Судья Сташ И.Х. № 7-102/2022 (12-428/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Майкоп 17.03.2022
Судья Верховного суда Республики Адыгея Хапачева Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ООО «Каштан и К», привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на решение судьи Майкопского городского суда от 9 декабря 2021 года,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением № 08-01-150-Р-1 от 02.09.2021 старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ООО «Каштан и К» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09.12.2021 постановление № 08-01-150-Р-1 от 02.09.2021 о привлечении ООО «Каштан и К» к административной ответственности оставлено без изменения.
В жалобе, поданной ООО «Каштан и К» на невступившее в законную силу решение судьи Майкопского городского суда от 09.12.2021, просит его и постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ООО «Каштан и К» №08-01-150-Р-1 от 02.09.2021 отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание должностное лицо Южного межрегионального управления Росприроднадзора, извещенное надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, не явилось.
Представитель ООО «Каштан и К» - директор общества ФИО1, действующий на основании выписки из ЕГРЮЛ, поддержал доводы жалобы, указывал на то, что имеются основания для прекращения производства по делу ввиду малозначительности допущенного нарушения. Просил учесть, что с февраля 2021 года Общество прекратило производственную деятельность. Также обращал внимание суда на то, что задержка в предоставлении сведений в Управление Росприроднадзора обусловлена кадровыми изменениями, а именно - сменой директора Общества и бухгалтера, при этом, по получении информации о допущенных нарушениях Общество незамедлительного представило Отчет и сведения о Декларации.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год влечет административную ответственность с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 рублей до 6000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50000 до 70000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 70000 до 150000 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 13.08.2021 Отделом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республики Адыгея Южного межрегионального управления Росприроднадзора установлен факт непредставления или несвоевременного представления ООО «Каштан и К» отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, а также декларации о количестве товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2020 год.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 №1417 (в редакции от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с положениями этой же статьи производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности.
Согласно Пункту 3 указанных Правил отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.
Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и отчетным периодом для предоставления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).
В силу пункта 11 Правил отчетность предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 06.07.2021 основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Каштан и К» является производство кухонной мебели.
Исходя из вышесказанного, ООО «Каштан и К» следовало представить в срок до 01.04.2021 Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, Декларацию о количестве товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2020 год.
Факт совершения учреждением вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно приняты должностным лицом и судьей районного суда и положены в основу обжалуемых постановления и решения, которые мотивированы и отвечают требованиям ст.и 29.10 КоАП РФ.
При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ, не усматривается.
Событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращения производства по делу.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Материалами дела подтверждено предоставление организацией Отчета в Управление Росприроднадзора 24.08.2021 – через день после составления и до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности (л.д. 30).
Также, представителем Общества ООО «Каштан и К» представлены сведения об основных показателях деятельности малого предприятия и налоговая декларация за 2020 год ООО «Каштан и К», свидетельствующие об отсутствии производственной деятельности Общества в период, за который необходимо было представить декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (л.д. 152-157).
Наряду с этим, следует учесть факт смены директора и бухгалтера в период, когда требовалось представить отчет и декларацию ООО «Каштан и К», что подтверждается приказом №2 Общества от 29.01.2021 (л.д.150-151).
Принимая во внимание, что непредставление Отчета и Декларации Обществом не повлекли за собой причинение вреда окружающей среде, является единичным фактом за весь период существования ООО «Каштан и К» и то, что нарушение носит формальный характер, не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, судья вышестоящей инстанции полагает, что можно сделать вывод о том, что совершенное Обществом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-01-150-Р-1 от 02.09.2021 о привлечении ООО «Каштан и К» к административной ответственности по ч.1 ст.8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09.12.2021 подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
жалобу представителя ООО «Каштан и К» - ФИО1 - удовлетворить.
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-01-150-Р-1 от 2 сентября 2021 года о привлечении ООО «Каштан и К» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 декабря 2021 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева