УИД № 69ОS0000-03-2-21-000061-39
Дело № 3а-78/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Пержуковой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.А., секретаре судебного заседания Лининой М.А.,
с участием прокурора Обихода И.Д.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» ФИО1, представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» об оспаривании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области»,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области.
Данный приказ вступил в силу с 1 января 2020 года, опубликован в газете «Тверские ведомости» № 4 (22-28 января 2020 года).
Общество с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (далее – Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов, определенных пунктом 1 Раздела 1 «Домовладения» Приложения к данному приказу, с 1 января 2020 года.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242, (ФККО), определяет, что отходы коммунальные твердые (7 31000 00 00 0), в том числе включают в себя:
- 7 31200 00 00 0 отходы от уборки территории городских и сельских поселений;
- 7 31300 00 00 0 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками;
- 7 31000 00 00 0 отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил определения и накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
В оспариваемой части приказа утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в многоквартирных домах из расчета 212,97 кг/год или 1,889 куб.м/год на 1 человека без учета отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, что, как полагает истец, прямо противоречит разделу 7 31300 00 00 0 ФККО, пункту 3 Правил определения и накопления твердых коммунальных отходов и нарушает права административного истца, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Твери, производящего на придомовой территории работы по вырубке и опиловке древесно-кустарных насаждений, в результате которых образуются древесные отходы, вывоз которых отказывается осуществлять региональный оператор ввиду того, что такие отходы не относятся к ТКО и не учитывались при утверждении нормативов накопления.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представители административного ответчика против иска возражали, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, принят в пределах компетенции с соблюдением соответствующей процедуры и опубликован в установленном порядке.
Представители заинтересованных лиц ООО «Тверьспецавтохозяйство», ООО «Большая Тройка», ФАС России, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области», опубликованным в газете «Тверские ведомости» № 4 (22-28 января 2020 года), утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области.
В пункте 1 раздела I «Домовладения» приложения к данному приказу установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Твери и Тверской области для многоквартирных домов из расчета 212,97 кг/год или 1,889 куб.м/год на 1 человека, которые оспариваются в рамках настоящего административного дела.
Согласно пункту 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп он вступает в силу с 1 января 2020 года и подлежит официальному опубликованию.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
В соответствии с пунктом 148.30 названных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Из приложения № 2 к Правилам следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту14830 Правил по формуле 91:
,
где:
-количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
-норматив накопления твердых коммунальных отходов;
-цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой9.2 приложения №2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту14830 Правил по формуле 92:
,
где:
- общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
-цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что оспариваемые нормативы накопления ТКО непосредственно влияют на определение размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО и затрагивают права и законные интересы потребителей указанных услуг, в том числе жителей многоквартирных домов.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Этой же статьей дано определение нормативу накопления твердых коммунальных отходов как среднему количеству твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
В соответствии с пунктом статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно подпункту «б» пункта 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные правовые акты и правовые акты ненормативного характера.
В соответствии с абзацем 23 подпункта «а» пункта 15 упомянутого Положения в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области осуществляет установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Требования к форме, виду и порядку опубликования приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп, содержащего нормы в отношении неопределенного круга лиц, а потому являющегося нормативным правовым актом, соблюдены и по настоящему делу не оспариваются.
Вместе с тем, пункт 3 оспариваемого приказа в части, устанавливающей, что данный приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носит императивный характер и в равной мере распространяется на все законы и другие нормативные акты как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 7 статьи 14 данного закона официальным опубликованием нормативных правовых актов Тверской области считается первая публикация полного текста нормативного правового акта Тверской области в официальном печатном органе (издании), определяемом в соответствии с настоящим законом, или их первое размещение (опубликование) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Нормативные правовые акты Тверской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 23 июня 2009 года № 260-па, в случае если нормативным правовым актом исполнительного органа затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, в данном правовом акте указывается, что он вступает в силу со дня его официального опубликования или в иной, более поздний срок.
Оспариваемый нормативный правовой акт, изданный 31 декабря 2019 года, официально опубликован в газете «Тверские ведомости» № 4 (22-28 января 2020 года).
