Дело № 7-13/2022 Судья: Андреев И.С.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 19 января 2022 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Овчинниковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника публичного акционерного общества «Энел Россия» Никифоровой О.В. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4№ от 30 июля 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 22 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Публичного акционерного общества «Энел Россия»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4№ от 30 июля 2021 года, ПАО «Энел Россия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 22 октября 2021 года постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, размер назначенного наказания на основании ч.2.2, ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ снижен до 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с решением судьи, защитник Никифорова О.В обратилась с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указывает, что вмененное обществу правонарушение о некорректном проведении инвентаризации, не является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ. В обоснование отсутствия вины ссылается на то, что у общества отсутствовала возможность проведения инвентаризации объекта размещения отходов в связи с идентификации нового отхода, размещенного в Шлемоотвале (асфальтовые ямы) – котловане химпромывок котлов.
В судебном заседании защитник Никифорова О.В. на доводах жалобы настаивала.
Законный представитель ПАО «Энел Россия», представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ПТО УОНВОС ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» осуществляет хозяйственную деятельность объекте I категории - Производственная территория «Среднеуральская ГРЭС» филиала ПАО «Энел Россия» по адресу: <адрес> объект №
На балансе ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» имеется объект длительного хранения отходов – Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов.
Филиал ПАО «Энел Россия» «Среднеуральская ГРЭС» имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №, выданный Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, утвержденный приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при условии ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами в Департамент федеральной службы но надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №, выданный Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Филиала ПАО «Энел Россия» «Среднеуральская ГРЭС» на период с 18.12.2017 по 17.12.2022 при условии ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами в Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.
Предприятие имеет Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», разработанный в 2017 году.
ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» разработаны и представлены в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора паспорта на отходы I-IV класса опасности, материалы обоснования отнесения отходов к V классу опасности.
Учет в области обращения с отходами на ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» ведется в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 по форме приложений №2,3,4. Представлены поквартальные данные учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2018-2020 гг,
Форма федеральной государственной статистической отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме № 2- ТП (отходы) за 2019 год представлена ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» в установленный законом срок 14.01.2020.
Согласно представленным документам (данные учета отходов, отчет по форме № 2-ТП (отходы), счета фактуры, акты передачи отходов) нормативы образования и лимиты на размещение отходов ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» в 2019 году не превышены.
ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» имеет лицензию от 15.09.2020 №(66)-9660007-Р на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации. обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданную Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора (приказ от <данные изъяты>).
ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» представлена «Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду на филиале «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», утвержденная директором филиала ФИО6 21.11.2016г.
Программой проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды на шламоотвалах филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» на 2018-2022 гг., утвержденной директором филиала 10.01.2018г., определены количество контрольных точек, места отбора проб, периодичность контроля, загрязняющие вещества по следующим компонентам окружающей среды: подземные воды, поверхностные воды, почва.
В соответствии с указанной программой, в подземных водах с периодичностью 2 раза в год в 6 наблюдательных скважинах: скважины №№ 2,3,4,5 расположены на участках в пределах влияния шламоотвалов, 1 ф - фоновая для Шламоотвала (шламонакопителя), скважины № 10 и № 11 (для контроля используется одна из скважин 10 или 11) - фоновые для Шламоотвала (асфальтовые: ямы) Котлована отходов химпромывок котлов и Шламоотвала (асфальтовые ямы) - Карты Отстоя мазутного хозяйства, определяются компоненты: сульфаты, хлориды, гидрокарбонаты, натрий, кальций, магний, сухой остаток, азотная группа, фосфаты, рН, окисляемость, жёсткость, фенолы, нефтепродукты, кремний, фтор, марганец, железо, алюминий, медь.
В соответствии с указанной программой, в поверхностных водах с периодичностью 2 раза в год отбираются: 3 пробы из шламоотвалов: (асфальтовые ямы) Котлована отходов химпромывок котлов и Шламоотвала (асфальтовые ямы) -Карты отстоя мазутного хозяйства, 2 пробы из Исетского водохранилища (контрольная и исходная пробы), 2 пробы - из реки Лебяжки (выше и ниже шламоотвалов), 2 пробы сбросов в Исетское водохранилище и определяются компоненты: сульфаты, хлориды, гидрокарбонаш. Натрий, кальций, магний, сухой остаток, азотная группа, фосфаты, рН, окисляемость, жесткость. нефтепродукты, фенолы, кремний, фтор, марганец, железо, алюминий, медь, взвешенные вещества, запах, плавающие примеси, СПАВ, БПКг, ХПК.
