ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 69М0068-01-2022-000390-75 от 02.06.2022 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело (УИД) № 69МS0068-01-2022-000390-75

Производство № 12-45/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности

02 июня 2022 г. г. Ржев Тверской области

Судья Ржевского городского суда Тверской области Харази Д.Т., с участием защитника юридического лица, привлечённого к административной ответственности, Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» Родивиловой Е.И. и заместителя Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Дмитриевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника юридического лица, привлечённого к административной ответственности, Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» начальника отдела вневедомственной охраны по Ржевскому району Кикова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 49 Тверской области от 18 апреля 2022 г. о привлечении Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 49 Тверской области от 18 апреля 2022 г. Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» (далее – ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением защитник юридического лица, привлечённого к административной ответственности, ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» начальник отдела вневедомственной охраны по Ржевскому району Киков А.В. обратился в суд с жалобой об изменении постановления мирового судьи в части размера назначенного штрафа путём его снижения до 50 000 руб. на основании положений ч. 2.2 и ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы, со ссылками на положения ст. 2 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ, п. 17 Устава ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО», утверждённого приказом Росгвардии от 30 сентября 2016 г. № 271, ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1, ст. 30.1, ст. 30.2, ст. 30.3 КоАП РФ, мотивированы тем, что Учреждение не оспаривает событие административного правонарушения и свою вину в его совершении. Административное правонарушение совершено Учреждением, находящимся в затруднительном финансовом положении, в отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также прямого или косвенного умысла.

В судебном заседании защитник юридического лица, привлечённого к административной ответственности, ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» Родивилова Е.И. поддержали жалобу в полном объёме по изложенным в ней доводам, просила изменить постановление мирового судьи в части размера назначенного штрафа путём его снижения до 50 000 руб.

Заместитель Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Дмитриева Л.С. не возражала против удовлетворения жалобы.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Рассматривая жалобу заявителя, судья городского суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связан с доводами жалобы, на основании имеющихся в деле материалов проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и п. 2 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённым приказом МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848 (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), к числу должностей, после увольнения с которых новый работодатель обязан сообщить представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту службы о заключении трудового договора в письменной форме, относятся должности заместителей начальников организаций и структурных подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел РФ.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 и предусматривают письменную форму такого сообщения, его содержание и порядок оформления (п.п. 2-5 Правил).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ) гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение ч. 4 ст. 14 ФЗ от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ решением Ржевской городской Думы от 27 декабря 2016 г. № 139 определён Перечень должностей муниципальной службы в городе Ржеве, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие города Ржева обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также замещение которых связано с возложением обязанности представлять сведения о расходах муниципального служащего города Ржева, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).

Согласно п. 1 Перечня лица замещающие должности муниципальной службы, отнесенные Реестром должностей муниципальной службы в городе Ржеве к высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы обязаны предоставлять такие сведения в установленном порядке.

В соответствии с разделом 2 Реестра должностей муниципальной службы в городе Ржеве Тверской области, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 29 мая 2008 г. № 213 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в городе Ржеве Тверской области», к главным должностям муниципальной службы относится - руководитель структурного подразделения в составе администрации города Ржева, в том числе начальник экономики, инвестиций и предпринимательства города Ржева.

Аналогичные положения, определяющие категории должностей муниципальных служащих, предусмотрены Перечнем должностей муниципальной службы в администрации города Ржева, замещение которых налагает на граждан ограничения при заключении ими трудового договора и (или) гражданско-правового договора после увольнения с муниципальной службы города Ржева, утвержденного постановление администрации города Ржева от 28 июля 2014 г. № 947.

При решении вопроса о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, учитывается, что сообщение о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы должно быть направлено с соблюдением порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая требования к форме и содержанию данного сообщения.

Как усматривается из материалов дела, Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в части привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих в ОВО по Ржевскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО», в ходе которой установлены следующие обстоятельства.

08 февраля 2021 г. между ОВО по Ржевскому району ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» и ФИО заключён трудовой договор , в соответствии с п. 1.3 которого последняя принята на должность экономиста (л.д. 40-43).

Ранее до приёма на работу в ОВО по Ржевскому району ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» ФИО с 01 августа 2017 г. проходила муниципальную службу в <данные изъяты> в должности начальника отдела экономики, инвестиций и предпринимательства, была уволена 06 ноября 2020 г. (л.д. 51-55).

В нарушение положений ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» в установленный десятидневный срок не сообщило в <данные изъяты> о заключении трудового договора с ФИО замещавшей ранее должность, включенную в названный выше Перечень.

17 февраля 2022 г. постановлением Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в отношении ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» по указанному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.

Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили мировому судье сделать верный вывод о том, что ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Действия ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области противодействия коррупции.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила мировому судье прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вместе с тем имеются основания для изменения оспариваемого судебного акта.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность учитывается признание вины Учреждением в совершении административного правонарушения, выразившееся в позиции изложенной в жалобе.

В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

С учётом того, что ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» является государственным казённым учреждением, сведений о привлечении Учреждения ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется, а также принимая во внимание наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, назначенный ему размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 19.29 КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам совершённого противоправного деяния, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.

Минимальный размер административного штрафа, предусмотренный ст. 19.29 КоАП РФ, назначаемый юридическим лицам, составляет 100 000 руб.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления (решения), если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, прихожу к выводу, что постановление мирового судьи от 18 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ФГКУ «УВО ВНГ РФ по ТО» подлежит изменению путём снижения назначенного ему наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1, ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу защитника юридического лица, привлечённого к административной ответственности, Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» начальника отдела вневедомственной охраны по Ржевскому району Кикова А.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 49 Тверской области от 18 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» изменить: снизить размер назначенного ему административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 руб.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 49 Тверской области от 18 апреля 2022 г. оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Д.Т. Харази

Дело (УИД) № 69МS0068-01-2022-000390-75

Производство № 12-45/2022