Таким образом, пункт 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп в части, которая устанавливает дату вступления его в силу – с 1 января 2020 года, то есть ранее его опубликования, противоречит установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, в связи с чем, учитывая нормативный характер данного положения, затрагивающего права и интересы неопределенного круга лиц, подлежит признанию не действующим со дня издания данного приказа.
Проверяя соответствие оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, как того требуют положения пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее – Правила № 269), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1 Правил № 269).
Исходя из определения твердых коммунальных отходов, данного в статье 1 Федерального закона от 25 июня 1998года №89-ФЗ, твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
Согласно пункту 3 Правил№ 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Согласно пункту 7 Правил № 269 в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;
в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 вышеуказанных Правил.
Так, годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
При этом среднесезонные суточные нормативы определяются по формулам, указанным в пунктах 17 и 18 Правил определения нормативов посредством сложения среднесуточных нормативов за 4 сезона (зима, весна, лето и осень) и последующего деления на 4.
Материалами дела подтверждено, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (Заказчик) и ООО «Большая Тройка» (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на оказание услуг по корректировке территориальной схемы обращения с отходами, актуализации ее электронной модели и определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно Техническому заданию (приложению № 1 к контракту), являющемуся его неотъемлемой частью (т. 1, л. д. 76 - 100).
Согласно пункту 2 Технического задания целью оказания услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области является получение достоверных и обоснованных данных по количеству твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), образующихся в населенных пунктах Тверской области, для установления дифференцированных нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращения с отходами – физических и юридических лиц, расчет нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращения с отходами физических и юридических лиц, а также исследование морфологического состава ТКО (т. 1, л.д. 85).
Из раздела 4 Технического задания следует, что Исполнитель производит замеры по сезону «осень», сроки проведения замеров - октябрь 2019 года. По сезонам «зима», «весна» и «лето» Исполнитель осуществляет расчет сезонного норматива на основании сведений (ведомостей первичных записей), предоставленных Заказчиком по приведенным в Техническом задании категориям объектов, в том числе по многоквартирным домам (т. 1, л.д. 86).
Применительно к определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Твери и Тверской области для многоквартирных домов исполнитель должен был произвести расчеты нормативов твердых коммунальных отходов на 1 человека и на 1 кв.м. площади, крупногабаритных отходов (далее – КГО) на 1 человека и на 1 кв.м. площади, а также определить морфологический состав ТКО по массе и в процентном соотношении указанных в техническом задании компонентов. После обработки первичных результатов замеров полученные данные (масса, объем, плотность) должны были быть суммированы и занесены в сезонную ведомость.
По окончании оказания услуг Исполнитель должен был представить Заказчику отчет, требования к содержанию которого изложены в разделе 4 Технического задания, со следующими приложениями: ведомости первичных записей; недельные ведомости по результатам измерений для каждого объекта с подписями сотрудников, производящих измерения; сводные сезонные ведомости по результатам измерений; паспорта объектов исследования (т. 1, л.д. 87).
Указанные услуги согласно Техническому заданию должны были быть оказаны в следующих муниципальных образованиях: <адрес>.
Как следует из отчета, составленного ООО «Большая Тройка» во исполнение государственного контракта (стр. 7), в соответствии с задачами экспериментальных исследований по определению нормативов ТКО для муниципальных образований Тверской области были определены категории объектов, в отношении которых измеряются нормативы накопления, в числе которых многоквартирные дома (далее МКД) (п. 1), индивидуальные жилые дома (далее ИЖД) (п. 2).
Как следует из таблицы 2.1 – Характеристики исследуемых объектов жилого фонда итогового отчета по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Тверской области (4 сезона), для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов были выбраны объекты жилого фонда: многоквартирные дома Тверской области по ниже приведенным адресам, этажности и количеству расчетных единиц (чел/м2):
1. <адрес> (5 этажей, 900/15000);
2. <адрес> (5 этажей, 1100/18300);
3. <адрес> (9 этажей, 702/11700);
4. <адрес> (5 этажей, 1385/23050;
5. <адрес> (5 этажей, 780/13000);
6. <адрес> (2 этажа, 360/6000);
7. <адрес> (5 этажей, 1158/19300);
8. <адрес> (5 этажей, 300/5976,35);
9. <адрес> (4 этажа, 900/2393,3);
10. <адрес> (5 этажей, 500/9823,2).
