ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-104/19 от 21.08.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А. Дело № 7-104/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Выстровой Л.Ю. рассмотрел 21 августа 2019 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 - Агафоновой А.В., поданную на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 июля 2019 года, которым постановлено:

«Признать должностное лицо – руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей».

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 июля 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Основанием привлечения руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края (далее по тексту – Агентство) ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось допущенное им нарушение условий предоставления субсидий, регламентированных частью 14 Порядка предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, утвержденного приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 (в редакции, действовавшей с 16 июня 2018 года по 10 марта 2019 года, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела), выразившееся в подписании заявки на кассовый расход от 25 декабря 2018 года № 85500373 на сумму 3858112, 51 рубля, по платежному поручению от 25 декабря 2018 года № 3077 на сумму 3858112,51 рубля, на основании которых Агентством неправомерно оплачен завышенный объем субсидий по трем заключенному ГУП «Спецтранс» в 2018 году контрактам в связи с оплатой суммы НДС в размере 588525, 64 рублей (594470, 34 рублей – 99%) по контракту от 30 октября 2018 года №0538300000318000086275636 на сумму 3897083, 34 рубля (сумма НДС 594470, 34 рублей).

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ФИО1 – Агафонова А.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неверную правовую оценку доказательств, представленных ФИО1 в обоснование своей невиновности и процессуальные нарушения, допущенные при производстве по настоящему делу об административном правонарушении. Указывает на правомерность действий руководителя Агентства по оплате в ходе субсидирования ГУП «Спецтранс» суммы НДС, ввиду их соответствия положениям приказа от 3 июля 2018 года № 41 «О внесении изменений в приказ Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 «Об утверждении порядка предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления». Полагает, что несвоевременность опубликования названного приказа не исключает возможность применения содержащейся в нем ретроспективной нормы, исключившей указание о невозможности учета НДС при субсидировании. Вывод судьи о невозможности применения приказа Агентства от 3 июля 2018 года № 41 к правоотношениям возникшим с 19 июня 2018 года, с учетом отсутствия соответствующего судебного решения о признании его недействующим, считает необоснованным. Отмечает, что предоставление субсидии осуществлено в соответствии с требованиями действующего нормативного акта, определяющего условия ее предоставления.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Агафоновой А.В., поддержавшей поданную жалобу по изложенным в ней основаниям и полагавшей постановление судьи подлежащим отмене, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанные нормативные правовые акты, на основании положений пункта 2 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В силу требований статьи 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 утвержден Порядок предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий).

Порядок предоставления субсидий регулирует вопросы предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям Камчатского края, являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат (далее по тексту - субсидии):

1) на приобретение техники, оборудования, специализированных транспортных средств;

2) и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями Федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления (часть 1 Порядка предоставления субсидий).

В соответствии с частью 2 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются Агентством по обращению с отходами Камчатского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству в рамках подпрограммы 1 «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» государственной программы Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае», утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П.

В силу части 3 Порядка предоставления субсидий к категории получателей субсидий относятся государственные унитарные предприятия Камчатского края, являющиеся региональным оператором.

В соответствии с частью 14 Порядка предоставления субсидий субсидия представляется в размере 99% от стоимости приобретаемой (приобретенной) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (без учета НДС).

Как следует из представленных материалов дела, по результатам проведенного должностными лицами Контрольно-счетной палаты Камчатского края в период с 30 января 2019 года по 28 февраля 2019 года в Агентстве по обращению с отходами Камчатского края контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» государственной программы Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» за 2018 год установлено, что при предоставлении субсидий государственному унитарному предприятию Камчатского края «Спецтранс» на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, распорядителем бюджетных средств нарушен порядок предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим функции регионального оператора, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, затрат, понесенных, но не учтенных в необходимой валовой выручке, направленных на выполнение работ (оказание услуг) по обращению с отходами, а также затрат на приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, утвержденный приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 (в редакции от 29 мая 2018 года).

Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае».

В рамках государственной программы утверждена Подпрограмма 1 «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» (далее по тексту - Подпрограмма 1).

Согласно пункту 2 части 1.7 раздела 1 «Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации Программы» в рамках реализации Подпрограммы 1 предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим функции регионального оператора, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.

Приложением № 7 «Ведомственная структура расходов на 2018 год» к Закону Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждены на 2018 год бюджетные ассигнования по Подпрограмме 1 по основному мероприятию «Обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам, являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, на приобретение техники, оборудования, специализированных транспортных средств, иные затраты» в сумме 43 387,3 тысяч рублей.

Уведомлениями от 19 марта 2018 года № 439 Министерством финансов Камчатского края доведены Агентству по обращению с отходами Камчатского края лимиты бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по следующим кодам бюджетной классификации расходов бюджетов: раздел подраздел 0605 «Другие вопросы в области охраны окружающей среды», целевая статья 2311109990 «Реализация мероприятий соответствующей подпрограммы в рамках соответствующей государственной программы Камчатского края, за исключением обособленных расходов, которым присваиваются уникальные коды», вид расходов 812 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления» в сумме 39 540 000 рублей.

