Судья: Подзолков Ю.И. № 7 (1) - 38
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Белгород 8 февраля 2021 г.
Судья Белгородского областного суда Незнамов А.М.,
с участием ФИО1, в отношении которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении,
её защитника по доверенности – Столбовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 3 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 3 декабря 2020 г. индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Белгородский областной суд, ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1 и её защитника – Столбову О.А., поддержавших жалобу в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности в Белгородской области принято постановление Губернатора Белгородской области от 17 апреля 2020 г. № 46 «О внесении изменений в постановление Губернатора Белгородской области от 3 апреля 2020 г. № 36».
Согласно п. 6 постановления Губернатора ФИО2 области от 17 апреля 2020 г. № 46, п. 3 распоряжения Правительства Белгородской области № 139-рп от 30 марта 2020 г. «Об организации торговой деятельности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Белгородской области», установлено требование к организациям, оказывающим услуги населению, о необходимости обеспечить контроль за использованием персоналом, работающим с посетителями одноразовых масок, обработкой рук персонала антибактериальными салфетками, кожными антисептическими средствами.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № от 12 октября 2020 г. и обжалуемом судебном акте выводы о том, что она 8 октября 2020 г. около 10 часов 15 минут, в нарушение п. 6 постановления Губернатора Белгородской области от 17 апреля 2020 г. № 46, п. 3 распоряжения Правительства Белгородской области № 139-рп от 30 марта 2020 г., не обеспечила соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, не обеспечила контроль за использованием персоналом – продавцом магазина «Мир Штор», расположенном по адресу: <адрес>, Ц. , работающей с посетителями торгового павильона, масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания).
Вместе с тем, вынося указанный судебный акт, судом первой инстанции не учтено следующее.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).
В соответствии с ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписки копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, копия протокола об административном правонарушении, вручаемая лицу, привлекаемому к административной ответственности, должна соответствовать оригиналу протокола об административном правонарушении.
Однако, из материалов дела видно, что в оригинале и копии протокола об административном правонарушении имеются расхождения, а именно: в копии протокола отсутствуют подписи свидетелей М. и Н.
Кроме того, к протоколу об административном правонарушении в качестве доказательств приложены протокол осмотра помещения магазина «Мир штор», расположенного по адресу: <адрес>, составленный старшим УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Белгороду Г. . 8 октября 2020 г. в период времени с 16 часов 30 минут до 16 часов 50 минут, с фототаблицей.
При этом на фото № 3 продавец отсутствует на рабочем месте, а на фото № 4 продавец без маски.
Однако фото № 4 не имеет даты и времени правонарушения, сделано не старшим УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Белгороду Г. , который по обстоятельствам дела не мог выявить факт правонарушения в магазине «Мир штор», имевший место 8 октября 2020 г. около 10 часов 15 минут, а главой управы № 7 департамента развития городских территорий администрации г. Белгорода М. и инспектором ООП МКУ «Муниципальная стража» Н. без проведения каких-либо процессуальных действий.
При этом по фото № 4 невозможно достоверно установить, что продавец Ц. вела именно торговую деятельность без средств индивидуальной защиты (маски), связанную с совместным пребыванием граждан.
Из объяснения Ц. видно, что М. и Н. не представились, документов, удостоверяющих их полномочия не предъявляли, а ограничились только тем, что сфотографировали её на сотовый телефон.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении старшим УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Белгороду Г. требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Допущенные старшим УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Белгороду Г. нарушения при оформлении административного материала влекут невозможность их использования в качестве доказательств по делу, так как они получены с нарушением закона.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность обжалуемого акта, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 3 декабря 2020 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 3 декабря 2020 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Белгородского
областного суда А.М. Незнамов
Решение10.02.2021