ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-101/2022 от 29.03.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

дело №7-101/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард 29 марта 2022 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица - начальника отдела охраны окружающей среды ООО «Харампурнефтегаз» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №03/4-485/2020 государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 2 сентября 2021 года должностное лицо - начальник отдела охраны окружающей среды ООО «Харампурнефтегаз» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

С решением судьи не согласна ФИО1 В жалобе, поданной в суд округа, просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Приводит доводы о том, что с ее стороны были предприняты меры для получения лицензии на обращение с опасными отходами, а также утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом ввиду отказа Росприроднадзора в выдаче лицензии не имелось возможности обеспечить утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Настоящее дело рассмотрено в отсутствие должностного лица контролирующего органа, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО1, извещенных о времени и месте судебного заседания в суде округа.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в порядке ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Закон №89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом у исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов I - V устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч.3 ст.14 Закона №89-ФЗ).

В силу ч.1 ст.18 Закона №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч.2 ст.18 Закона №89-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон №7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (ч.7 ст.18 Закона №89-ФЗ).

В целях реализации ст.18 Закона №89-ФЗ Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года №1029 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту Порядок).

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Из п.11 Порядка следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории, в том числе проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как видно из дела, 5 июля 2021 года в ходе проведения Росприроднадзором плановой выездной проверки соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды выявлено, что у ООО «Харампурнефтегаз» в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): Красноселькупский район, Пуровский район, Харампурское месторождение, код объекта: 71-0189-000521-П, объект I категории; Пуровский район, Фестивальное месторождение, код объекта: 71-0189-000313-П, объект I категории, отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Факт обращения с отходами производства и потребления подтверждается сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год, а также договорами на обращение с отходами производства и потребления.

При этом должностным лицом, ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства, является в ООО «Харампурнефтегаз» ФИО1

Приведенные нарушения послужили основанием для привлечения контролирующим органом начальника отдела по охране окружающей среды ООО «Харампурнефтегаз» ФИО1 к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.

Исходя из действующего стандарта доказывания, факт совершения вмененного должностному лицу правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции и оценкой имеющихся в деле доказательств, а также с толкованием должностным лицом контролирующего органа и судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

При рассмотрении дела требования ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не допущено.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции вмененного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, в том числе как о том приведено заявителем в жалобе, не установлено.

Данных, обуславливающих о направлении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в уполномоченный орган на утверждение, из материалов дела не следует.

При таком положении обжалуемое постановление должностного лица, решение судьи по делу об административном правонарушении отмене либо изменению не подлежат.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2022 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Росприроднадзора от 2 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина