ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-100/2022 от 17.08.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Образцова О.Ю. Дело № 7-100/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев 17 августа 2022 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу государственного инспектора отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных камней № 1 МРУ Пробирной палаты России по ДФО ФИО1 на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июня 2022 года, которым постановлено:

«Освободить акционерное общество «Камголд» от административной ответственности, объявить акционерному обществу «Камголд» устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Камголд» прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Петропавловского городского суда Камчатского края от 30 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Камголд» (далее также – АО «Камголд», Общество) прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, государственный инспектор отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных камней № 1 МРУ Пробирной палаты России по ДФО ФИО1 обратилась в Камчатский краевой суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указала, что при рассмотрении дела судья установил вину АО «Камголд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, однако с учетом смягчающих обстоятельств пришел к выводу о возможности прекращения производства по малозначительности. Полагает, что характер совершенного Обществом правонарушения, степень угрозы охраняемым отношениям, свидетельствуют о невозможности квалификации данного правонарушения в качестве малозначительного. Факт отсутствия тяжких последствий, устранение выявленных нарушений в короткий срок не говорят о малозначительности административного правонарушения. Выявленные нарушения Федерального закона № 115-ФЗ создают потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Полагает, что вывод о малозначительности административного правонарушения не может являться правильным и законным.

Выслушав защитника Общества ФИО2, проверив материалы дела, нахожу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность применительно к рассматриваемому случаю за неисполнение предписаний, выносимых уполномоченным или соответствующим надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее также – Федеральный закон № 115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Купля-продажа драгоценных металлов относится к операциям, подлежащим в силу абзац шестой подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 названного закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложено выполнение публичных функций первичного контроля за совершаемыми физическими и юридическими лицами операциями, в частности, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по указанным в законе подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, и о случаях нарушений сообщать в уполномоченный орган.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

Порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее - информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 (далее также – Положение № 209).

Согласно подпункту «г» пункта 3 Положения № 209 организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Информация представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (подпункт «г» пункта 4 Положения № 209).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 (действовавшей на момент спорных правоотношений, далее также – Инструкция № 110) организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг, в том числе, информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Пунктом 7.1 Инструкции № 110 установлено, что информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Инструкции № 110 информация, указанная в пунктах 1.4, 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС, сообщение), сформированных в соответствии со структурами, предусмотренными настоящей Инструкцией. Подготовка ФЭС осуществляется организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете организации, индивидуального предпринимателя, лица на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет) по адресу: www.fedsfm.ru.

Как следует из материалов дела, по результатам плановой документарной проверки АО «Камголд» административным органом установлено, что Общество осуществляет операции с драгоценными металлами, подлежащие обязательному контролю в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ходе проверки юридическое лицо не представило, в том числе документы, подтверждающие, что в период с 1 октября 2020 года по 1 августа 2021 года не реже чем один раз в три месяца проверяло наличие среди своих клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Правительством РФ. Личный кабинет на портале Росфинмониторинг Обществом не создан.

26 августа 2021 года составлен акт проверки АО «Камголд», в котором указаны, в том числе нарушения обществом подпунктов 1 и 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, подпункта «г» пункта 3 и подпункта «г» пункта 4 Положения № 209, подпункта «д» пункта 1.4 и пункта 7.1 Инструкции № 110.

Этой же датой Обществу направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, пунктом 7 которого юридическому лицу предписано представить документы по результатам проверок (идентификации) наличия среди клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирования о результатах таких проверок уполномоченного органа (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации за проверяемый период: анкеты клиентов, распечатанные формализованные электронные сообщения (ФЭС 3-ФМ). Документы необходимо направить с учетом почтового пробега отправления до 25 октября 2021 года.

Предписание вместе с актом проверки получено Обществом 31 августа 2021 года.

13 октября 2021 года сопроводительным письмом в Пробирную палату Обществом направлены документы во исполнение предписания от 26 августа 2021 года, в том числе анкета клиента юридического лица Банка ВТБ (ПАО), операции с которым подпадают под контроль законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

27 октября 2021 года административным органом проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 26 августа 2021 года, по результатам которой установлено, что АО «Камголд» не исполнило пункт 7 предписания, не предоставив распечатанные формализованные электронные сообщения (ФЭС 3-ФМ) об информировании уполномоченного органа Росфинмотиторинга о результатах проверок (идентификации) наличия среди своих клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в порядке, установленном Правительством РФ за проверяемый период и в соответствии с требованиями подпунктов 1 и 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

28 октября 2021 года акт внеплановой проверки и предписание об устранении выявленных нарушений от 27 октября 2021 года направлены в адрес АО «Камголд».

Прекращая производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ, судья городского суда, исключив из объёма вменяемого юридическому лицу правонарушения непредставление Обществом информации о результатах идентификации, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также тот факт, что юридическое лицо предприняло меры к устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, нарушив исполнение предписания на незначительный срок два дня, что подтверждается установленными по делу обстоятельствами пришел к выводу об отсутствии существенных нарушений охраняемых общественных отношений и безопасности государства, на основании чего нашел данное административное правонарушение малозначительным.

С таким выводом судьи согласиться нельзя ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из содержания пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вопреки указанным требованиям, судья городского суда выводы об освобождении АО «Камголд» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения мотивировал незначительным сроком нарушения предписания административного органа, отсутствием существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений и безопасности государства.

Между тем, правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, посягает на безопасность граждан, общества и государства. Объективная сторона состава административного правонарушения, вменяемого АО «Камголд», заключается в противоправном бездействии, выразившемся в рассматриваемом деле в неисполнении предписаний, выносимых уполномоченным или соответствующим надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям и государственной безопасности заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Санкция части 3 статьи 15.27 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федерального закона, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в связи с чем вывод городского судьи о малозначительности совершенного АО «Камголд» правонарушения - только по мотиву отсутствия существенных нарушений охраняемым общественным отношениям и безопасности государства в связи с незначительным, по мнению суда, нарушением срока исполнения предписания, - основан на неправильном применении норм материального права.

Событие административного правонарушения в данном случае заключается в нарушении Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Как установлено судьей городского суда, юридическое лицо только 26 октября 2021 года, то есть после инициирования административным органом внеплановой проверки исполнения предписания от 26 августа 2021 года, исполнило пункт 7 предписания, провело проверку наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предоставив 28 октября 2021 года распечатанные формализованные электронные сообщения (ФЭС 3-ФМ), как доказательства информирования уполномоченного органа Росфинмотиторинга в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, характер допущенного нарушения не свидетельствует о его малозначительности, основания для применения в отношении АО «Камголд» статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу постановление вынесено с нарушением требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, что влечет его отмену.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление судьи от 30 июня 2022 года в отношении акционерного общества «Камголд» подлежит отмене, а настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Петропавловск-Камчатский городской суд.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июня 2022 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Камголд» направить в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края на новое рассмотрение.

Судья А.Н. Венин