ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-04/2022 от 08.02.2022 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Шитиков М.А. Дело № 7-04/2022 г.

УИД 83RS 0001-01-2021-001619-81

РЕШЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 8 февраля 2022 г.

Судья суда Ненецкого автономного округа Рожин Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Выучейской Е.Э.,

с участием защитника Федотова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного государственного инспектора труда ФИО1 на решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 г.,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО1 от 27 сентября 2021 г. юридическое лицо – государственное бюджетное учреждение дошкольного образования Ненецкого автономного округа «Детско-юношеский центр «Лидер» (далее по тексту – ДЮЦ «Лидер», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 г. данное постановление по жалобе директора ДЮЦ «Лидер» ФИО2 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На данное решение судьи в суд Ненецкого автономного округа подана жалоба главным государственным инспектором труда ФИО1, который просит отменить решение судьи как незаконное и необоснованное, полагая, что с действиях ДЮЦ «Лидер» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и суд не вправе был прекращать производство по делу.

Защитник Федотов В.В. в судебном заседании просил решение судьи городского суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к выводу об оставлении решения судьи без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч. 3, 4 и 6 настоящей статьи и ст. 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях (бездействии), связанных с невыполнением (ненадлежащим выполнением) лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе в несоблюдении срока утверждения графика отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ); непроведении индексации оплаты труда работников организации при наличии установленного порядка указанной индексации (ст. 134 ТК РФ); необеспечении педагогическому работнику права на сокращенную продолжительность рабочего времени (п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); нарушении установленного Правительством Российской Федерации порядка направления работников в служебные командировки; нарушении правил ведения трудовых книжек, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в июле 2021 года в отношении ДЮЦ «Лидер» государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО1 была проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе указанной проверки было выявлено, что ДЮЦ «Лидер» в нарушение требований ст. 8 ТК РФ и ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изданы приказы: от 15 февраля 2021 г. № 23-у «Об установлении численности обучающихся в учебных группах, объединениях»; от 28 мая 2021 г. № 56-у «О внесении изменений в приказ «Об установлении численности обучающихся в учебных группах, объединениях», без учета мнений совета обучающихся, совета родителей, представительных органов обучающихся, представительных органов работников.

По результатам проверки Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе 27 июля 2021 года выдано ДЮЦ «Лидер» предписание об отмене указанных приказов в срок до 25 августа 2021 года.

Не согласившись с данным предписанием ДЮЦ «Лидер» обжаловало его в суд.

Решением Нарьян-Марского городского суда от 20 сентября 2021 г., вступившим в законную силу 26 октября 2021 г., предписание Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 июля 2021 г., признано незаконным, исходя из того, что в соответствии с действующим законодательством совет обучающихся, совет родителей, представительный орган обучающихся, представительный орган работников создается по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, и педагогических работников. В ДЮЦ «Лидер» отсутствуют совет обучающихся, совет родителей, представительный орган обучающихся, представительный орган работников, поэтому приказы данного учреждения от 15 февраля 2021 г. № 23-у и от 28 мая 2021 г. № 56-у приняты законно и обоснованно. Кроме того, суд пришел к выводам о том, что вопросы, связанные с проверкой законности принимаемых в образовательной организации локальных нормативных актов, в том числе определяющих оптимальную численность обучающихся относится в данном случае к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, но не государственной инспекции труда, при этом, из материалов дела и материалов проверки не следует, что указанные приказы повлекли нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Установленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения 27 сентября 2021 года ДЮЦ «Лидер» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая в отношении ДЮЦ «Лидер» производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда сослался на вступившее в законную силу решение Нарьян-Марского городского суда от 27 июля 2021 г. и установленные им обстоятельства.

Учитывая установленные решением Нарьян-Марского городского суда от 27 июля 2021 г. факты и преюдициальное значение данного судебного акта, вступившего в законную силу, судья городского суда в рамках рассматриваемого дела пришел к обоснованному и правильному выводу о прекращении производства по делу.

Факт признания незаконным предписания от 27 июля 2021 г., вынесенного в адрес ДЮЦ «Лидер», имеет существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку свидетельствует об отсутствии в деянии юридического лица – ДЮЦ «Лидер» состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица в отношении ДЮЦ «Лидер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, законно и обоснованно отменено судьей городского суда и производство по делу прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 г., которым отменено постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО1 от 27 сентября 2021 г. в отношении юридического лица – государственного бюджетного учреждения дошкольного образования Ненецкого автономного округа «Детско-юношеский центр «Лидер» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Рожин Н.Н.