ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1051/20225ОК от 05.10.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Сосновская О.А.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-1051/2022 5 октября 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием представителей ООО «РН-Бурение» - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам представителей ООО «РН-Бурение» ФИО7 и ФИО8 на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2022 года, которым постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО9 № 245-ОН от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «РН-Бурение» - оставлено без изменения, а жалоба представителя ООО «РН-Бурение» ФИО10 – без удовлетворения,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО11 № 245-ОН от 27 мая 2022 года юридическое лицо - ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства, а именно накопление отходов бурения 4 класса опасности свыше 11 месяцев с последующим размещением, не предусмотренным проектной документацией по обустройству куста скважин. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: по результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено, что в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке №634 Приобского месторождения (Эргинский лицензионный участок) от пробуренных скважин №№1525Г, 1520Г, 1533Г, 1519Г, 1526Г, 1529Г, 1503Г, 1494Г; в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке №637 Приобского месторождения (Эргинский лицензионный участок) от пробуренных скважин №№1575Г, 1116Г, 1115Г, 1574Г, 1556Г, 1567Г, 1560Г, 1568Г, 1158Г; в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке №606 Приобского месторождения (Горшковская площадь) от пробуренных скважин №№56798, 55973, 56796Г, 56721Г, ООО «РН-Бурение» допущено накопление отходов бурения IV класса опасности с последующим размещением более чем 11 месяцев, которое не предусмотрено проектной документацией и указанные накопители для отходов не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Тем самым ООО «РН-Бурение» нарушены положения ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Правонарушение совершено 13.12.2021, 01.12.2021, 22.11.2021.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора, представитель ООО «РН-Бурение» обратился с жалобой в суд первой инстанции.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2022 года постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО9 № 245-ОН от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «РН-Бурение» - оставлено без изменения, а жалоба представителя ООО «РН-Бурение» ФИО10 – без удовлетворения.

Представители ООО «РН-Бурение» ФИО7 и ФИО8 обратились в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, дополнительной жалобой, в которых просят отменить решение суда и постановление должностного лица Управления Росприроднадзора, а производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ не доказано материалами дела; административным органом неверно исчисляется 11-месячный срок - с даты окончания работ по бурению первой скважины на кусту, тогда как этот срок необходимо исчислять с даты проведения маркшейдерской съемки, когда устанавливается фактическое наличие отходов бурения, на основании Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"; 11-месячный срок накопления отходов должен исчисляться не с момента завершения бурения каждой скважины, а с момента завершения бурения последней скважины в секции, иначе технологический процесс бурения кустовых скважин будет невозможен и приведет к загрязнению окружающей среды; проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как акт проверки составлен 01.12.2021 года, за пределами сроков проверки, акт проверки не содержит указания на дату совершения нарушений и не подписан одним из проверяющих лиц – ФИО12; нарушен срок составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ; даты правонарушений в постановлении о назначении административного наказания противоречат протоколам и акту проверки; срок окончания накопления отходов должен исчисляться с даты начала процесса утилизации отходов, а не с даты окончания утилизации отходов; вопреки выводам суда первой инстанции Обществом принимались меры к организации утилизации отходов и до 27.09.2021 года, а именно имелись договорные отношения с ООО «Сибпромсервис», которые не удалось реализовать в связи с отсутствием у данной организации переоформленной лицензии.

В судебном заседании представители ООО «РН-Бурение» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 доводы жалоб поддержали в полном объеме.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и дополнительной жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Вина ООО «РН-Бурение» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в полном объеме подтверждается доказательствами, имеющимися в рассматриваемом материале.

Все выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы.

