Судья Яровицына Д.А. Дело № 7-06/2018 г.
РЕШЕНИЕ
город Нарьян-Мар 2 марта 2018 года
Судья суда Ненецкого автономного округа Неустроев А.В.,
при секретаре судебного заседания Чипсановой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО «Совместная компания «РУСВЬЕТПЕТРО» ФИО1
на решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2017 года, которым
постановление государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу ФИО2 от 2 ноября 2017 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Совместная компания «РУСВЬЕТПЕТРО» оставлено без изменения, жалоба защитника общества с ограниченной ответственностью «Совместная компания «РУСВЬЕТПЕТРО» – без удовлетворения,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 2 ноября 2017 года № 04-28/2017 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу ФИО2 юридическое лицо ООО «Совместная компания «РУСВЬЕТПЕТРО» (далее – ООО «СК «РУСВЬЕПЕТРО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
13 ноября 2017 года в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа поступила жалоба защитника ООО «СК «РУСВЬЕПЕТРО» ФИО3 на данное постановление.
Судьей Нарьян-Марского городского суда Яровицыной Д.А. вынесено обжалуемое решение.
С решением не согласился генеральный директор ООО «СК «РУСВЬЕПЕТРО» ФИО1, который в жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. Ссылаясь на договор, заключенный между ООО «СК «РУСВЬЕПЕТРО» и ООО «Буровая компания «Евразия», указывает, что отходы – отработанный буровой раствор и буровые сточные воды – являются собственностью ООО «Буровая компания «Евразия», соответственно у ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» отсутствует обязанность по оформлению паспортов отходов I-IV классов опасности. Обращает внимание, что переработанная в соответствии с актами на выполнение работ по переработке отходов бурения от 3 октября 2016 года и 10 октября 2016 года жидкая фаза отходов бурения была образована в результате перемешивания дождевых вод с твердой фазой отходов бурения, хранящихся в открытых шламонакопителях. В подтверждении довода об отсутствии у ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» отходов бурения, отнесенных к категории: «Растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные», «Воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные», ссылается на то, что при проведении натурного обследования временного котлована-шламонакопителя буровых отходов с участием представителя Управления Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу факт наличия у Общества указанных буровых отходов не установлен. Кроме того, Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу без замечаний принята статистическая отчетность ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» за 2016 год, которая не содержала сведений по спорным отходам, а так же Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу по результатам выездной плановой проверки ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» с 29 сентября 2016 года по 26 октября 2016 года не выявлены нарушения в части обращения с опасными отходами. Полагает, что статистические данные ООО СПАСФ «Природа» в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности, не могут являться доказательством, подтверждающим факт наличия у Общества рассматриваемых отходов бурения; каких-либо других доказательств, подтверждающих наличие у ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» указанных отходов, Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу представлено не было.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» ФИО4, ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы жалобы, должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2, полагавшего решение судьи оставить без изменения, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем, административная ответственность по комментируемой статье наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону.
В качестве субъектов данного административного правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Предметом доказывания по рассматриваемому составу административного правонарушения являются, в том числе, вопросы наличия у субъекта правонарушения отходов производства и потребления и иных опасных веществ и нарушение требований законодательства при обращении с ними.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из обжалуемого решения следует, что в соответствии с данными ООО СПАСФ «Природа» (отчетность № 2-ТП (отходы)) в 2016 году ими было переработано определенное количество жидкой фазы отходов бурения, принятых от ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО».
В подтверждение указанного факта к материалам дела приобщена копия докладной записки начальника отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу.
Иные документы, свидетельствующие о наличии либо отсутствии у ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» опасных отходов, в том числе, отчетность № 2-ТП (отходы) ООО СПАСФ «Природа» либо соответствующие документы ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» о передаче кому-либо отходов бурения, в суде первой инстанции не исследовались и оценка им в обжалуемом решении не дана. Не дана надлежащая оценка и доводам ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» о передаче ООО СПАСФ «Природа» отходов бурения, на которые оформление паспортов отходов I-IV классов опасности не требуется.
Указанные обстоятельства не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Нарьян-Марский городской суд.
При новом рассмотрении дела подлежат исследованию все обстоятельства, имеющие значение для его объективного и всестороннего рассмотрения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2017 года отменить.
Материалы дела об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «Совместная компания «РУСВЬЕТПЕТРО» ФИО1 направить в Нарьян-Марский городской суд на новое рассмотрение.
Судья А.В. Неустроев