Судья Семендяева Н.В. Дело № 7(2)-370/2018
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
«02» июля 2018 года г. Белгород
Судья Белгородского областного суда Фурманова Л.Г.,
- при секретаре судебного заседания Тюриной А.А.,
- с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «УК ЖЭУ-2» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-2» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области от 16 марта 2018 года, решение судьи Старооскольского городского суда Белгородской области от 18 мая 2018 года по делу об административном абз.1 ст.2.11 Закона Белгородской области от 04.07.2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области № 19/018/36 от 16.03.2018 г. ООО «УК ЖЭУ-2» подвергнуто административному штрафу в размере 80 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного абз.1 ст.2.11 Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», в связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о том, что ООО «УК ЖЭУ-2» в нарушение требований Правил благоустройства территории Старооскольского городского округа (утв. Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.10.2017 г. № 19), не были выполнены работы по очистке от снега и наледи дворовой территории микрорайона Жукова в г.Старый Оскол Белгородской области, а именно - тротуаров, ступеней, пандусных групп крыльца подъездов, козырьков крыш подъездов, а также кровли и балконов, находящихся в управлении Общества многоквартирных жилых домов №№ 4, 11, 21, 22, 42 указанного микрорайона. Также установлен факт захламления территории, в связи с невыполнением мероприятий по вывозу бытовых отходов из расположенного между домами № 19 и № 21 мусорного контейнера.
Указанное постановление должностного лица административного органа обжаловано ООО «УК ЖЭУ-2» в судебном порядке в Старооскольский городской суд Белгородской области, решением судьи которого от 18.05.2018 г. оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Белгородский областной суд, законный представитель ООО «УК ЖЭУ-2» в лице директора Общества - ФИО2 просит об отмене указанных постановления должностного лица административного органа и судьи городского суда, ссылаясь на их незаконность, необоснованность, отсутствие вины Общества в совершенном административном правонарушении.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «УК ЖЭУ-2» ФИО1, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.1 ст.2.11 Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» от 04.07.2002 г. № 35, нарушение правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городских и сельских поселений Белгородской области влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере восьмидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействия), выраженные в неисполнении правового акта, принятого органом местного самоуправления.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.10.2017 г. № 19 утверждены Правила благоустройства территории Старооскольского городского округа.
Данные Правила разработаны с целью определения порядка содержания и уборки городских территорий и объектов благоустройства, включают в себя перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками земель, застройщиками, собственниками зданий (нежилых помещений), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
Правила действуют на всей территории города, являются обязательными для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации г.Старый Оскол Белгородской области.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, определяют как одну из составляющих содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.42 указанных Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п.п.«е», «ж» п.2 Правил № 491 от 13.08.2006 г. в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 11 указанных Правил установлен перечень работ и услуг по содержанию общего имущества, согласно которому содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Положениями п.15.11 Правил благоустройства территории Старооскольского городского округа № 19 от 27.10.2017 г. предусмотрено, что работы по содержанию и уборке придомовых территорий жилищного фонда проводятся в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170.
В соответствии с п.п.15.4.7, 15.25.10 - 15.25.14 указанных Правил, работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте).
К первоочередным операциям зимней уборки относятся: - обработка проезжей части дороги противогололедными препаратами; сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.
К операциям второй очереди относятся: удаление снега (вывоз); зачистка дорожных лотков после удаления снега; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.
В зависимости от ширины улицы и характера движения на ней валы рекомендуется укладывать либо по обеим сторонам проезжей части, либо с одной стороны проезжей части вдоль тротуара с оставлением необходимых проходов и проездов.
Все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей и другие участки с асфальтовым покрытием рекомендуется очищать от снега и обледенелого наката под скребок и посыпать песком по мере необходимости.
На проездах, убираемых специализированными организациями, снег рекомендуется сбрасывать с крыш до вывозки снега, сметенного с дорожных покрытий, и укладывать в общий с ними вал.
Пунктом 15.22.20 запрещается переполнение контейнеров, емкостей, бункеров и иных объектов накопления отходов.
Также указанными Правилами определено понятие придомовая территория, границы и размер которой определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: - управление жилищным фондом; - техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; - санитарное содержание, в том числе - уборка мест общего пользования, - уборка мест придомовой территории.
Таким образом, организации по обслуживанию жилищного фонда несут обязанность по содержанию, чистке и уборке придомовой территории.
В силу положений п.3.6.1 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда, тротуары допускается убирать специализированными службами.
Требования к выполнению зимних уборочных работ по очистке придомовой территории, их порядок и периодичность установлены п.п.3.6.14-3.6.27 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Так зимняя уборка территории включает: периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по таблице 3.2 (п.3.6.14); очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов (п.3.6.15); убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (п.3.6.16); сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей (п.3.6.17); снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений (3.6.20); участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (п.3.6.21); снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п.3.6.22); при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2 - 0,3 кг/м при помощи распределителей (п.3.6.23); размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны (п.3.6.25).