Наказание ООО «РН-Бурение» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи. Оснований для снижения назначенного наказания не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Бурение» допущено не было.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «РН-Бурение» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в решении суда. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Доводы жалобы удовлетворению не подлежат, так как направлены на переоценку доказательств и выводов суд первой инстанции, однако, все доказательства судом первой инстанции оценены верно. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Так, из имеющихся материалов дела следует, что на кустовой площадке №634 Приобского месторождения (ЭЛУ) в период с 02.04.2020 по 19.01.2021 осуществлялось бурение 24 скважин. При этом отходы бурения от пробуренных скважин №№1525Г, 1520Г, 1533Г, 1519Г, 1526Г, 1529Г, 1503Г, 1494Г накапливались и размещались свыше 11 месяцев: - №1520Г – дата начала бурения 12.10.2020, дата окончания бурения 24.10.2020; - №1533Г - дата начала бурения 24.10.2020, дата окончания бурения 03.11.2020; - №1519Г - дата начала бурения 04.11.2020, дата окончания бурения 14.11.2020; - 1526Г - дата начала бурения 15.11.2020, дата окончания бурения 25.11.2020; - №1529Г - дата начала бурения 25.11.2020, дата окончания бурения 05.12.2020; - №1503Г - дата начала бурения 06.12.2020, дата окончания бурения 15.12.2020; - №1494Г - дата начала бурения 16.12.2020, дата окончания бурения 26.12.2020. Согласно представленным Обществом акту от 29.12.2021 отходы были утилизированы в период с 27.09.2021 по 13.12.2021, то есть после истечения 11-месячного срока накопления, с момента окончания бурения первой скважины.

На кустовой площадке №637 Приобского месторождения (ЭЛУ) в период с 01.06.2020 по 31.03.2021 осуществлялось бурение 24 скважин. При этом отходы бурения от пробуренных скважин №№1116Г, 1115Г, 1574Г, 1567Г, 1560Г, 1556Г, 1575Г, 1568Г, 1158Г, накапливались и размещались свыше 11 месяцев: - №1116Г – дата начала бурения 23.09.2020, дата окончания бурения 11.10.2020; -№1115Г – дата начала бурения 11.10.2020, дата окончания бурения 21.10.2020; -№1574Г – дата начала бурения 21.10.2020, дата окончания бурения 31.10.2020; -№1567Г – дата начала бурения 31.10.2020, дата окончания бурения 10.11.2020; -№1560Г – дата начала бурения 10.11.2020, дата окончания бурения 20.11.2020; -№1556Г– дата начала бурения 21.11.2020, дата окончания бурения 29.11.2020; -№1575Г– дата начала бурения 30.11.2020, дата окончания бурения 10.12.2020; -№1568Г– дата начала бурения 11.12.2020, дата окончания бурения 20.12.2020; -№1158Г– дата начала бурения 21.12.2020, дата окончания бурения 30.12.2020. Согласно представленных Обществом актов от 12.12.2021, от 29.12.2021 отходы были утилизированы в период с 27.09.2021 по 22.11.2021, с 27.09.2021 по 27.12.2021, то есть после истечения 11-месячного срока накопления, с момента окончания бурения первой скважины.

На кустовой площадке №606 Приобского месторождения (Горшковская площадь) в период с 18.09.2020 по 03.08.2021 осуществлялось бурение 18 скважин. При этом отходы бурения от пробуренных скважин №№56798, 55973, 56796Г, 56721Г накапливались и размещались свыше 11 месяцев: - №56798 – дата начала бурения 18.09.2020, дата окончания бурения 29.09.2020; - №55973 – дата начала бурения 30.09.2020, дата окончания бурения 10.10.2020; - №56796Г– дата начала бурения 11.10.2020, дата окончания бурения 06.11.2020; - №56721Г– дата начала бурения 08.11.2020, дата окончания бурения 28.11.2020. Согласно представленному Обществом акту от 12.12.2021 отходы были утилизированы в период с 27.09.2021 по 22.11.2021, то есть после истечения 11-месячного срока накопления, с момента окончания бурения первой скважины.

