Судья Зенченко В.В. Дело №7(2)-165
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород 18 марта 2019 года
Судья Белгородского областного суда Смирнова А.В.
при секретаре судебного заседания Носатовой М.Ю.
с участием представителя юридического лица ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Газпром газораспределение Белгород» ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Белгорода от 6 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Белгород»
Заслушав ФИО1 по доводам жалобы,
у с т а н о в и л а:
постановлением № 2180267 старшего государственного инспектора территориального отдела по Белгородской области Юго-Восточного МУГАДН ЦФО от 7 июня 2018 года АО «Газпром газораспределение Белгород» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотреного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 6 февраля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе представитель АО «Газпром газораспределение Белгород» просит об отмене постановления должностного лица и решения суда, прекращении производства по делу. Указывает на то, что при получении доказательств по делу были допущены процессуальные нарушения.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с ч.1 ст.12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом обязаны в том числе, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила)
В силу пункта 3 Правил субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.
К требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (пункт 4 Правил).
В силу пункта 8 Правил обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей); наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Как следует из материалов дела, в период с 16.04.2018 по 16.05.2018 на основании распоряжения № 1/54Р от 16.03.2018 уполномоченными должностными лицами органа государственного транспортного надзора проведена плановая выездная проверка осуществляемой АО «Газпром газораспределение Белгород» перевозочной деятельности на автотранспорте обязательным требованиям и условиям, установленными законами и нормативно-правовыми актами России.
В ходе проверки выявлено несоответствие квалификации диспетчеров автомобильного наземного транспорта установленным требованиям, а именно в нарушение п. 13.3 профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 работники АО «Газпром газораспределение Белгород» фактически выполняющие обязанности диспетчеров не имеют дипломов об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» либо дипломов об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и дипломов о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 16.03.2018 года №1/54Р, копией Устава АО «Газпром газораспределение Белгород», актом проверки юридического лица №48/16 от 16.05.2018 года, предписанием №48/16 от 16.05.2018 года, протоколом об административном правонарушении от 31.05.2018 года №1180368 и другими.
Оснований считать, что проверка деятельности Общества была проведена административным органом с грубыми нарушениями требований, установленных пунктами 1, 4 и 7 ст. 20 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имеется.
Из представленных материалов следует, что распоряжением заместителя начальника Управления - заместителем главного государственного инспектора госавтодорнадзора Юго-Восточного МУГАДН ЦФО РФ ФИО5 от 16.03.2018 года назначена плановая выездная проверки в отношении АО «Газпром газораспределение Белгород».
Место нахождения юридического лица указан юридический адрес, а также адреса его филиалов (г. Строитель, г. Валуйки, г. Старый Оскол и г. Шебекино).
Указанная проверка проводилась с целью реализации плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, Управлениями Центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2018 год.
Срок проведения проверки определен продолжительностью 20 рабочих дней, с датой начало - 16.04.2018 года и датой окончания – не позднее 16.05.2018 года (л.д.8).
Согласно материалам дела об административном правонарушении и указанному распоряжению, с его содержанием были ознакомлен как генеральный директор общества, так и должностные лица общества, причастные к проведению данной проверки (л.д.49-54).
Довод заявителя о том, что поскольку местом проведения проверки юридического лица были определены его места нахождения филиалов (г. Белгород, г. Валуйки, г. Старый Оскол), то с указанным планом проверки должны быть проведены три выездные проверки по разным адресам фактического осуществления деятельности юридического лица не убедителен.
Согласно пункту 6 статьи 2 указанного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Следовательно, проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым является, к примеру, филиал юридического лица (при этом проведение проверки возможно как в одном месте, так и в нескольких).
Довод о незаконности проведенной проверки и составленного акта проверки, поскольку не был применен риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность мероприятий по контролю с учетом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам не подлежит удовлетворению..
С 01 марта 2018 года вступили в действие положения постановление Правительства РФ от 17.02.2018 года N 173 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности".
