Судья: Дорошенко Л.Э. N 7(2) - 126
(УИД:31RS0011-01-2022-000155-21)
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Белгород 16 мая 2022 г.
Судья Белгородского областного суда Незнамов А.М.,
с участием: защитников ЗАО "С" - адвоката А. и С. , осуществляющего полномочия на основании доверенности,
государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. ,
представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы Росприроднадзора М. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. на решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 31 марта 2022 г., которым постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. от 14 января 2022 г., отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО "С", прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. от 14 января 2022 г. ЗАО "С" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 816 415,32 рублей.
Решением судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 31 марта 2022 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Белгородский областной суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. просит отменить решение судьи районного суда, считая его незаконным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав объяснения государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. и представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы Росприроднадзора М. , поддержавших жалобу в полном объеме, объяснения защитников ЗАО "С" - адвоката А. и С. , возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
В силу статьи 24.2 указанного Федерального закона обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора (пункт 9); отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).
Порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров производителями товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию устанавливаются Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2010 (далее – Правила).
Согласно п. 12 Правил, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктами 14 и 15 Правил производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор представляют по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации:
а) копии договоров, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства потребления»;
б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Копии документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, направляются производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Согласно пункту 17 Правил, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с учетом пункта 7 настоящих Правил в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
Таким образом, проверка отчетности, а именно полнота и правильность заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с соблюдением 3-х месячного срока.
Как усматривается из материалов дела, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. ЗАО "С" представило в Управление Росприроднадзора 1 апреля 2021 г., то есть в установленный срок.
В тоже время проверка отчетности ЗАО "С" произведена Росприроднадзором за пределами 3-х месячного срока, установленного Правилами.
В акте № 1601 о проведении контроля за выполнением ЗАО "С" установленных нормативов утилизации за 2020 г. указано на нарушение пунктов 4, 5, 9.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно на то, что не обеспечено выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров по группе упаковки товаров № 49 «Упаковка полимерная», № 50 «Упаковка из гофрированного картона», в частности: отсутствуют документы, подтверждающие выполнение нормативов утилизации – договора с юридическими лицами, осуществляющими утилизацию, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, и акты утилизации отходов от использования товаров.
Также в акте № 1601 содержалось требование о необходимости ЗАО "С" в течение 10 рабочих дней со дня получения акта представить обоснованные пояснения, касающиеся отчетности, и внести в нее изменения для устранения фактов, указанных в Акте о проведении контроля за выполнением установленных нормативов.
Скорректированной отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. ЗАО "С" в Управление Росприроднадзора представлено не было.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ЗАО "С" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г., включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в неполном объеме, либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Отменяя постановление должностного лица административного органа от 14 января 2022 г., судья районного суда исходила из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующие о совершении ЗАО "С" вменяемого ему административного правонарушения.
Несмотря о нарушении административным органом сроков проверки отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г., ЗАО "С" по требованию Росприроднадзора направило в его адрес копии документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в отчетности, а именно акты утилизации отходов и договора, заключенные ЗАО "С" с ООО "Т" и ИП Н., в полном соответствии с пунктом 25 Правил.
В частности, согласно справки директора ООО "Т" от 30.03.2022, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 принято на утилизацию от ЗАО "С" производственных отходов 156953 кг – упаковочного картона, 835363 кг – полимерных материалов.
Доказательств того, что ООО "Т" и ИП Н. не производилась утилизация переданных ЗАО "С" отходов от использования товаров за 2020 г., административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах судьей районного суда обоснованно принято решение об отмене постановления должностного лица административного органа.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они основаны на нормах КоАП РФ.
Решение судьи Корочанского районного суда о прекращении производства по делу является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
Кроме того, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ, составляет 1 год.
Датой нарушения является последний день сдачи отчетности – 1 апреля 2021 г., и срок давности по данному делу завершился 2 апреля 2022 г.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения, обсуждаться не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 31 марта 2022 г., которым постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. от 14 января 2022 г., отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО "С", прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Ч. – без удовлетворения.
Судья Белгородского
областного суда А.М. Незнамов
Решение20.05.2022