В соответствии с указанной программой, с периодичностью 1 раз в год отбираются 8 проб почвы, одна из которых - к западу от Шламоотвала (шламонакопителя), одна - севернее площадки СУГРЭС и 6 проб - к западу от шламоотвалов (асфальтовые ямы), и определяются компоненты: сульфаты, аммоний, фтор, нефтепродукты, медь, железо, марганец, алюминий, кадмий, мышьяк, никель, цинк, свинец.
Объект размещения отходов (ОРО) - Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч.2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены «Правила инвентаризации объектов размещения отходов» (Правила).
Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее объекты размещения отходов) (п.1 Правил).
Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы, для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора. (п.2 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объект не реже одного раза в пять лет.
Согласно п. 5 Правил, источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
В соответствии с п. 6 Правил, по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляет характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам
По информации предприятия, для эффективной работы теплообменников и котлов Среднеуральской ГРЭС проводятся их промывки водными растворами кислот, раствором добавлением ингибиторов от отложений окислов железа, меди, а также фосфатами и силикатами кальция и магния с последующей нейтрализацией и промывкой поверхностей оборудования. Образующийся шлам направляется по трубопроводу на Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлов отходов химпромывок котлов.
При ранее действующем ФККО, отход, размещаемый в ОРО Котловане отходов химпромывок, котлов имел наименование «Отходы оксидов и гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)» 4 кл. опасности, код по № который был включен Лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2013 году ОАО «Энел Росси образован получена бессрочная лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, где отход имел аналогичное наименование.
В 2013 г. был разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПОООЛР) и получен Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № от ДД.ММ.ГГГГ.
При изменении законодательства в 2014 году данный отход по конвертору переименован «Прочие отходы при очистке оборудования ТЭЦ, ТЭС, котельных («Отходы оксидов нормативе гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)» 4 кл. опасности, код по №
Переоформлена лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, в которую был включен отход «Прочие отходы при очистке оборудования ТЭЦ, ТЭС, котельных («Отходы оксидов и гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)» 4 кл. опасности, код по №»). При разработке ПНООЛР в 2015 г. этот отход был в него включён.Согласно действующей лицензии ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» № на осуществление деятельности по сбору, транспортированию» обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданной Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), отходов в Шламоотвале (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов разрешено размещен включение отхода «Прочие отходы при очистке оборудования ТЭЦ, ТЭС, котельных («Отходы оксидов и гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)», 4 кл. опасности, код по №.
По информации предприятия, за весь период времени технологический процесс по образованию отхода от промывки котлов от накипи, на филиале «Среднеуральская ГРЭС», не менялся. При переработке ПНООЛР в 2017 году, в связи изменениями в законодательстве было принято решение о паспортизации данного отхода.
В 2017 году ПАО «Энел Россией филиал «Среднеуральская ГРЭС» составлен паспорт отхода «Отходы химической очистки котельно - теплового оборудования раствором соляной кислоты», код по №
Согласно п. 7 Правил, информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
В 2017 году ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» была проведена инвентаризация, по результатам которой была составлена Характеристика ОРО Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, по результатам инвентаризации, проведенной в 2017 г., назначение ОРО - хранение отходов, вместимость ОРО№ куб.м.; размещено всего: № тонн, ввод в эксплуатацию № г., площадь ОРО № кв.м.; основные виды отходов, размещаемые на ОРО - «Отходы химической очистки котельно-теплового с оборудования раствором соляной кислоты» (№).
Отход «Отходы химической очистки котельно - теплового оборудования раствором соляной кислоты», код по № включён в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», разработанный в 2017 году. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № выдан Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с данными учета в области обращения с отходами на ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 за 2018-2020 гг., а также «Сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме федеральной государственной статистической отчетности № 2-ТП (отходы) за 2018-2020 гг. на предприятии образовывался отход «Отходы химической очистки котельно - теплового оборудования раствором соляной кислоты», код по №.
По результатам инвентаризации, проведенной в 2017 году ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», была составлена Характеристика ОРО Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, в которой основные виды отходов, размещаемые на ОРО - «Отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты» (№). Также результаты инвентаризации были использованы при разработке Проекта и оксидов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в целях регулирования деятельности по обращению с отходами ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС».
По информации предприятия, в 2019 году ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» заключен договор с ФГБУ «ЦЛАТИ» по УФО, проведён отбор проб отхода, образующегося от промывки котлов от накипи на Среднеуральской ГРЭС, сделан анализ и в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора направлен пакет документов с Заявлением об отнесении отхода к конкретному классу опасности и включении его в ФККО.
