Судья Никитина Е.А. № 7-627/16
РЕШЕНИЕ
28 января 2016 г. г. Москва
Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Шелл Нефть» М***И.В. на постановление старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы С***Д.В. от 23 июня 2015 г. № ***, решение судьи Кузьминского районного суда Москвы от 09 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 4.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях г. Москвы, в отношении ООО «Шелл Нефть»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы С***Д.В. от 23 июня 2015 г. № ***, оставленным без изменения решением судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2015 г., ООО «Шелл Нефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.4.34 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 250000 руб.
Не согласившись с названными постановлениями, защитник ООО «Шелл Нефть» М***И.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановления должного лица, решение судьи отменить. В обоснование жалобы указала на то, что нарушен установленный КоАП РФ порядок привлечения общества к административной ответственности, проверка в отношении ООО «Шелл Нефть» проверка неуполномоченным административным органом. Также указала на то, что в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку требования по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов не распространяются на отходы (имеющие коды ФККО - федеральный классификационный справочник отходов, и не включенные в перечень Постановления № 391-ПП), которые образуются в процессе хозяйственной деятельности АСЗ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, извещен, направил защитника Жукова Ф.Ф., который жалобу и доводы, в ней изложенные, поддержал полностью.
Старший государственный инспектор Москвы в области охраны окружающей среды Е***А.Н. возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным, пояснив, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы является уполномоченным органом субъекта РФ на осуществление проверок с целью соблюдения экологических требований, а ООО «Шелл Нефть» не входит в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Москвы и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденному Приказом МПР РФ от 09.09.2010 № 379. В соответствием с Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 № 391-ПП, отходы упаковочного картона незагрязненного, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы полиэтилена в виде пленки и стеклянный бой незагрязненный относятся к вторичным материальным ресурсам и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются данные виды отходов, обязаны обеспечить их передачу специальным предприятиям для последующей переработки во вторичное сырье, но данную обязанность ООО «Шелл нефть» не выполнило, договор с соответствующей организацией обществом не заключен. Указал на то, что ссылка на коды ФККО несостоятельна, так как в указанном Постановлении № 391-ПП указаны общие группы вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке («отходы бумаги», «отходы полимерных материалов», «отходы стекла»), которые входят в отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «Шелл нефть», в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «Шелл нефть» Ж***Ф.Ф., старшего государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды Е***А.Н., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отменены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
Частью 2 ст. 4.34 КоАП г. Москвы установлено, что неосуществление раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырьевлечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот пятидесяти тысяч руб.
В соответствии п. 6 ст. 1 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68) раздельный сбор отходов (вторичных материальных ресурсов) представляет собой деятельность по сбору, временному хранению отходов (вторичных материальных ресурсов) в соответствии с установленными классами опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов (вторичных материальных ресурсов), содержанием в их составе летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
В силу ст. 3 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68 основными принципами обращения с отходами , в том числе являются разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке (п.4), ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельный сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье (п. 9).
Подпунктом 5 п. 1 ст. 7 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68 предусмотрено, что производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны обеспечивать раздельный сбор, временное хранение вторичных материальных ресурсов.
Согласно п. 6 ст. 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005г. № 68 перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, устанавливается Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. № 391-ПП утвержден Перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, пунктами 6 и 8 которого предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами, согласно перечню обеспечить их передачу специальным предприятиям для последующей переработки (обработки) во вторичное сырье, а Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Управлению по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления г. Москвы в рамках своей компетенции предписано обеспечить контроль за выполнением порядка обращения с вторичными материальными ресурсами, подлежащими переработке (обработке) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории г. Москвы.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судьей районного суда, 28 апреля 2015 года с 11 часов 00 минут по 12 часов 00 минут в ходе осуществления государственного экологического контроля (надзора), проведенного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки № *** от 14 января 2015 года, выявлено, что в процессе хозяйственной деятельности на АЗС ООО «Шелл Нефть», расположенной по адресу: Москва, ***, образуются отходы производства и потребления, а именно: упаковочного картона незагрязненного –*** тонн, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – *** тонн, отходы полиэтилена в виде пленки – *** тонн, стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) – *** тонны, что в том числе подтверждается данными об отходах для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы за 2013 год, протоколами количественного морфологического анализа отходов производства № *** , паспортом опасного отхода на мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), паспортом опасного отхода на смет с территории предприятия малоопасный, журналами учета движения и обращения с отходами за 2014 года и 1 квартал 2015 года. При этом, в нарушение требований закона г. Москвы от 30 октября 2005 года №68 и постановления Правительства Москвы от 22 мая 2007 года № 391-ПП перечисленные выше отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности на АЗС ООО «Шелл нефть», в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение временно собираются и накапливаются на площадке №3 в металлическом контейнере, вывозятся для захоронения на полигон ТБО «***». Договор со специальным предприятием для последующей переработки (обработки) во вторичное сырье образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов не заключен.
