ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1037/2021 от 21.10.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-1037/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 21 октября 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника очистных сооружений
ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 на решение судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 25 августа
2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО3 № 06-389/2021 от 08 июля 2021 года должностное лицо - начальник очистных сооружений
ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, начальник очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 обратилась в Павловский городской суд Нижегородской области с жалобой об его отмене.

Решением судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 25 августа 2021 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба начальника очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, начальник очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 просит состоявшееся судебное решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судьей городского суда неверно применены нормы материального права, не доказана ее виновность, выражающаяся в пользовании водным объектом с нарушением условий, кроме того, схема сброса сточных вод с использованием водоотводящих сооружений на ООО Птицефабрика «Павловская» ОП Ясенцы не предусматривает попадание сточных и бытовых вод на поля фильтрации помимо установки «БиОКС - 100», точкой сброса является место установки расходомера ЭРСВ-510 (Взлет), ДУ 50 мм на выходе «БиОКС - 100, при этом актом проверки контролирующего органа
№ 95-П от 17 июня 2021 года не зафиксировано иных точек сброса сточных вод, а так же точек подключение водоотводящих сетей, которые выведены в поля фильтрации помимо установки «БиОКС-100», в связи с чем, нарушение п. 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09 ноября 2020 года № 903, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации, п. 19 р. 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользовании от 29 января 2020 года № 52-09.01.03.012-Р-РСВХ-С-2020-03583/00 отсутствует.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей административного органа ФИО4, ФИО5, полагавших, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации
(далее - ВК РФ) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; дренажные воды - это воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Главой 3 ВК РФ (ч. 1 ст. 9 ВК РФ). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11 - 23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Статьей 11 ВК РФ закреплено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований,

приобретается в целях:

  1. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;
  2. использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;
  3. производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (ч. 2).

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральнойсобственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 2) сброса сточных вод (ч. 3).

Подпунктом 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ установлена обязанность собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренныхнастоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 ВК РФ).

Исходя из требований ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО Птицефабрика «Павловская» предоставлено право пользования водным объектом - р. Кишма с целью сброса сточных вод на основании решения от 29 января 2020 года, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области до 31 октября 2021 года.

Пунктом 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование предусмотрено использование водного объекта при условии сброса сточных вод в р. Кишма - 24 км от устья с установлением координат, по дренажной системе самотеком в существующий канал доочистки и далее в р. Кишма.

Учет сбрасываемых очищенных сточных вод производится по показателям прибора учета (счетчик ЭРСВ - 510 л (Взлет ЭР) на входе «БиОКС-100» и счетчику расходометру ЭРСВЛ-520Л на выходе с
«БиОКС-100»).

На основании приказа Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 27 апреля 2021 года № 0556 в отношении
ООО Птицефабрика «Павловская» в период с 11 мая 2021 года по 07 июня 2021 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.

Учет сбрасываемых очищенных сточных вод производится по показаниям прибора учета - счетчик ЭРСВ - 510 л (Взлет ЭР) на входе «БиОКС-100» и счетчику расходометру ЭРСВЛ-520Л на выходе с
«БиОКС-100».

Из материалов дела, заключения по результатам сопровождения в рамках обеспечения федерального экологического надзора следует, что в ходе проверки специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.515408 выдан Федеральной службой по аккредитации 11.03.2016, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 23.09.2014) произведен отбор проб сточной воды после очистных сооружений объекта HBOC 22-0152-002031-П перед поступлением на поля фильтрации, природную воду в р. Кишма в месте сброса сточных вод после очистных сооружений отобрать для проведения количественного химического анализа не представилось возможным в связи с тем, что сточные воды после полей фильтрации не «доходят» до места сброса.

Также специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 27 мая 2021 произведен отбор проб сточной воды из приемной камеры перед КНС до очистных сооружений объекта HBOC 22-0152-002031-П; сточной воды из распределительной камеры передустановкой «БиОКС-100» и сточной воды после очистных сооружений (установка «БиОКС-100) из распределительного лотка перед поступлением на поле фильтрации.Протоколы количественных химических анализов, полученные по результатам проведенных отборов проб сточной воды, были использованы экспертом при оценке работы биологических очистных сооружений на объекте HBOC 22-0152-002031-П.

Кроме того, представителями комиссии проверки совместно со специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и представителем ООО Птицефабрика «Павловская» был проведен осмотр биологических очистных сооружений объекта HBOC 22-0152-002031-П, в ходе которого установлено, что сточные воды поступают с птицефабрики в приемную камеру на очистные сооружения, далее поступают в двухъярусный отстойник, переоборудованный в аэротенк - 2 шт и вторичный отстойник. В аэротенках зафиксировано наличие «бурунов», разрушение металлической конструкции сооружения, в одном из аэротенков - всплывшая на поверхность встроенная загрузка типа «Ёрш». Далее стоки через распределительную камеру при помощи насосов подаются на установку биологической очистки
«БиОКС-100». Конструкция приемной камеры установки «БиОКС-100» имеет повреждение, в результате чего стоки попадают непосредственно в усреднитель. Песколовки (2шт) установки «БиОКС-100» выведены (не участвуют) из технологии очистки. В усреднителе отсутствует перемешивание стоков, на поверхности сформировалась корка плавающих загрязняющих веществ. Далее стоки проходят через денитрификатор с встроенной загрузкой, аэротенк I ступени и аэротенк-нитрификатор. В результате разрушения трубопровода избыточного активного ила ил из системы «БиОКС-100» не выводится. Разделение иловой смеси на очищенную воду и активный ил происходит во вторичном отстойнике. В качестве доочистки используются: фильтр с плавающей загрузкой (2шт) и сорбционный фильтр. Плавающая загрузка неравномерно распределена в фильтре-всплыла на поверхность и частично задержана на стенках фильтра. Далее стоки поступают на бактерицидную установку. После установки «БиОКС-100» стоки по лоткам распределяются на поля фильтрации.

