ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1049/2021/12-594/2021 от 26.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Анищенко Т.В.

дело № 7-1049/2021 / 12-594/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 26 мая 2021 года

Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 20.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЗК Групп»,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 20.02.2021 общество с ограниченной ответственностью «АЗК Групп» (далее ООО «АЗК Групп», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде конфискации товара в доход федерального бюджета – 12 резиновых уплотнительных прокладок (уплотнений вентиляционного патрубка) (код ТН ВЭД ЕАЭС -4016930005).

В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель общества ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, указывает на неправильное применение судом норм процессуального и материального права, а на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, защитника Оноралова В.В., поддержавших доводы жалобы, представителей административного органа Ф., К., возражавших на доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно пункту 27 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 названного Кодекса установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Как усматривается из материалов дела, постановлением судьи Свердловского районного суда г.Перми ООО «АЗК Групп» привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за представление 25.08.2020 в Приволжский таможенный пост в электронном виде декларации на товары №10418010/250820/0234471 с целью помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ40), согласно которой, заявлен товар код по ТН ВЭД ЕАЭС:843608000 муфты и устройства для соединения валов - шинно-пневматическая муфта 32сb525, производитель:Henan Dalin Rubber And Тelecommunications Apparatus Co.,Ltd. товарный знак: отсутствует, количество 2 штуки, в то время как проведенным 18.09.2020 таможенным досмотром установлено, что кроме шинно-пневматических муфт в составе товара присутствуют 12 резиновых уплотнительных прокладок (код ТН ВЭД ЕАЭС-4016930005), стоимостью 17 рублей 52 копейки, которые не задекларированы.

20.02.2021 по результатам рассмотрения дела судьей Свердловского районного суда г.Перми ООО «АЗК Групп» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.

С таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела законный представитель юридического лица ФИО1 заявлял о том, что при производстве по делу об административном правонарушении сотрудниками таможни были нарушены процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, копия протокола об административном правонарушении значительно отличается от подлинника протокола, имеющегося в материалах дела.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.

Из части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3, 4 статьи 28.6 данного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в них.

В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять либо вносить изменения в указанный протокол.

Из материалов дела об административном правонарушении и представленных документов усматривается, что оригинал протокола об административном правонарушении от 16.11.2020 № 10411000-883/2020 (л.д. 91-95) и его копия (л.д.142-150) имеют существенные отличия, а именно - в копии указанного протокола, направленной в адрес юридического лица, в частности в дате совершения правонарушения, и в описании обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Вместе с тем в материалах дела не имеется сведений о том, что законный представитель юридического лица был извещен о месте и времени внесения изменений в протокол по делу об административном правонарушении, копия данного протокола ему не направлялась. Изменения в протокол внесены путем замены процессуального документа на новый, а не путем внесения уже в составленный документ, исправлений.

Внесение в протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ООО «АЗК Групп» изменений, в отсутствие законного представителя юридического лица и без надлежащего его извещения об этом, свидетельствует о нарушении его права на защиту и является существенным процессуальным нарушением, влекущим невозможность признания протокола об административном правонарушении допустимым доказательством по делу.

В настоящее время возможность устранить нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушения, утрачена.

Кроме того, в материалах дела имеется заключение эксперта от 27.10.2020 о рыночной стоимости товара, являющегося предметом правонарушения. Как следует из указанного заключения экспертом оценивалась стоимость резиновых уплотнительных прокладок, при этом рыночная стоимость определялась маркетинговым исследованием методом аналогового сравнения идентичных товаров, в качестве аналогов использовались прокладки резиновые с сайта стройматериалыдом.рф, пробки резиновые – водопровод и газ, а также прокладки резиновые для воды, тогда как у общества были изъяты изделия - уплотнения вентиляционного патрубка в количестве 12 штук, которые входят в комплект муфты гидротормоза, используемой для буровых машин.

Аналог это материальный (материализованный) объект, базовые свойства которого соответствуют свойствам исследуемого объекта.

Таким образом, в данном случае результаты экспертной оценки не могут быть признаны достоверным и допустимым доказательством по рассматриваемому делу, поскольку они содержат расчет стоимости товара на основе стоимости изделий, не являющихся аналогами.

При рассмотрении настоящего дела законным представителем юридического лица ФИО1 также последовательно приводились доводы о том, что факта недекларирования товара обществом не допущено, полагая ошибочным суждение таможенного органа о том, что в рассматриваемом случае комплектующие изделия подлежали самостоятельному декларированию.

Ообъектом классификации при таможенном декларировании являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в ходе реализации хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок, то есть товары, составляющие внешнеторговый оборот государства.

Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД означает определение их числовых классификационных кодов - отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям номенклатуры с соответствующими им десятизначными кодами.

Разделом II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее - Инструкция о порядке заполнения декларации на товары), установлен порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию.

В силу требований вышеназванной Инструкции в графе 33 декларации на товары декларант обязан указать десятизначный код товара, который должен соответствовать сведениям, указанным в графе 31 декларации.

В графе 31 декларации декларантом приводятся сведения о перемещаемом товаре: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное), при наличии - сведения о производителе, товарные знаки, марки, модели, артикулы, сорта, стандартные, иные технические и коммерческие характеристики, сведения о количественном и качественном составе, дата выпуска (изготовления), в случае если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей.

Описание товара в графе 31 декларации, в свою очередь, должно быть достаточным для классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, с указанием обязательных и дополнительных характеристик, необходимых для классификации.

Как следует из материалов дела в целях подтверждения классификационного кода товара, декларанту 01.09.2020 направлен запрос о предоставлении технической документации содержащей информацию о принципе работы, назначении, комплектности, технических характеристиках данного товара.

В ответ на запрос декларантом предоставлена инструкция по эксплуатации муфт, из которой следует, что в комплектность муфты входят узлы в сборе, в том числе уплотнители вентиляционного патрубка боковые соединения номер части 72х12 количество 2 и 4 шт.

Следовательно, до момента проведения таможенного досмотра декларантом необходимая информация для идентификации декларируемого товара была представлена, т.е. декларантом при декларировании товаров были предприняты меры по указанию полных и достоверных сведений о ввезенном товаре, в том числе о частях данного товара, входящих в его комплект.

Согласно Основному правилу интерпретации ТН ВЭД 2 (а) товары, содержащиеся в одной товарной партии, рассматриваются как составляющие товара и классифицируются в позиции ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующей комплектному или завершенному товару. Из этого Правила следует, что, входящие в комплект муфты гидравлической - уплотнители вентиляционного патрубка как необходимые для нормальной работы, можно классифицировать в товарной позиции, применимой к муфте гидравлической.

Приведенным обстоятельствам и доводам законного представителя юридического лица судьей районного суда надлежащая оценка не дана, следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

жалобу законного представителя ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 20.02.2021, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЗК Групп» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изъятые у общества с ограниченной ответственностью «АЗК Групп» товары, обозначенные в резолютивной части постановления судьи Свердловского районного суда г. Перми от 20.02.2021 №5-150/2021, возвратить законному владельцу.

Судья – подпись