Таким образом, при определении норматива накопления ТКО следовало руководствоваться численностью населения, проживающего в исследуемых объектах жилого фонда, и жилой площадью указанных МКД.
Обоснование выбора данных муниципальных образований Тверской области, соответствия объектов исследований принципу отбора, содержащемуся в пункте 7 Правил № 269, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела приведено не было.
На указанные объекты были составлены паспорта домовладений, копии которых представлены в дело.
При этом, один из отобранных объектов, имеющий согласно паспорту домовладения 5 этажей, количество проживающих – 780, жилую площадь МКД – 13000 кв.м. по адресу: <адрес>, по данным ЕГРН является не МКД, а нежилым зданием - средней общеобразовательной школой. Еще один отобранный для замеров объект - МКД по адресу: <адрес> по сообщению Администрации Осташковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ вообще отсутствует.
В ходе рассмотрения дела представители административного ответчика пояснили, что паспорта домовладений составлялись не на МКД, а на контейнерные площадки, которые, как правило, обслуживали несколько многоквартирных домов.
В подтверждение своей позиции представителями административного ответчика был передан суду ответ департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому контейнерная площадка по адресу: <адрес> предназначена для совместного пользования жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес>.
Вместе с тем, согласно ответу ООО «Инком Дом Тверь» от ДД.ММ.ГГГГ№ на запрос суда общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 10452,0 кв.м., площадь жилых помещений – 4330,4 кв.м., зарегистрировано 250 человек.
По сообщению ООО Фирма «Энергия» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 11230 кв.м., площадь жилых помещений – 2995 кв.м., зарегистрированы и проживают 104 человека.
При этом, как следует из отчета, при расчета норматива по адресу: <адрес> учитывалось количество проживающих 780 человек и площадь МКД – 13000 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
В указанном выше ответе департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ№ содержатся сведения о том, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома.
При расчете норматива по указанному адресу были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 1385 человек, количество площади жилых помещений – 23050 кв.м., тогда как по сообщению ТСЖ «Молодежный 5» от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1 января 2019 года в доме проживало 549 человек, площадь МКД составляет 13387,2 кв.м., в том числе нежилое помещение (парикмахерская) – 92,8 кв.м.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 360 человек, количество площади жилых помещений – 6000 кв.м., тогда как по сообщению МУП «КХ Селихово» от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1 января 2019 года в доме проживало 34 человека, а площадь МКД составляет 744,9 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
При этом, как следует из письма МУП «КХ Селихово» от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованного Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (т.5, л.д.172), контейнерная площадка, расположенная по указанному адресу, была выбрана по причине наиболее используемого объекта сбора мусора. Вместе с тем, такой критерий отбора объектов для замеров как наиболее используемый объект сбора мусора и, соответственно, заведомо влияющий на норматив в сторону увеличения его размера, Правилами № 269 не предусмотрен.
Более того, согласно объяснениям представителя ответчика в <адрес> имеется две оборудованных контейнерных площадки, одна из которых практически не используется жителями, а вторая расположена при выезде из поселка и жители в основном складируют отходы на данную площадку, поэтому при определении нормативов использовалась данная контейнерная площадка; точное количество населения, которое пользуется этой площадкой, учесть было невозможно, поэтому было взято примерное среднее значение как проживающих, так и площади МКД.
