ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-102/19 от 28.08.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Дворянчиков Е.Н. Дело № 7-102/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А., рассмотрев жалобу ЧТУП «АлесяТранс» на постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЧТУП «АлесяТранс»,

установил:

Названным постановлением ЧТУП «АлесяТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

В рассматриваемой жалобе законный представитель ЧТУП «АлесяТранс» ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывает, что ввоз товара на территорию Российской Федерации осуществлялся не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а с целью транзита через территорию Российской Федерации для дальнейшего ввоза на территорию Д..

Ознакомившись с жалобой, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Пунктом 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, под которыми понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 1 ст. 12 ТК ЕАЭС прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено ТК ЕАЭС, международными договорами государств- членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.

В силу ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее – Федеральный закон № 281-ФЗ) под специальными экономическими мерами, применяемыми независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан, понимается временный запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения, реализация которых обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Действие специальных экономических мер продлено до 31 декабря 2019 г. (Указы Президента РФ от 12.07.2018 № 420, от 30.06.2017 № 293, от 29.06.2016 № 305, от 24.06.2015 № 320).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер» определен перечень товаров, а именно, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, странами происхождения которых являются США, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен.

Указом Президента РФ от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» постановлено об уничтожении с 6 августа 2015 года ввезенной на территорию Российской Федерации санкционной продукции, за исключением товаров, везенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, (дата) в зоне таможенного контроля, расположенной на территории, прилегающей к СВХ ООО «Альфа Транс» (...), находящемуся в зоне деятельности ОТОиТК Краснинского таможенного поста Смоленской таможни, было размещено транспортное средство с peг. под управлением водителя ЧТУП «АлесяТранс» ФИО1, следовавшее из П. в У. транзитом через территорию Российской Федерации.

В грузовой отсек транспортного средства был погружен товар – «печень говяжья замороженная» в количестве <данные изъяты> грузовых мест, весом брутто <данные изъяты> кг, страна происхождения – П., код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС .

Таким образом, ЧТУП «АлесяТранс» ввезло на территорию Российской Федерации товар, происходящий из П. – страны, являющейся членом Евросоюза, тем самым нарушив запрет, введенный вышеуказанным Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 и Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от (дата) , определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от (дата) , актом таможенного досмотра от (дата) , транзитной декларацией от (дата) , докладной запиской от (дата) , CMR от (дата) , инвойса от (дата) , ветеринарного сертификата от (дата) , международного договора перевозки грузов от (дата) , заявки на перевозку от (дата) , объяснениями водителя ЧТУП «АлесяТранс» Б.С.И. от (дата) , объяснениями директора ЧТУП «АлесяТранс» Р.С.И. от (дата) и иными материалами дела, которые получили оценку судьи на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При указанных выше обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о нарушении перевозчиком ЧТУП «АлесяТранс» установленного нормативно-правовым актом Российской Федерации запрета на ввоз товаров в Российскую Федерацию и наличии правовых оснований для привлечения перевозчика к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.

Судьей районного суда обоснованно опровергнут довод ЧТУП «АлесяТранс» о том, что положения Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 не распространяют свое действие на правоотношения по ввозу товара на территорию Российской Федерации в режиме таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса.

Действие Указа Президента от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, организации и физические лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.

В Указе Президента РФ от 29.07.2015 № 391, который принят в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», постановлено, что ввезенная на территорию Российской Федерации санкционная продукция подлежит уничтожению с 6 августа 2015 г. Данные положение не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Из буквального толкования указанных положений следует, что в Указе не имеется разрешения на транзит санкционной продукции, а имеется указание о том, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, не подлежат уничтожению, из чего следует, что такие товары подлежат вывозу с территории Российской Федерации.

Постановление о привлечении ЧТУП «АлесяТранс» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено юридическому лицу по правилам ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 16.3 КоАП РФ.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также характер допущенных со стороны ЧТУП «АлесяТранс» нарушений действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле, основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи, по делу не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

решил:

Постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЧТУП «АлесяТранс» оставить без изменения, а жалобу ЧТУП «АлесяТранс» – без удовлетворения.

Судья Е.А. Холикова