На момент осмотра территории очистных сооружений в работе находилась 1 карта поля фильтрации из 7-ми имеющихся в наличии карт. Сo слов эксплуатирующего персонала проектная и техническая документация на поля фильтрации у организации отсутствует.Поступление сточных вод на поля фильтрации происходит сосредоточенно (что является конструктивным недостатком), в результате чего, поступившая сточная вода скапливается у места поступления, далее растекается по карте сосредоточенным ручьем и впитывается в почву, распределительная система трубопроводов сточных вод в пределах карт не выявлена. Во время осмотра установить конструкционные особенности полей фильтрации, в том числе наличие водоупорного слоя, толщину фильтрационного слоя, наличие системы дренажных труб, собирающих отфильтрованные стоки, а также места сбора и отведения стоков с полей фильтрации в канал доочистки с высшей водной растительностью и далее в р. Кишма, не удалось.

Со слов эксплуатирующего персонала в виду незначительного объема сточных вод, сброс сточных вод с полей фильтрации в канал доочистки и
р. Кишма не производится. Данный факт подтверждается формой 2-ТП (водхоз) за 2020 год.

Как указывалось выше, для учета расхода сточных вод на трубопроводе после очистки на установке «БиОКС-100» в помещении технологического оборудования (ПТО) установлен расходомер - счетчик электромагнитный ЭРСВ-520Л марки «Взлет ЭР» для учета количества отведенных сточных вод.

В соответствии с п. 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 ноября 2020 года № 903, измерение объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В связи с тем, что трубопровод после установки «БиОКС-100» не является выпуском сточных вод (далее сточная вода поступает на поля фильтрации), данный прибор учета не может быть принят к учету объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, что является нарушением
п. 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 ноября 2020 года № 903,
п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ.

Кроме того, в ходе проведения проверки Обществом был представлен журнал учета водоотведения средствами измерений, который ведется с нарушением Приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 ноября 2020 года № 903 «Об утверждении порядка ведениясобственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе, дренажных, вод, их качества», записи в журнал учета водоотведения средствами измерений на основании проведения замеров расходов (уровней) воды вносятся не ежедневно, что в свою очередь является нарушением п. 8 Порядка, утвержденного вышеуказанным Приказом.

Учитывая, что ФИО1 является начальником очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская», она является должностным лицом, ответственным за соблюдение водного законодательства, в связи с чем привлечена постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО3 № 06-389/2021 от 08 июля 2021 года к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина начальника очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 06-389/2021
от 24 июня 2021 года; копией журнала учета сточных вод на ОС Ясенцы; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 29 января 2020 года, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области до 31 октября 2021 года; приказом о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО Птицефабрика «Павловская» № 0556 от 27 апреля 2021 года; актом проверки № 95
от 17 июня 2021 года; документами, представленными ООО Птицефабрика «Павловская»; фотоматериалами; протоколами количественного химического анализа,и другими материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами ст. 24.1
КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 08 июля 2021 года привлек начальника очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, а судья городского суда решением от 25 августа 2021 года оставил указанное постановление административного органа без изменения.

Доводы жалобы ФИО1 в той части, что не доказана ее виновность, выражающаяся в пользовании водным объектом с нарушением условий, опровергаются материалами дела, поскольку ФИО1 являясь начальником очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» в силу своих служебных должностных обязанностей обязана соблюдать правила и нормы законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Доводы жалобы заявителя о том, что схема сброса сточных вод с использованием водоотводящих сооружений на ООО Птицефабрика «Павловская» ОП Ясенцы не предусматривает попадание сточных и бытовых вод на поля фильтрации помимо установки «БиОКС - 100», точкой сброса является место установки расходомера ЭРСВ-510 (Взлет), ДУ 50 мм на выходе «БиОКС - 100, при этом актом проверки контролирующего органа
№ 95-П от 17 июня 2021 года не зафиксировано иных точек сброса сточных вод, а так же точек подключение водоотводящих сетей, которые выведены в поля фильтрации помимо установки «БиОКС-100», в связи с чем, нарушение п. 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09 ноября 2020 года № 903, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации, п. 19 р. 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользовании от 29 января 2020 года № 52-09.01.03.012-Р-РСВХ-С-2020-03583/00 отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку исследованных доказательств, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судьей пересматривающим дело по жалобе несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм КоАП РФ, требований законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией
ст. 7.6 КоАП РФ, в минимальном размере.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 25 августа 2021 года и по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении должностного
лица - начальника очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 ФИО8, оставить без изменения, жалобу
начальника очистных сооружений ООО Птицефабрика «Павловская» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков