ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 69О0000-03-2021-000059-45 от 01.06.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД №69OS0000-03-2021-000059-45

Дело № 3а-91/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,

с участием административного истца Оганесова Г.А., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области - Богдановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Оганесова Г.А. к Управлению Росреестра по Тверской области и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области об оспаривании отказа в принятии заявления к рассмотрению в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области,

установил:

Оганесов Г.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тверской области об оспаривании изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказа в принятии к рассмотрению в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.

В обоснование иска указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости данного объекта недвижимости и установлении её равной рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Отказ в принятии данного заявления к рассмотрению, мотивированный тем, что ранее кадастровая стоимость была установлена в размере рыночной стоимости объекта, административный истец, ссылаясь на положения п. 5 ст. 65, п. 2 ст. 66, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 18 мая 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч.ч. 7, 22 ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», считает незаконным и нарушающим его права.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Гришин А.А., Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, в качестве административного соответчика Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области.

В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, кроме того, пояснял, что в настоящее время принадлежащий ему на праве общей долевой собственности земельный участок не может быть продан даже за 6000000 руб., его кадастровая стоимость по-прежнему завышена, ввиду чего полагает, что имеет право на её пересмотр.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области Богданова О.В. полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных возражениях, находила оспариваемый отказ соответствующим требованиям действующего законодательства.

Заинтересованное лицо Гришин А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области, представители заинтересованных лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представителем Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области направлены в суд письменные возражения, в которых, сославшись на положения статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 15 приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263, разъяснения, данные в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», полагал, что основания для удовлетворения заявленных Оганесовым Г.А. требований отсутствуют.

Представителем филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области направлены в суд письменные объяснения, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере рыночной стоимости на основании заявления Оганесова Г.А. в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому кадастровая стоимость данного земельного участка определена на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30780000 руб. в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного оценщиком ФИО1

Выслушав объяснения административного истцаи представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Настоящий административный иск подсуден Тверскому областному суду в силу положений пункта 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные соответственно главой 25 ГПК РФ, главой 22 КАС РФ.

Причину пропуска административным истцом срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом сообщенных им обстоятельств, представленных в дело доказательств, а также в целях обеспечения его доступа к правосудию, суд признает уважительной, а срок – подлежащим восстановлению.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что административному истцу и заинтересованному лицу Гришину А.А. на праве общей равнодолевой собственности (каждому по 1/2 доле в праве) принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности административного истца в ЕГРН зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, а заинтересованного лица – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым была определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30780000 руб.

Собственники земельных участков относятся к категории лиц, имеющих право оспаривать их кадастровую стоимость в установленном законом порядке, поскольку данная стоимость применяется для целей налогообложения.

ДД.ММ.ГГГГ Оганесов Г.А. и Гришин А.А. обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , находя её завышенной, приложив к заявлению отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО2 согласно которому рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 15369000 руб.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным секретарем Комиссии ФИО3, Оганесову Г.А. и Гришину А.А. было сообщено об отказе в принятии их заявления к рассмотрению Комиссией, поскольку величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области создана Приказом Росреестра от 14 февраля 2012 года № П/57 в соответствии с его полномочиями, указанными в подпункте 5.1.27 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009года №457.

Полномочия секретаря Комиссии Приказом Росреестра от 14 февраля 2012 года № П/57 (в редакции Приказа от 03 августа 2020 года № П/0272) возложены на исполняющую обязанности главного специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Тверской области ФИО4, а в случае её отсутствия – на специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Тверской области ФИО3

Порядок создания, работы и полномочия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости регламентирован положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости(далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно пункту 15 названного выше Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Перечень оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была утверждена в размере 64645720 руб. (реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ) и сведения о данной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Оганесов Г.А., реализуя свое право, предусмотренное частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области, предоставив составленный ДД.ММ.ГГГГ оценщиком <данные изъяты>ФИО1 отчет об оценке, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 30780000 руб.

В ходе рассмотрения заявления Оганесова Г.А. на заседании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области было установлено, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 64645720 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанной в Акте определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, составляет 52%. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была определена равной его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30780000 руб.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сведения о данной кадастровой стоимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, дата начала ее применения – ДД.ММ.ГГГГ.

Данное решение Комиссии в установленном законом порядке не оспорено, определенная им кадастровая стоимость применяется в настоящее время, новая государственная кадастровая оценка данного земельного не проводилась, количественные и качественные характеристики земельного участка остались неизменными.

Установив, что кадастровая стоимость земельного участка была ранее определена в размере его рыночной стоимости, секретарь Комиссии в пределах предоставленных ему полномочий и в установленный Порядком срок правомерно уведомил Оганесова Г.А. и Гришина А.А. об отказе в принятии к рассмотрению Комиссией их заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, а доводы административного истца, ранее реализовавшего право на оспаривание кадастровой стоимости указанного в иске объекта недвижимости, о том, что определенная в размере рыночной стоимости кадастровая стоимость в настоящее время завышена и нарушает его права, основаны на неверном понимании закона, и потому подлежат отклонению.

Таким образом, уведомление об отказе в принятии заявления к рассмотрению Комиссией подписано уполномоченным на то должностным лицом в порядке и срок, установленные законом, его содержание соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, соответственно, основания полагать, что оно нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, отсутствуют.

Указанные обстоятельства в их совокупности в силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Утверждение административного истца о несоответствии оспариваемого отказа частям 7 и 22 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» являются безосновательными, поскольку положения данного Федерального закона к спорным правоотношениям не применимы.

В силу положений части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные проигравшим спор административным истцом судебные расходы в связи с рассмотрением настоящего дела возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Оганесова Г.А. к Управлению Росреестра по Тверской области и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области об оспаривании отказа в принятии заявления к рассмотрению в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Пержукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.В. Пержукова