Согласно абз.2 п.4.6.1.23 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, удаление наледей и сосулек с кровли производится по мере необходимости.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «УК ЖЭУ-2» в нарушение вышеприведенных требований Правил благоустройства территории Старооскольского городского округа № 19 от 27.10.2017 г. и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27.09.2003 г. не выполнен комплекс работ по зимнему содержанию находящимся в управлении Общества вышеуказанных многоквартирных домов, а именно: ответственными за уборку данной территории должностными лицами ООО «УК ЖЭУ-2» не была обеспечена своевременная и качественная очистка и уборка снега и наледи тротуаров, ступеней, пандусных групп крыльца подъездов, козырьков крыш подъездов, кровли и балконов домов, а также вывоз бытового мусора, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного абз.1 ст.2.11 Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, фотоснимки правонарушения в силу приведенной правовой нормы отнесены к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, представленные административным органом фотоснимки, являются приложением к акту осмотра придомовой территории от 22.01.2018 г., были представлены на обозрение представителю ООО «УК ЖЭУ-2» перед оформлением протокола об административном правонарушении от 24.01.2018 г.
Ссылка представителя заявителя на невозможность установления относимости фотоснимков непосредственно к придомовой территории вышеуказанных многоквартирных жилых домов, является несостоятельной, поскольку данный фотоматериал содержит указание на время и дату фотосъемки, которое согласуется со временем проведения осмотра, указанном в акте осмотра территории. При этом факт, отображенной на данном фотоматериале реальной обстановки на месте выявленного правонарушения, представителем Общества при составлении протокола об административном правонарушении, не оспаривался.
С учетом указанных обстоятельств, представленные в материалы дела фотоснимки обоснованно признаны судьей городского суда в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу.
Не основан на законе также довод жалобы о недопустимости собранных по делу доказательств, ввиду нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст.27.8 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае сотрудники управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области не проводили проверку деятельности ООО «УК ЖЭУ-2» по правилам указанного Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, а соответствующие нарушения выявлены должностными лицами указанного органа при мониторинге обслуживаемой заявителем территории.
При этом каких-либо контрольных мероприятий в отношении осуществляемой ООО «УК ЖЭУ-2» деятельности, в том числе осмотра используемого им для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, не проводилось, поскольку с учетом обстоятельств настоящего дела проведение такого осмотра в рамках действующего административного законодательства не являлось необходимым.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты относятся к общему имуществу и принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Согласно п.67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.ч.3, 4 ст.16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч.1 ст.36 ЖК РФ.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права, и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ, собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и несут обязанности по уборке и санитарно-гигиенической очистке, входящего в состав общего имущества, земельного участка и уход за находящимися на этом земельном участке элементами озеленения.
При этом, ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством управляющая организация является лицом, обязанным содержать общее имущество, принятого в управление, многоквартирного дома, в том числе придомовую территорию с внутридворовым проездом, а ООО «УК ЖЭУ-2» приняло на себя обязанность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами, то соответственно обязанность по уборке придомовой территории этих домов, в том числе в зимний период от снега и наледи независимо от наличия либо отсутствия соглашения о закреплении администрацией города за юридическим лицом для содержания и благоустройства территории, а также от наличия либо отсутствия проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, возлагается на ООО «УК ЖЭУ-2».
Факт нахождения вышеуказанных многоквартирных жилых домов в управлении ООО «УК ЖЭУ-2» заявителем не оспаривается, проведение должностными лицами административного органа осмотра придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, установлено представленными в материалы дела письменными доказательствами. Объективных данных, опровергающих этот факт, стороной заявителя не представлено.
Собранные по делу доказательства, вопреки доводам жалобы, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, обоснованно признаны судьей городского суда достоверными относительно события вмененного ООО «УК ЖЭУ-2» административного правонарушения.
Фактические и юридически значимые, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела, обстоятельства должностным лицом административного органа и судьей при производстве по делу об административном правонарушении и рассмотрении жалобы установлены правильно. На основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, сделан обоснованный вывод о виновности ООО «УК ЖЭУ-2» в совершении административного правонарушения, предусмотренного абз.1 ст.2.11 Закона Белгородской области от 04.07.2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».
По своей сути доводы рассматриваемой жалобы аналогичны доводам, которые были предметом рассмотрения судьей городского суда, мотивы их отклонения приведены в оспариваемом решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Каких-либо иных доводов и доказательств, исключающих наличие в действиях ООО «УК ЖЭУ-2» состава вмененного правонарушения, жалоба не содержит.
Порядок и срок давности привлечения ООО «УК ЖЭУ-2» к административной ответственности не нарушены. Правила назначения наказания, предусмотренные ст.4.1 КоАП РФ соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права административного права, влекущих безусловную отмену оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи, не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области от 16 марта 2018 года, решение судьи Старооскольского городского суда Белгородской области от 18 мая 2018 года по делу об административном абз.1 ст.2.11 Закона Белгородской области от 04.07.2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-2» оставить без изменения, жалобу директора Общества ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Белгородского
областного суда Л.Г. Фурманова