Данное обстоятельство также подтверждает недостоверность расчетов при определении норматива по данному объекту.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 400 человек, количество площади жилых помещений – 2393,3 кв.м., тогда как по сообщению МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1 января 2019 года в указанных домах проживало 198 человек, а общая площадь МКД составляет 11163,7 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
Согласно ответу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ№ контейнерная площадка по адресу: <адрес> предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома, а также жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес>.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 900 человек, количество площади жилых помещений – 15000 кв.м., тогда как по сообщениям ООО Фирма «Энергия» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1 января 2019 года в доме было зарегистрировано 170 человек, фактически проживало 171 человек, площадь жилых помещений данного МКД составляет 4505,7 кв.м.; <адрес> было зарегистрировано 445 человек, фактически проживало 459 человек, площадь жилых помещений данного МКД составляет 7610 кв.м.; <адрес> проживало 228 человек, площадь жилых помещений данного МКД составляет 7306,1 кв.м.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих в данных домах 1158 человек, площадь – 19300 кв.м., тогда как по сообщению ООО «Конаковский Жилфонд» от ДД.ММ.ГГГГ№ в <адрес> проживало 201 человек, площадь данного МКД - 4734,1 кв.м., в <адрес> проживало 122 человека, площадь данного МКД - 2767,8 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих в данных домах 500 человек, площадь – 9823,2 кв.м., тогда как было указано выше, по сообщению Администрации Осташковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ такой объект как МКД по адресу: <адрес> отсутствует. Из представленной письмом ООО БКУ «Авторитет» от ДД.ММ.ГГГГ№ выписки из домовой книги следует, что в <адрес> проживало 272 человека, площадь данного МКД - 4770,4 кв.м. Согласно ответу МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 6965,3 кв.м., жилая площадь – 6132,1 кв.м., общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 3910,6 кв.м., жилая – 3487,2 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
В ответе департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ№ содержатся сведения о том, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома, а также жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес>.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 1100 человек, количество площади жилых помещений – 18300 кв.м.
Вместе с тем, по сообщению ООО УК «Энтри» от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 2863,1 кв.м., жилая – 1699,1 кв.м.
По сообщению ООО Фирма «Энергия» от ДД.ММ.ГГГГ№ по адресу: <адрес> общая площадь МКД – 2926,9 кв.м., жилая – 1784,0 кв.м., в доме было зарегистрировано 117 человек, фактически проживало 120 человек.
По сообщению ООО «Инком Дом Тверь» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 4008,5 кв.м., жилая – 2522,2 кв.м., в доме было зарегистрировано 151 человек.
По сообщению ЖСК-81 от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 2873,7 кв.м., жилая – 1702,3 кв.м., в доме фактически проживало 112 человек, что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
В указанном выше ответе департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ№ содержатся сведения о том, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома, а также жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес>.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 702 человека, количество площади жилых помещений – 11700 кв.м.
Вместе с тем, по сообщению ООО УК «Наш район» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 7677,3 кв.м., жилая – 4585,8 кв.м., в доме было зарегистрировано 310 человек, фактически проживало 311 человек; общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 1893 кв.м., жилая – 1137 кв.м., в доме было зарегистрировано 83 человека, фактически проживало 83 человека; общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 1893,4 кв.м., жилая – 1137 кв.м., в доме было зарегистрировано 73 человека, фактически проживало 74 человека.
По сообщению ООО УК «Наш район» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь МКД по адресу: <адрес> составляет 1894,1 кв.м., жилая – 1137,5 кв.м., в доме было зарегистрировано 75 человек, фактически проживало 75 человек, что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
При расчете норматива по адресу: <адрес> были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих в данных домах 300 человек, площадь – 5976,35 кв.м., тогда как по сообщению МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь МКД по адресу: <адрес>: строение 1: площадь – 2757,5 кв.м., проживало 65 человек, строение 2: площадь – 2592,2 кв.м., проживало 77 человек, что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.
Документов, на основании которых были заполнены паспорта домовладений, используемые при расчете нормативов, таких как технические паспорта МКД, выписки из домовых книг и т.д., административным ответчиком не представлено.
В то же время сведения, опровергающие количество использованных при установлении оспариваемых нормативов расчетных единиц (количество проживающих человек), отвечают признакам достоверности доказательств, к ним относятся представленные в дело копии технических паспортов МКД, выписки из домовых книг, ответы управляющих организаций на запросы суда, полученные в ходе рассмотрения настоящего дела.
Судом также установлено, что ведомости первичных записей определения массы и объема КГО отсутствуют по всем объектам исследований за сезон «зима», а по сезонам «весна», «лето» и «осень» такие ведомости отсутствуют по следующим объектам исследований: <адрес>.
Согласно объяснениям представителей ответчика на контейнерных площадках по адресам: <адрес> и <адрес> не были оборудованы площадки для сбора крупногабаритных отходов, поэтому первичные ведомости по замерам КГО на указанных объектах не составлялись.
