Судья Козель Н.Ю.
Дело № 7-1005/2021 / 21-440/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 мая 2021 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., с участием прокурора Синевой А.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Лялина Сергея Александровича – П. на решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 25 февраля 2021 г., постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 апреля 2020 г. № 07-04-04/61-Д должностное лицо генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «***» (далее ООО «***») Лялин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 25 февраля 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Лялина С.А., постановление должностного лица от 03 апреля 2020г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник П. просит постановление должностного лица, решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения. В обоснование требований жалобы приводит доводы о том, что ООО «***» выполняло работы в порядке благотворительности на основании разрешения (ордера) 6/4 на производство земляных работ, выданного администрацией г. Гремячинска 28 августа 2019 г. Часть природного склона, не являющегося плодородным, была срезана до уровня ранее существовавшей проселочной дороги, грунт перенесен для утрамбовки дороги. Разрешением (ордером) не предусмотрено проведение работ по рекультивации земель. Должностными лицами не указано, какие конкретно мероприятия по рекультивации должно было произвести общество.
В судебном заседании в краевом суде Лялин С.А., защитник П., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, заслушав прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дополнительно представленные прокуратурой г. Гремячинска материалы проверки, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Материалами дела установлено, что на основании решения прокурора г. Гремячинска от 20 сентября 2019 г. о проведения проверки исполнения ООО «***» природоохранного законодательства, 10 октября 2019 г. совместно со специалистами Межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермсукому краю при выезде на место и осмотре земельного участка по адресу: ****, в кадастровом квартале ** выявлено, что на осматриваемой территории имеется природный склон у которого снят поверхностный грунт. Участок земли, с которого снят грунт, ориентировочно составляет 126 кв.м (ориентировочный объем снятого со склона грунта составил 705,6 кв.м).
Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства в сфере охраны земель от 10 октября 2019 г. составленного заместителем прокурора г. Гремячинска по результатам проверки с участием специалистов, при осмотре участков земли по ул. Первомайская установлено проведение работ со следами тяжелой техники по вскрытию дорожного полотна (расширению) и проведению работ по выемке грунта и вывозу со склона, на котором снят верхний слой, остались кучи грунта.
21 октября 2019 г. совместно со специалистами Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осмотрен земельный участок в кадастровом квартале ** по адресу: ****, в ходе которого установлено, что на осматриваемой территории имеется природный склон, у которого снят поверхностный грунт, в том числе плодородный слой почвы. Площадь земельного участка, с которого снят грунт, в том числе плодородный слой почвы составила 126 кв.м. Земельный участок относится к землям государственной муниципальной собственности, право на которое не разграничено.
В ходе проведения проверки, установлено, что ООО «***» на основании разрешения (ордера) 6/4 на производство земляных работ, выданного 28 августа 2019 г. администрацией г. Гремячинска, производило в период с 28 августа 2019 г. по 30 сентября 2019 г. земляные работы по адресу: **** разрешением установлено, что производство земляных работ разрешается с разрытием траншеи (котлована) 6 метров по проекту без вскрытия дорожного полотна. По окончании земляных работ представителями сторон составляется акт приема-передачи земельного участка, на котором производились земляные работы. Указанный акт является неотъемлемой частью настоящего разрешения (ордера). Никакие изменения или отступления от утвержденной схемы производства работ не допускаются. При этом Лялин С.А., подписывая данное разрешение, обязался соблюдать условия производства земляных работ, изложенные в разрешении, а также восстановить место земляных работ в соответствии с первоначальным видом.
Несмотря на это, в период времени с 30 сентября 2019 г. генеральным директором Лялиным С.А. после производства земляных работ на земельном участке, расположенном по адресу: **** в кадастровом квартале **, отнесенных к землям государственной, муниципальной собственности, право на которые не разграничено, не была обеспечена разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земельного участка на площади около 126,0 кв.м по указанному адресу после проведения земляных работ ООО «***».