Доводы жалоб о том, что 11-месячный срок накопления отходов необходимо исчислять с даты проведения маркшейдерской съемки, когда устанавливается фактическое наличие отходов бурения, а также о том, что 11-месячный срок накопления отходов должен исчисляться не с момента завершения бурения каждой скважины, а с момента завершения бурения последней скважины в секции, не основаны на нормах закона, так как в соответствии с п. 9 «Порядка учета в области обращения с отходами", утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами": учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. При этом, данный Приказ Минприроды не содержит указания о том, что начало накопления отходов необходимо исчислять с момента установления фактического наличия отходов бурения хозяйствующим субъектом, в процессе деятельности которого образуются отходы.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Так как в данном случае закон не содержит четкого понятия начала складирования отходов, то в данном случае необходимо руководствоваться проектной документацией по обустройству куста скважин, которая проходит государственную экологическую экспертизу при ее утверждении.

Согласно проектной документации «Обустройство Горшковской площади Приобского месторождения. Кусты скважин №№606, 608, 609», предусмотрено: площадки накопления отходов бурения предназначены для временного складирования бурового шлама с последующим использованием его для получения строительного материала по технологии, имеющей положительное заключение ГЭЭ (со сроком существования площадки накопления отходов не более чем 11 месяцев). Для соблюдения сроков существования площадки накопления отходов бурения не более чем 11 месяцев предусмотрено 3 площадки накопления отходов бурения. Предусмотрен период накопления бурового шлама от 71 суток до 87 суток, период отстаивания отходов и откачка жидкой фазы до 5 суток, период ликвидации и рекультивации площадки накопления отходов бурения - до 234 суток, с предусмотренным общим сроком существования площадки накопления отходов бурения не более 310 суток.

Проектными документациями «Обустройство куста скважин № 634 Эргинского лицензионного участка Приобского месторождения» и «Обустройство куста скважин №№636,637 Эргинского лицензионного участка Приобского месторождения» также предусмотрено, что площадки накопления отходов бурения предназначены для складирования бурового шлама (на срок не более чем 11 месяцев) с последующей утилизацией.

Таким образом, из проектной документации на кусты скважин следует, что момент накопления бурового шлама исчисляется с момента начала бурения первой скважины и площадка накопления отходов не должна существовать более 11 месяцев.

Требования проектной документации не соблюдены Обществом и срок накопления отходов до 11 месяцев с момента бурения первой скважины превышен, что влечет ответственность по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, а доводы жалобы о неверном исчислении сроков начала момента накопления бурового шлама основаны на неверном толковании нормативных актов и противоречат проектной документации.

По таким же основаниям являются неверными доводы жалобы о том, что срок окончания накопления отходов должен исчисляться с даты начала процесса утилизации отходов, а не с даты окончания утилизации отходов.

Доводы жалобы о том, что проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются несостоятельными, так как Акт проверки от 01.12.2021 является надлежащим доказательством, содержит все необходимые сведения, подпись должностного лица (руководителя) проводившего проверку. Акт составлен в предусмотренный срок – в течение 10 рабочих дней, так как в срок проверки не включается срок направления Обществу требования о предоставлении документов до момента представления контролирующему лицу данных документов, а именно срок с 29.10.2021 года по 17.11.2021 года. Срок проверки начинает исчисляться с 18.11.2021 года и акт проверки составлен 01.12.2021 года, то есть в пределах 10 рабочих дней с момента фактического начала проверки после получения необходимых документов.

Существенных процессуальных нарушений по делу суд не находит. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении существенным нарушением не является, так как данный срок не является пресекательным.

Доводы жалобы о том, что даты правонарушений в постановлении о назначении административного наказания противоречат протоколам и акту проверки, не влекут изменение или отмену состоявшихся по делу процессуальных решений, так как по смыслу закона, должностное лицо, полномочное рассматривать дело, вправе уточнить в постановлении дату правонарушения и такое уточнение не является нарушением норм процессуального закона. В данном случае в постановлении по делу даты правонарушения указаны верно, как даты окончания утилизации отходов, то есть дата прекращения накопления отходов свыше 11 месяцев.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2022 года в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Бурение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобы представителей ООО «РН-Бурение» ФИО7 и ФИО8 - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов