Дело № 7-1046/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 13 октября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Свешников Г.А., рассмотрев
в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя <данные изъяты>ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора, начальника Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды [номер] от 20 июля 2021 года о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 03 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора, начальника Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от 20 июля 2021 года <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Сергачского районного суда Нижегородской области от 03 сентября 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Выражая несогласие с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и решением суда, представитель <данные изъяты>ФИО3 обратилась в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ФИО4 доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Диспозиция статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.
При этом, указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иные ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьей 59 Закона N 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон N 33-ФЗ) органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ст. 27 Закона N 33-ФЗ установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Как усматривается из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Решением исполнительного комитета [адрес] Совета народных депутатов от [дата][номер] создан памятник природы регионального значения «ФИО1 комплекс Сергачского лесхода в овраге Явлейка», который переименован Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.04.2021 № 295 в «Сергачский дендропарковый комплекс имени В.Н. Черепанова».
Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.04.2021 № 295 утвержден паспорт на памятник регионального значения «Сергачский дендропарковый комплекс имени В.Н. Черепанова».
В соответствии с частью 1 статьи 27 закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно указанному Паспорту на территории памятника природы запрещается: строительство зданий, строений, сооружений, прокладывание линейных объектов, уничтожение, повреждение живых коллекционных деревьев и кустарников, за исключением рубки деревьев и кустарников, необходимой для обеспечения функционирования и ремонта существующих линейных объектов по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области охраны, использования особо охраняемых природных территорий.
На территории памятника природы разрешается проведение мероприятий, направленных на обеспечение функционирования, ремонт, реконструкцию существующих линейных объектов по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области охраны, использования особо охраняемых природных территорий.
В нарушение требований федерального законодательства в ходе осмотра 17.06.2021 на территории ООПТ «Сергачский дендропарковый комплекс имени В.Н. Черепанова» слева от входа в парк складированы железобетонные опоры для ЛЭП в количестве 5 штук. Указанные опоры складированы работниками <данные изъяты> в нарушение о запрете какой либо деятельности без согласования с Минэкологии Нижегородской области.
<данные изъяты> не отрицало тот факт, что складирование опор проводилось после направления письма о согласовании проведения работ в Министерство экологии и природных ресурсов, но до получения согласования.
Выявленные нарушения послужили основанием обоснованного привлечения <данные изъяты> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для переоценки доказательств не имеется.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности и назначении административного наказания в полном объеме проверены судьей районного суда, в том числе по аналогичным доводам, которые нашли отражение в настоящей жалобе.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы, изложенные заявителем в жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, получивших оценку судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, были предметом проверки суда первой инстанции, и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение выводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора, начальника Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды [номер] от 20 июля 2021 года о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 03 сентября 2021 года - оставить без изменения, жалобу представителя <данные изъяты>ФИО3 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Г.А. Свешников