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Лялин С.А. является генеральным директором ООО «***», то есть осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Факт совершения Лялиным С.А. вменяемого административного правонарушения объективно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 января 2020 г.; актом проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства в сфере охраны земель от 10 октября 2020 г. с фотоматериалами; справкой о результатах совместного выезда от 14 октября 2020 г. № 304 со схематическим чертежом, обмером площади земельного участка и фототаблицей; справкой Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора МГ/П-07-7014 от 01 ноября 2019 по результатам проверки; разрешением (ордером) № 6/4 на право производства земляных работ от 28 сентября 2019 г. и другими материалами дела, оценка которых произведена судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также надлежащее лицо, его совершившее, которое привлечено к административной ответственности в соответствии с требованиями закона. Деяние вменяемое Лялину С.А., являющемуся единоличным исполнительно-распорядительным органом управления ООО «***» в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ квалифицировано верно.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица и судьи городского суда о доказанности вины Лялина С.А. в совершении им вменяемого административного правонарушения.
Наличие факта производства ООО «***» земляных работ Лялиным С.А. не оспаривается.
Указание в жалобе на то, что часть природного склона, не являющегося плодородным, была срезана до уровня ранее существовавшей проселочной дороги, грунт перенесен для утрамбовки дороги, то есть был использован в этом же месте для созданной новой расширенной дороги, во внимание не принимаются, поскольку не свидетельствуют об отсутствии события и состава вменяемого правонарушения.
В материалы дела не представлены документы, послужившие основанием для проведения работ ООО «***» (договор, заявление).
Заявителем жалобы также не оспаривается, что земляные работы проводились без проектной документации, разработки схемы (проекта) рекультивации, только на основании разрешения (ордера) № 6/4 на право производства земляных работ от 28 сентября 2019 г. При этом следует учесть, что согласно разрешению, производство земляных работ (разрытие траншеи (котлована) было разрешено по проекту. Проект на производство работ отсутствует, иные документы подтверждающие проведение земляных работ тем способом, которым они осуществлены (срез склона высотой 2-3 метра) также не представлены.
В изложенной связи доводы жалобы о том, что производство работ проводилось в соответствии с разрешением, обоснованными не являются и не влекут освобождение Лялина С.А. от административной ответственности.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам. Нарушение почвенного слоя - снятие или уничтожение почвенного слоя. Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Проект рекультивации земель - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.
Принимая во внимание изложенное, представленные фотоматериалы с места производства земляных работ, с очевидностью свидетельствуют, что на участке проведения работ (на склоне) присутствовал плодородный слой почвы, в виде почвенного слоя на котором произрастала растительность. Данный склон высотой 2-3 метра, как следует из содержания жалобы и фотоматериалов, был срезан до основания, а грунт использован для утрамбовки дороги.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84) «Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 05 мая 1985 г. № 1294 (далее - ГОСТ 17.4.3.02.-85) снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий. Снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 указанного Постановления).
Между тем, каких-либо документов, подтверждающих выполнение генеральным директором Лялиным С.А. обязанности по разработке проекта рекультивации земель и рекультивации земель после окончания работ, не представлено. Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и приведенных нормативных требований, следует, что невыполнение генеральным директором обязанностей по рекультивации земель при осуществлении земляных работ, а также после завершения земляных работ, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, заместителя главы администрации Гремячинского городского округа не является основанием для освобождения от административной ответственности Лялина С.А., обязанного в связи с осуществлением возглавляемой им организацией деятельности, которая привела к ухудшению качества земель (в том числе нарушение почвенного слоя), обеспечить их рекультивацию.
Доводы жалобы об отсутствии в постановлении о назначении административного наказания от 03 апреля 2020 г., а также в представлении от 3 апреля 2020 г. конкретных мероприятий (действий) по рекультивации, которые должно было провести и не произвело ООО «***», не свидетельствуют о незаконности оспариваемых актов и с учетом объективной стороны административного правонарушения, вмененного Лялину С.А., не имеют правового значения и не относятся к предмету рассмотрения в рамках настоящего дела.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Лялина С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание Лялину С.А. назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Лялина С.А. допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 25 февраля 2021 г., постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 апреля 2020 г. № 07-04-04/61-Д оставить без изменения, жалобу защитника П. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)