ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 69О0000-03-2021-000274-79 от 24.01.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД № 69OS0000-03-2021-000274-79

Дело № 3а-25/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2022 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,

с участием представителя административного истца Андреева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Афонина В.В. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,

установил:

Афонин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – здания конторы с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости.

Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимого имущества существенно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика налога на имущество физических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Андреев И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители административных ответчиков: Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации Вышневолоцкого городского округа, заинтересованного лица ЗАО «Офисный центр «Октябрьский», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, административный истец Афонин В.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Представителем административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области направлены в суд возражения относительно заявленных административным истцом требований, содержащие критику приложенного к иску отчета об оценке как не соответствующего требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а именно: обосновывая отказ от использования сравнительного подхода, оценщик указал на слабое развитие рынка аналогичных объектов в Вышневолоцком районе и Тверской области и о значительных погрешностях в вычислениях при использовании аналогов со значительно отличающимися по основным ценообразующим факторам, при этом им приведена выборка из 11 предложений, относящиеся к тому же сегменту рынка, что и объект оценки, которые, по мнению Министерства, могли бы быть использованы в качестве аналогов в рамках сравнительного подхода; обосновывая отказ от использования доходного подхода, оценщик указал, что ему не удалось подобрать необходимое количество аналогов, при этом им приведено 3 предложения по аренде объектов недвижимости, которые, по мнению Министерства, могли быть использованы в качестве аналогов в рамках доходного подхода; при том, что объектом оценки выступает здание конторы, оценщик указывает строительный объем пилорамы, используя его при расчете рыночной стоимости объекта оценки; на странице 49 отчета оценщик указывает на использование аналога из Сборника УПВС № 18 таблица 45в «Бытовые помещения 1-этажные», при этом на странице 51 отчета им приводится аналог из Сборника УПВС № 18 таблица 46в «Лаборатории 1-2 и 4-этажные», который используется при расчете рыночной стоимости объекта оценки.

Представителем административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» поданы письменные возражения, в которых указано, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, виду чего не может быть ответчиком по данному спору, в связи с чем просил суд в иске к данному ответчику отказать.

Представителем административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с указанием на отсутствие возражений по заявленным административным истцом требованиям.

Представителем заинтересованного лица ЗАО «Офисный центр «Октябрьский» также направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что нежилое помещение – здание конторы с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Афонину В.В. на праве собственности. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного объекта недвижимого имущества являлось закрытое акционерное общество «Офисный центр «Октябрьский», участвующее в деле в качестве заинтересованного лица.

Являясь правообладателем объекта недвижимого имущества, административный истец вправе оспаривать его кадастровую стоимость, поскольку данная стоимость применяется для целей налогообложения.

В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В период с 2011 по 2012 год на территории Тверской области проходили работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости Тверской области.

Спорный объект недвижимого имущества вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года № 4-нп по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость здания конторы с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 12038346,68 рублей.

В подтверждение его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленный оценщиком ООО «Актуальность» ФИО1, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 1700000 рублей.

Оценив представленный отчет об оценке в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что он соответствует требованиям действующего законодательства.

Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.

Отчет содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка коммерческого назначения, к сегменту которых относится объект оценки, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость объекта недвижимого имущества.

В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Применение оценщиком при определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества методом замещения в рамках затратного подхода в отчете обосновано, мотивы отказа от использования доходного и сравнительного подходов и иных методик в рамках затратного подхода оценщиком приведены.

Возражения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области не опровергают сведения, используемые при производстве оценки, а также выводы, содержащиеся в отчете об оценке, достоверность которых оценщик ФИО1, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, полностью подтвердил.

Свидетель пояснил, что в выборке предложений указаны объекты, относящиеся к одному и тому же сегменту рынка, что и объект оценки, вместе с тем, они существенно отличаются по основным ценообразующим факторам. В основном, это объекты торгового назначения, тогда как объект оценки расположен на закрытой территории (производственной площадке), отключен от коммуникаций, поэтому использование его под магазин потребовало бы значительных вложений и представляется экономически нецелесообразным. Кроме того, уточнить информацию по объектам, приведенным в выборке, с учетом ретроспективной даты оценки (2 июня 2011 года) не представилось возможным. С учетом отличий по основным ценообразующим факторам суммарный размер коэффициента очевидно превысил бы 50%, что повлекло бы существенные погрешности в расчетах, поэтому оценщик счел правильным отказаться от использования сравнительного подхода.

С учетом данных обстоятельств указанные в отчете предложения по аренде объектов недвижимости не могли быть использованы в качестве аналогов в рамках доходного подхода, поскольку они предлагались к использованию под торговое назначение.

Оценщиком допущены опечатки в указании в отчете на строительный объем пилорамы (стр.50) и на аналог из Сборника УПВС № 18 таблица 45в «Бытовые помещения 1-этажные» (стр.49), которые не повлияли на результат расчетов, поскольку в них, как следует из сведений, содержащихся на страницах 51, 53 отчета, использовались строительный объем объекта оценки, данные о котором содержатся в его техническом паспорте (его копия представлена на стр. 76 отчета), и аналог из Сборника УПВС № 18 таблица 46в «Лаборатории 1-2 и 4-этажные».

Оснований полагать, что в представленном отчете об оценке были нарушены принципы, изложенные в пункте 5 ФСО № 3, которых должен придерживать оценщиком при проведении оценки, не имеется.

Основания ставить под сомнение достоверность показаний свидетеля, обладающего специальными знаниями и квалификацией в области оценочной деятельности, предупрежденного об уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда отсутствуют.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, суду не представлено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявили.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость должна быть определена в заявленном истцом размере, указанном в отчете об оценке.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Афонина В.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания конторы с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1700000 рублей.

Датой подачи заявления считать дату обращения в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Пержукова

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.В. Пержукова