Указанным постановлением внесены изменения в положение о федеральном государственном транспортном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре".
Согласно внесенным изменениям, федеральный государственный транспортный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном настоящим Положением.
В целях применения при осуществлении федерального государственного транспортного надзора риск-ориентированного подхода деятельность субъектов надзора подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отсутствие в плане проведения плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год на риск-ориентированный подход и не отнесение юридического лица к классу опасности, является правомерным, поскольку работа в сфере риск - ориентированного подхода и отнесение к классу опасности в Ространснадзоре началась с 01.03.2018 г.
Учитывая изложенные выше нормы права, отсутствие в плане проведения плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год на риск-ориентированный подход и не отнесение юридического лица к классу опасности, не может свидетельствовать о незаконности проводимой проверки.
Кроме того, план плановых проверок на 2018 г. формировался с учетом требований законодательства, действовавшего в 2017 году.
Органы прокуратуры рассматривают проекты Планов на предмет законности включения в них объектов государственною контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующею году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Как следует из предоставленных материалов, при рассмотрении проекта Плана на 2018 год со стороны Генеральной прокуратуры не поступало предложений об исключении проверки АО «Газпром газораспределение Белгород» и иных юридических лиц из Плана на 2018 год по причине незаконности включения объектов государственного контроля (надзора) в План.
Материалами дела подтверждено, что проверка в отношении Общества была включена в Ежегодный план проведения административного органа плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях контроля соблюдения транспортного законодательства, согласована с органами прокуратуры.
Проверка проведена на основании распоряжения от 16.03.2018 No1/54Р, которое по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ, содержит цели, задачи и предмет проверок и, дату начала и окончания проверки, перечень документов, необходимых для проведения плановой документарной проверки, подлежащих истребованию и проверке, адрес мест фактического осуществления деятельности по которым должна проводится проверка.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что плановые проверки проводятся с использованием проверочных листов (списка контрольных вопросов), в случае если это предусмотрено положением о соответствующем виде контроля (надзора).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
С 09.05.2018 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13.09.2017 г. № ВБ-883фс «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в области автомобильного транспорта», зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2018 г. № 50944.
Как следует из материалов дела, акт проверки юридического лица №48/16 составлен 16.05.2018 года, то есть после утверждения проверочных листов.
Кроме того, в статье 20 ФЗ РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее Федеральный закон №294-ФЗ) к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, не относятся нарушения требований по заполнению проверочных листов.
При таких обстоятельствах указанный акт проверки юридического является относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку каких либо обоснованных доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что акт проверки юридического лица №48/16 от 16.05.2018 года, противоречит ст. 20 ФЗ № 294-фз от 26.12.2008 года со стороны представителя АО «Газпром газораспределение Белгород ", не предоставлено.
Письма Генеральной прокуратуры от 09.02.2018 года № 76/2-156-2018 и от 22.10.2018 года №76/2-573-2018 на которые ссылается в жалобе заявитель, не могут являться основанием для отмены состоявшегося по делу постановления, поскольку согласно положениям ФЗ «О прокуратуре РФ» разъяснение и толкование федерального законодательства не отнесено к компетенции органов прокуратуры.
Допустимость и достоверность доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при рассмотрении 07.06.2018 года должностным лицом территориального отдела МУГАДН ЦФО по делу об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Белгород» не было допущено.
При рассмотрении дела на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности события правонарушения в отношении АО «Газпром газораспределение Белгород», а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч.1ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которыми являются такие нарушения, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении жалобы не установлено.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, характере совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Постановление должностного лица по форме и содержанию соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, фактически направлены на переоценку исследованных доказательств и не свидетельствуют о незаконном привлечении общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а :
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 6 февраля 2019 года по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Белгород» оставить без изменения, жалобу защитника АО «Газпром газораспределение Белгород» ФИО1 без удовлетворения.
Судья Белгородского
областного суда А.В. Смирнова