Относительно отсутствия первичных ведомостей по замерам КГО на всех объектах исследования в сезон «зима» представители административного ответчика поясняли, что в период производства замеров в сезон «зима» КГО на всех контейнерных площадках по указанным выше адресам отсутствовали.
Вместе с тем, первичные ведомости, за сезон «зима» по всем объектам исследований с нулевыми значениями не представлены, акты либо иные письменные доказательства, фиксировавшие выход для осуществления замеров и результат выхода, также отсутствуют.
С учетом изложенного доводы представителей административного ответчика о том, что КГО на всех объектах исследований при проведении замеров в сезоне «зима» отсутствовали, бездоказательны, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не выполнены требования пункта 11 Правил № 269, согласно которому замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Таким образом, доказательства, с достоверностью свидетельствующие о надлежащем проведении замеров для определения нормативов накопления ТКО, использовании при расчетах достоверных сведений о площади жилых помещений МКД и количестве проживающих в них гражданах, административным ответчиком не представлены, правильность и достоверность произведенных расчетов не подтверждены, следовательно, экономическая обоснованность нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных на территории Тверской области в отношении многоквартирных домов, административным ответчиком не доказана.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при установлении нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов был нарушен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установленный Правилами № 269, а именно пунктами 7, 11, 13-20 Правил.
Доводы административного ответчика о том, что истец, не представив контррасчет, не доказал, что в контейнерах образуется большее количество отходов, чем установлено, подлежат отклонению, поскольку судом в ходе рассмотрения настоящего дела разрешался вопрос законности нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля вне привязки к конкретным правоотношениям и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом взаимосвязи положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: противоречие его положений нормам нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, и нарушение в результате его применения прав и законных интересов административного истца или наличие угрозы такого нарушения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области разъяснило административному истцу, что растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в нормативе накопления ТКО не учтены, для их вывоза и дальнейшей утилизации надлежит заключить отдельный договор на оказание услуг по их вывозу с региональным оператором либо иной организацией, обладающей соответствующей разрешительной документацией.
Региональным оператором ООО «Тверьспецавтохозяйство» также даны разъяснения о том, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО; указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
В дело административным истцом представлены копии актов, подтверждающих выполнение ООО «Тверь клининг» работ по вывозу веток с погрузкой с территорий управляемых им МКД и утилизации по заказу административного истца. Согласно объяснениям представителя административного истца указанные работы с 1 января 2019 года не могут быть оплачены ни по статье «содержание дома», ни по статье «текущий ремонт», поскольку обращение с отходами является коммунальной услугой, оказываемой региональным оператором, ввиду чего ООО «ГУК Пролетарского района г.Твери» вынуждено оплачивать данные услуги за счет собственных средств. В противном случае указанные отходы складируются на придомовой территории и при отсутствии у регионального оператора обязанности по вывозу данных отходов, поскольку они не были учтены при установлении норматива ТКО и, соответственно, при установлении платы за данную коммунальную услугу, управляющие организации привлекаются к административной ответственности в связи с ненадлежащим содержанием придомовой территории.
Оценивая доводы административного истца, обосновывающего необходимость учета при определении нормативов ТКО растительных отходов при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, суд исходит из следующего.
Как было указано выше, учет отходов, образующихся при уборке придомовой территории, в целях определения нормативов накопления ТКО предусмотрен пунктом 3 Правил № 269.
Из положений пункта 4 части 1 статьи36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что придомовая территория представляет собой земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 11 упомянутых Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 года приказом Росстандарта от 27 октября 2014года №1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
Порядок вырубки (сноса), пересадки зеленых насаждений на территории города Твери, утвержденный Постановлением Администрации города Твери от 2 февраля 2018 года № 138, устанавливает требования к вырубке (сносу) или пересадке зеленых насаждений, а также порядок определения восстановительной стоимости при вырубке (сносе), повреждении или уничтожении зеленых насаждений, произрастающих на территории города Твери, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации, в частной собственности, на придомовых территориях.
Пунктами 3.1.4.2-3.1.4.8 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации МДС 13-5.2000, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153 раскрываются понятия санитарной обрезки и омолаживающей обрезки.
Так, санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы) во избежание их обламывания и образования ран на стволе.