С учетом изложенного, в ходе названной выше проверки установлено, что ООО «Шелл Нефть» в нарушение указанных требований действующего законодательства не осуществляет раздельный сбор вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, обязанность по передаче отходов упаковочного картона незагрязненного, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходов полиэтилена в виде пленки и стеклянный бой незагрязненный, в пределах установленных нормативов, которые относятся к вторичным материальным ресурсам, специальным предприятиям для последующей переработки во вторичное сырье не исполняет.
Действия ООО «Шелл Нефть» квалифицированы по ч.2 ст.4.34 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: предписанием старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы С***Д.В. от 23 июня 2015 года; протоколом об административном правонарушении от 10 июня 2015 года, в котором изложено существо правонарушения; договором аренды нежилого имущества; договором долгосрочной аренды земельного участка; протоколом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; выпиской из ЕГРЮЛ; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица; данными учета в области обращения с отходами; протоколами количественного морфологического анализа отходов производства; проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; фототаблицей; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также иными материалами дела.
Допустимость и достоверность данных доказательств в своей совокупности никаких сомнений не вызывает, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются друг с другом.
Согласно положений ст.16.4 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется.
Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.
Судья районного суда проверил дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, и вынес законное и обоснованное решение.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении него постановления, поскольку факт совершения ООО «Шелл Нефть» административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «Шелл Нефть» приняты все зависящие от него меры по соблюдению названных выше требований действующего законодательства, приняты меры по предупреждению совершения вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 4.34 КоАП г. Москвы, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Шелл Нефть» по ч. 2 ст. 4.34 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Утверждение заявителя об отсутствии у департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы полномочий на проведении проверки соблюдения ООО «Шелл Нефть» требований природоохранного законодательства, и соответственно по привлечению общества к административной ответственности, основанием для удовлетворения настоящей жалобы не является, поскольку АЗС ООО «Шелл Нефть», расположенная по адресу: Москва, ***, не входит в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Москвы подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09 сентября 2010г. № 379.
Довод жалобы о том, что в процессе хозяйственной деятельности АЗС ООО «Шелл Нефть», расположенной по указанному выше адресу, не образуются отходы, подлежащие переработке во вторичное сырье, в связи с чем действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, служить основаниям для удовлетворения жалобы не может. Из представленных в материалы настоящего дела доказательств, в том числе акта проверки, данных об отходах для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, протоколов количественного морфологического анализа отходов производства, журналов учета движения и обращения с отходами следует, что в процессе хозяйственной деятельности общества образуются отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами (отходы упаковочного картона незагрязненного, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы полиэтилена в виде пленки).
Вопреки доводу жалобы о незаконности выданного обществу предписания № *** от 23 июня 2015 г., данное предписание согласно материалам дела и пояснениям стороны защиты, в установленный срок ООО «Шелл Нефть» исполнено, в определенном законом порядке не оспорено.
Иные доводы поданной жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенных актов.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 руб. назначено должностным лицом ООО «Шелл Нефть» в пределах санкции ч. 2 ст.4.34 КоАП г. Москвы, с учетом требований ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы С***Д.В. от 23 июня 2015 г. № ***, решение судьи Кузьминского районного суда Москвы от 09 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.4.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях г. Москвы, в отношении ООО «Шелл Нефть» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Шелл Нефть» М***И.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Селиверстова А.А.