Письмом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора «О паспортизации отходов I - IV класса опасности» № от 30.12.2019 г. подтверждён IV класс опасности не включенного в ФККО заявленного отхода «Отходы при очистке основного котельного оборудования от накипи и отложений, содержащие соединения железа, малоопасные».
Указанный вид отхода будет направлен ФГБУ «ФЦАО» в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с предложением о включении данного вида отхода в ФККО.
По информации предприятия, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования приказов о включении предложенного вида отхода в ФККО не издавала. Оформление паспорта, актуализация ПНООЛР и лицензии будут выполнены после включения отхода в ФККО, в соответствии с действующим законодательством.
Соответственно, на ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» от промывки котлов от накипи на Среднеуральской ГРЭС образуется отход «Отходы при очистке основного котельного оборудования от накипи и отложений, содержащие соединения железа, малоопасные», IV класса опасности, не включенный в ФККО. На данный отход не оформлен паспорт, этот отход не включен в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС».
Таким образом, инвентаризация, проведенная в 2017 году ПАО «Энел Россия» филиала «Среднеуральская ГРЭС» была проведена не корректно, а именно, отход, образующийся от промывки котлов от накипи на Среднеуральской ГРЭС, «Отходы при очистке основного котельного оборудования от накипи и отложений, содержащие соединения железа, малоопасные», IV класса опасности, не соответствует отходу, внесенному в Характеристику ОРО Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, по результатам инвентаризации, проведенной в 2017 г., - «Отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты» (6 18 311 11 10 4).
Следствием не корректно проведенной инвентаризации в 2017 году на ПАО «Энел Росси (асфальто филиал «Среднеуральская ГРЭС» является искажение сведений данных учета в области обращения отходами по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721, а также «Сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме федеральной государственной статистической отчетности №2-ТП (отходы).
Таким образом, юридическим лицом ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» на Производственной территории по адресу: <адрес>, объект <данные изъяты> в 2017 году допущена не корректно проведенная инвентаризация объекта размещения отходов производства и потребления Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ПАО «Энел Россия» филиала «Среднеуральская ГРЭС» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ
Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ, что обоснованно послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Пересматривая обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьей 8.2 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии инкриминируемого состава административного правонарушения, в действиях ПАО «Энел Россия», что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, объективность и достоверность которых сомнений не вызывает.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения отклоняются.
Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей (ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона выражается в невыполнении (бездействии) ПАО «Энел Россия» возложенных на него обязанностей по охране окружающей среды, состоящих в соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно, в не корректно проведенной инвентаризации объекта размещения отходов производства и потребления Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов на Производственной территории по адресу: <адрес>, объект <данные изъяты>
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ПАО «Энел Россия» в том, что у него вопреки доводам жалобы, имелась возможность и отсутствовали какие-либо препятствия для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, свидетельствующие о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер, отсутствуют. Предприятием не доказано, что указанное правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по охране окружающей среды.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ПАО «Энел Россия» не были приняты все зависящие от него меры по недопущению не корректно проведенной инвентаризации объекта размещения отходов производства и потребления Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов на Производственной территории по адресу: <данные изъяты>, объект <данные изъяты> В силу неверного толкования норм закона юридическое лицо ПАО «Энел Россия» совершило административное правонарушение.
Невыполнение обязательных для исполнения норм юридическим лицом, при наличии для этого возможностей и отсутствии каких-либо препятствий свидетельствует о наличии вины предприятия в совершении правонарушения.
В силу вышеприведенных норм, требования законодательства в области охраны окружающей среды подлежат обязательному исполнению субъектами хозяйственной деятельности. Юридическое лицо может осуществлять свою деятельность лишь в той мере, в какой это не нарушает действующее законодательство, права и интересы других лиц, общества и государства.
Вместе с тем, предприятие, вступая в правоотношения природопользования, обязано знать и соблюдать правила и нормы, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, действия ПАО «Энел Россия» образуют состав административного правонарушения по ч.12 ст.8.2 КоАП РФ, оно привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, вопреки доводам жалобы, нарушены не были, поскольку имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «Энел Россия» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, обязанность должностного лица по представлению доказательств вины лица, привлекаемого к ответственности, выполнена.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что судьей первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и отсутствуют основания для его отмены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм права, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, которым оно было оставлено без изменения, при рассмотрении дела допущено не было.
Решение судьи и постановление должностного лица отвечают требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ, являются законными, обоснованными и мотивированными. Оснований для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
р е ш и л:
постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от 30 июля 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 22 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Публичного акционерного общества «Энел Россия» оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества «Энел Россия» Никифоровой О.В. – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова