ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1045/17 от 26.10.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-1045/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт- Петербург 26 октября 2017 г.

Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.

при секретаре Васильевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы и жалобу законного представителя ООО «ИДАВАНГ Агро» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2 от 17 мая 2017 года и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Смирновой В.А. от 25 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2 от 17 мая 2017 года юридическое лицо – ООО «ИДАВАНГ Агро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.

Решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Смирновой В.А. от 25 июля 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «ИДАВАНГ Агро» ФИО1 без удовлетворения.

В своей жалобе законный представитель ООО «ИДАВАНГ Агро» ФИО1 и защитник Романов А.С. в дополнении к жалобе, просят постановление должностного лица и решение судьи отменить. В обоснование жалобы указывают, что ООО «ИДАВАНГ Агро» привлечено к административной ответственности с нарушением требованием закона должностным лицом, которое осуществляет региональный экологический надзор, тогда как исходя из статуса объекта проверки могло быть привлечено к ответственности должностным лицом, которое осуществляет федеральный экологический надзор. Кроме того, жалоба судьей Тосненского городского суда Ленинградской области рассмотрена с нарушением правил подведомственности, так как подлежала рассмотрению Арбитражным судом.

Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения суда, которое подлежит удовлетворению, так как копия вышеуказанного решения была получена представителем ООО «ИДАВАНГ Агро» по доверенности ФИО3 03 августа 2017 года. 11 августа 2017 года жалоба на постановление и решение была подана в Ленинградский областной суд через Тосненский городской суд Ленинградской области защитником ООО «ИДАВАНГ Агро» Романовым А.С. Определением судьи Ленинградского областного суда от 25 августа 2017 года жалоба была возвращена подателю в связи с тем, что к жалобе не приложена доверенность, удостоверяющая полномочия Романова А.С. на подачу жалобы. 13 сентября 2017 года в Ленинградский областной суд через Тосненский городской суд Ленинградской области законным представителем ООО «ИДАВАНГ Агро» ФИО1 подана жалоба на вышеуказанные постановление и решение, к которым приложена доверенность, удостоверяющая полномочия Романова А.С. на подачу жалобы 11.08.2017 года. Таким образом, жалоба на решение подана защитником ООО «ИДАВАНГ Агро» в установленный законом срок при наличии полномочий на подачу жалобы.

Законный представитель и защитник ООО «ИДАВАНГ Агро» извещены, но в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили в силу чего в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, который возражал против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, административное дело, предоставленное Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Условия и способы сбора, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) ндивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

На основании ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в ходе проведения проверки соблюдения ООО «ИДАВАНГ Агро» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, были выявлены следующие нарушения, а именно ООО «ИДАВАНГ Агро»:

-осуществляет деятельность, при которой образуются отходы производства и потребления (бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные; железные бочки, потерявшие потребительские свойства; отходы пленки полиэтилена и изделий из неё незагрязненные), не учтенные в проекте образования отходов и лимитов на их размещение.

-осуществляет деятельность, при которой образуются отходы производства и потребления (отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ), на которые не составлен паспорт отходов и нет подтверждения по отнесению соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

-осуществило сброс отходов производства и потребления непосредственно на почву: в трёх метрах от пункта переработки навоза (примерный морфологический состав которых: лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; вдоль основной дороги, ведущей к административному зданию (примерный морфологический состав которых: бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; на территории гаража (примерный морфологический состав которых: бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные; железные бочки, потерявшие потребительские свойства; отходы пленки и полиэтилена и изделий из ней незагрязненные.

Таким образом, ООО «ИДАВАНГ Агро» нарушены ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ, ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Вина ООО «ИДАВАНГ Агро» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При этом, суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Пунктом 33 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 разъяснено, что порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что вышеуказанное правонарушение связано с несоблюдением ООО «ИДАВАНГ Агро» экологических требований законодательства, а не с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу чего нарушений правил подведомственности рассмотрения жалобы судьей Тосненского городского суда Ленинградской области допущено не было.

Довод жалобы о том, что ООО «ИДАВАНГ Агро» привлечено к административной ответственности с нарушением требованием закона должностным лицом, которое осуществляет региональный экологический надзор, тогда как исходя из статуса объекта проверки могло быть привлечено к ответственности должностным лицом, которое осуществляет федеральный экологический надзор, основан на неправильном понимании норм закона. Указанный довод был предметом оценки в ходе рассмотрения жалобы на вышеуказанное постановление судьей Тосненского городского суда Ленинградской области, обоснованно отвергнут по основаниям, изложенным в решении судьи Тосненского городского суда Ленинградской области, не влияет на правильность вывода о виновности ООО «ИДАВАНГ Агро» в совершении вышеуказанного административного правонарушения, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Таким образом, вывод должностного лица и судьи о наличии вины ООО «ИДАВАНГ Агро» в совершении вышеуказанного административного правонарушения основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не установлено.

Вместе с тем, с учетом отсутствия обстоятельств отягчающих наказание ООО «ИДАВАНГ Агро», совершения ООО «ИДАВАНГ Агро» правонарушения впервые, что является смягчающим наказание обстоятельством, ООО «ИДАВАНГ Агро» подлежит назначению наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей, в силу чего вышеуказанные акты в указанной части подлежат изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2 от 17 мая 2017 года и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Смирновой В.А. от 25 июля 2017 года изменить, назначить ООО «ИДАВАНГ Агро» наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В остальной части вышеуказанные акты оставить без изменения, жалобу ООО «ИДАВАНГ Агро» – без удовлетворения.

Судья: