованию на этажах в здании физиотерапевтического отделения, в том числе в здании, в котором расположена водолечебница, не менее 2-х эвакуационных выходов;

- устранению в здании физиотерапевтического отделения возле массажного кабинета, на первом этаже в корпусе № 1 расстояния от потолка до верхних частей оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей менее 150 мм;

- обеспечению наличия на дверях помещений складского и производственного назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- оборудованию помещения в актовом зале системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

а также обязать Министерство здравоохранения Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу обеспечить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Прометей» финансированием в объеме, необходимом для выполнения мероприятий.

В обоснование иска указано, что при проверке требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей» выявлены определенные нарушения.

Во внесенном прокуратурой области представлении указаны нарушения требований законодательства в ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей», которые, как показала проведенная проверка, в полном объеме не устранены.

Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в ходе проведенной прокуратурой области проверкой не установлено.

Наличие указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих и пользующихся медицинскими услугами ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей», в том числе несовершеннолетних, работников ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей», круг которых невозможно определить, в силу чего он является неопределенным.

Согласно пункту 2 Устава Учреждения его учредителем является Тверская область. От имени Тверской области функции и полномочия учредителя осуществляет Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области.

Одним из источников формирования имущества учреждения, в соответствии с пунктом 18 Устава Учреждения, являются субсидии из областного бюджета Тверской области на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели.

Учитывая, что Учреждение не имеет собственных финансовых средств для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, необходимо привлечение в качестве соответчика Министерства здравоохранения Тверской области.

Определением суда от 05 сентября 2022 года в связи с отказом от иска производство по гражданскому делу по исковому заявлению первого заместителя прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Детский санаторий «Прометей», Министерству здравоохранения прекращено в части.

В судебном заседании помощник прокурора Тверской области Ушакова С.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУЗ Детский санаторий «Прометей» Найко И.П. в судебном заседании не возражал против заявленных требований, пояснив, что просит уставить срок исполнения требований как можно дольше, поскольку за три месяца исполнить решение не представляется возможным.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании представитель возражала против заявленных требований, указа, что истцом не представлено доказательств того, что ГБУЗ Детский санаторий «Прометей» не имеет достаточных собственных средств для устранения нарушений. Поддержала доводы отзыва на исковое заявление Правительства Тверской области.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство здравоохранения Тверской области является ненадлежащим ответчиком. Требование к ГБУЗ Детский санаторий «Прометей» о возложении обязанности устранить нарушения в срок не позднее трех месяцев не отвечает требованиям исполнимости судебного решения.

Представители третьих лиц Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области, главное управление МЧС России по Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание также не явились, будучи надлежащим образом извещенным в порядке ч. 2.1 ст.113 ГПК РФ. О причинах неявки не сообщили, возражений и ходатайств не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Судом определено рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в собственности юридических лиц или принадлежащих им на ином законном основании, является их обязанностью (пункт 3.1 части 3 статьи 5 Федерального закона №35-ФЗ).

В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций, в числе прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей и организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 Правил в отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее - руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

В силу статьи 38 Федерального Закона № 69-ФЗ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Нарушения требований пожарной безопасности негативно влияют на обеспечение антитеррористической защищенности Объекта, не способствуют минимизации последствий проявлений терроризма.

При проверке в 2022 году требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей» были выявлены многочисленные нарушения, что подтверждается материалами проверки.

Внесенным прокуратурой области представлением требовалось устранить указанные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей».

В судебном заседании установлено, что на дату принятия решения не все требования прокуратуры были устранены, а именно по:

- оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

-обеспечению работоспособности всех (12) камер видеонаблюдения;

-обеспечению поддержания в исправном состоянии инженерно- технических средств - системы видеонаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией, и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

-замене световых указателей «Выход» над эвакуационными выходами, ведущими непосредственно в безопасную зону, на оповещатели «Выход» СОУЭ;

- обеспечению наличия на дверях помещений складского и производственного назначения обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Наличие указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих и пользующихся медицинскими услугами ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей», в том числе несовершеннолетних, работников ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей», круг которых невозможно определить, в силу чего он является неопределенным.

На основании изложенного суд полагает, что требования первого заместителя прокурора Тверской области к ГБУЗ Тверской области «Детский санаторий «Прометей» обоснованы и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Тверской области.

В соответствии с Уставом ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей» учредителем является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляет Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области, в данном случае это Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в рамках их компетенции.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Имущество Учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления органом по управлению государственным имуществом Тверской области.

Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются: а) имуществом закрепленное за ним собственником имущества в установленном законом порядке; б) имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности; в) субсидии из областного бюджета Тверской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ); г) субсидии на иные цели.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим собственными финансовыми средствами за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности.

Суду не представлены доказательств того, что у Учреждения отсутствуют собственные денежные средства в достаточном объеме для исполнения требований прокуратуры Тверской области.

Также отсутствуют доказательства наличия субсидиарной ответственности Министерства здравоохранения Тверской области.

Как указано выше в соответствии с Уставом источником формирования имущества ГБУЗ «Детский санаторий «Прометей» являются в том числе субсидии на иные цели.

Постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 г. N380-пп утвержден Порядок определения объема субсидии на иные цели и условия ее предоставления государственным бюджетным учреждениям Тверской области и государственным автономным учреждениям Тверской области, за исключением субсидий, в отношении которых нормативным правовым актом Правительства Тверской области или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Тверской области утвержден иной порядок определения объема и условия их предоставления.

Указанным Порядком установлен заявительный характер предоставления субсидий на иные цели, а также определенная процедура принятия решения о выделении средств.

Истцом в подтверждение требований к Министерству не представлено доказательств обращения Учреждения в Министерство здравоохранения Тверской области с заявлением о предоставлении субсидий на иные цели с приложением необходимых документов.

Таким образом, требования Прокуратуры Тверской области к Министерству здравоохранения Тверской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования первого заместителя прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Детский санаторий «Прометей» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Прометей» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по:

- оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

-обеспечению работоспособности всех (12) камер видеонаблюдения;

-обеспечению поддержания в исправном состоянии инженерно- технических средств - системы видеонаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией, и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

-замене световых указателей «Выход» над эвакуационными выходами, ведущими непосредственно в безопасную зону, на оповещатели «Выход» СОУЭ;

- обеспечению наличия на дверях помещений складского и производственного назначения обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Исковые требования первого заместителя прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Перова

В окончательной форме решение принято 15 сентября 2022 года.

Председательствующий М.В. Перова

Дело № 2-1356/2022

УИД № 69RS0040-02-2022-003423-96