Обрезка больных и сухих сучьев проводится до здорового места, при этом ветви удаляются на кольцо у самого их основания, а побеги - над «наружной» почкой, не задевая ее.
Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность.
Омолаживание деревьев следует проводить постепенно - в течение 2-3 лет, начиная с вершины и крупных скелетных ветвей, и только у видов, обладающих хорошей побегопроизводительной способностью (липа, тополь, ива и др., из хвойных - ель колючая).
Обрезку ветвей следует проводить, укорачивая их на 1/2-3/4 длины. В случае образования большого числа молодых побегов из спящих почек необходимо произвести прореживание, убрав часть из них.
К омолаживающей обрезке относится и прием «посадки на пень», когда дерево или куст спиливаются до основания, и остается лишь пень. Образовавшуюся поросль следует проредить и сформировать одно или многоствольное растение.
Омолаживающую обрезку декоративных кустарников (одиночных, в группе, в «живой» изгороди) проводят периодически по мере появления стареющих и переросших побегов, потерявших декоративность. Ветви срезают возле молодого побега, а если он отсутствует, ветвь обрезают целиком - сажают на пень: непривитые кустарники обрезают на высоте 10-15 см от корневой шейки, привитые - на такой же высоте от места прививки.
Таким образом, вышеперечисленные работы, выполняемые на территории МКД, являются составной частью уборки придомовой территории МКД, образующиеся при которой отходы учитываются в целях определения нормативов накопления ТКО.
Доводы представителей административного ответчика о том, что твердые коммунальные отходы не могут образовываться вне жилых помещений, основаны на неправильном толковании правовых норм.
В качестве отходов производства и потребления Федеральный закон № 89-ФЗ определяет вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2017 года № АА-10-04-36/26733 «О направлении информации»).
В частности, такие виды отходов как «растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» (код 7 31 300 01 20 5) и «растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» (код 7 31 300 02 20 5), относятся к группе отходов «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0) типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0). Поскольку они относятся к подтипу отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0) и в наименовании их группы указано, что отходы относятся к ТКО, их следует относить к ТКО и, если они образованы на придомовой территории многоквартирного дома, равно как и уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, данные отходы надлежит учитывать при определении норматива накопления ТКО. В этом случае, соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
При этом согласно пункту 148.28 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Оплата вывоза твердых коммунальных отходов, образующихся на придомовой территории многоквартирного дома в результате ухода за произрастающими на ней зелеными насаждениями, по нерегулируемой цене указанными выше Правилами № 354 не предусмотрена.
Доводы представителей административного ответчика, полагавших со ссылкой на ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», что на лицах, оказывающих услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, законодательно возложена обязанность по вывозу порубочных остатков после ухода за зелеными насаждениями, находящимися на придомовых территориях, суд находит несостоятельными и основанными на произвольной трактовке норм материального права, поскольку образующиеся в результате обрезки, опиловки древесно-кустарниковых посадок, произрастающих на придомовой территории, входящей в состав общего имущества МКД, отходы относятся к твердым коммунальным отходам, подлежащим учету в целях установления оспариваемых нормативов накопления твердых коммунальных отходов, и соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ.
Из письменных объяснений представителя административного ответчика следует, что в случае распиловки спиленных деревьев и помещении указанных отходов в контейнеры, они были бы измерены в составе отходов при установлении норматива и включены в нормативы.
Вместе с тем, ни Федеральный классификационный каталог отходов, ни Федеральный закон № 89-ФЗ не предусматривают возможность отнесения отходов к твердым коммунальным отходам в зависимости от размещения либо неразмещения в контейнеры для сбора ТКО.
Принимая во внимание изложенное, административный иск ООО «ГУК Пролетарского района г.Твери» подлежит удовлетворению.
Учитывая, что приказ от 31 декабря 2019 года № 9-нп применялся до принятия решения суда, на его основании осуществлялась реализация прав граждан и организаций, оспариваемое истцом положение подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» удовлетворить.
Признать недействующим с даты вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 1 раздела 1 «Домовладения» приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области», устанавливающий нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов.
Признать недействующим со дня издания пункт 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области» в части вступления приказа в силу с 1 января 2020 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежат опубликованию в источнике официального опубликования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Пержукова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.В. Пержукова