С учетом изменений, внесенных в названный Закон о краевом бюджете на 2018 год, уведомлениями об изменении лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований внесены изменения:

- от 6 сентября 2018 года № 1250 объем лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия 1.11 увеличен на 5 590 000 рублей и составил 45130000 рублей;

- от 22 ноября 2018 года № 1901 объем лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия 1.11 уменьшен на 1 742 673 рубля 79 копеек.

19 июня 2018 года ГУП «Спецтранс», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, в Агентство по обращению с отходами Камчатского края направлена заявка от № 626 о предоставлении субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 39 899 200 рублей.

К указанной заявке ГУП «Спецтранс» представлены проекты контрактов на общую сумму затрат 39899100 рублей.

Приказом Агентства от 20 июня 2018 года № 35 создана комиссия по рассмотрению заявок и принятию решений о предоставлении юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.

25 июня 2018 года Комиссией по рассмотрению заявок и принятию решений о предоставлении юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления принято решение о предоставлении ГУП «Спецтранс» субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств в сумме 39 500 134 рубля, что составляет 99 % от суммы всех затрат в размере 39 899 125 рублей 67 копеек, с учетом НДС.

2 июля 2018 года между Агентством (Распорядителем), в лице ФИО1 и ГУП «Спецтранс» (Получатель) заключено соглашение №46 о предоставлении субсидии за счет средств краевого бюджета, предусмотренных Агентству сводной бюджетной росписью на сумму 39500134 рубля.

Всего 2018 году Агентством перечислено субсидий ГУП «Спецтранс» по Соглашению № 46, в соответствии с поданными региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края заявкам на финансирование и представленным заключенным контрактам в общей сумме 39450 383,11 рубля, или 99 % от суммы 8 контрактов – 39848 872,03 рубля, из них перечислено суммы НДС – 4480 945,45 рублей, в том числе согласно заявке на кассовый расход от 25 декабря 2018 года № 85500373, платежному поручение от 25 декабря 2018 года № 3077 на сумму 3858112,51 рублей: оплачены затраты в размере 99 % от стоимости 1-го контракта от 30 октября 2018 года № 0538300000318000086_275636 на сумму 3897 083,34 рубля (с учетом НДС 594470,34 рубля).

При этом в соответствии с частью 14 Порядка предоставления субсидий субсидии должны предоставляться Агентством в размере 99 % от стоимости приобретаемой (приобретенной) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (без учета НДС).

Заявка на кассовый расход от 25 ноября 2018 года № 85500373 на сумму 3858112, 51 рублей подписана руководителем Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1

Приняв, вопреки требованиям части 14 Порядка предоставления субсидий, решение о перечислении ГУП «Спецтранс» субсидий с учетом уплаченной суммы НДС, посредством подписания соответствующей заявки на кассовый расход, главный распорядитель бюджетных средств - руководитель Агентства ФИО1 нарушил условия ее предоставления, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья на основании совокупности исследованных доказательств правильно установил наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение условий предоставления субсидии, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признав ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения.

Выводы о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении судьи от 3 июля 2019 года доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Наказание ФИО1 назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения аналогичны доводам, изложенным ФИО1 в письменных пояснениях, представленных в суд первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с приведением в обжалуемом постановлении судьи надлежащих мотивов признания их необоснованными.

При этом судья городского суда верно исходил из того, что вступивший в законную силу 11 марта 2019 года приказ № 41 о внесении изменения в приказ Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 «Об утверждении порядка предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления» об исключении из пункта 14 раздела 8 Порядка предоставления субсидий слов «без учета НДС», и не действующий на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, не освобождает ФИО1 как распорядителя бюджетных средств от обязанности соблюдения условий предоставления субсидии, установленных частью 14 Порядка предоставления субсидии в редакции от 29 мая 2018 года, исключавшей возможность учета НДС при осуществлении субсидирования в 2018 году.

Доводы защитника Агафоновой А.В. о необоснованном привлечении ФИО1 несколько раз к административной ответственности за совершение одного правонарушения в рамках заключенного Соглашения № 46 являются необоснованными, поскольку административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является оконченным с момента подписания заявки на кассовый расход №85500373, которая по настоящему делу об административном правонарушении подписана ФИО1 от лица главного распорядителя бюджетных средств на сумму 3858112, 51 рублей 25 декабря 2018 года, тогда как остальные заявки на кассовые расход подписаны им в иные даты и на иные суммы. Указанные обстоятельства исключают возможность квалификации действий ФИО1 одним составом, предусмотренным частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При проверке дела в полном объеме существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, не установлено, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 июля 2019 года оставить без изменения, а жалобу защитника руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 - Агафоновой А.В. – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов