ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-106/13 от 27.02.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

  Судья: Зыбунова Е.В. Дело № 7-106/13

Р Е Ш Е Н И Е

 27 февраля 2013 года г. Казань

 Судья Верховного Суда Республики Татарстан Гафаров Р.Ф. при секретаре судебного заседания Шараповой А.С. рассмотрел дело об административном правонарушении по жалобе старшего инспектора отделения по Вахитовскому и Приволжскому районам ЦИАЗ УМВД России по г. Казани Хайруллиной В.М. на постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2013 года.

 Проверив материалы дела, выслушав объяснения старшего инспектора отделения по Вахитовскому и Приволжскому районам ЦИАЗ УМВД России по г. Казани Хайруллиной В.М., поддержавшей жалобу, представителей Таскаевой З.Н. – Ахметгалиева Р.Х., Шолохова И.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы

У С Т А Н О В И Л :

 постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2013 года производство по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Дмитриевой Э.Р. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

 В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, старший инспектор отделения по Вахитовскому и Приволжскому районам ЦИАЗ УМВД России по г. Казани Хайруллина В.М. просит постановление отменить, указывая, что в материалах дела содержится достаточное количество доказательств, подтверждающих противоправное действие, совершенное Дмитриевой Э.Р.

 Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

 Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

 В соответствии с пунктом 6 статьи 2 названного Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

 Статьей 7 Федерального закона предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Закон, устанавливая уведомительный порядок проведения публичного мероприятия, то есть отсутствие необходимости его санкционирования (разрешения) органами исполнительной власти, устанавливает возможность проведения публичного мероприятия при условии обязательного согласования его места и времени, за исключением случаев, когда необходимо получение соответствующего разрешения (санкционирование).

 Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

 Согласно части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

 влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

 Из материалов дела усматривается, что <дата> в <данные изъяты> напротив <адрес> гражданка Российской Федерации Дмитриева Э.Р. выступила за отмену принятия закона имени «Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. В ходе одиночного пикета Дмитриевой Э.Р. был использован плакат с надписью <данные изъяты>

 Как видно из дела, в судебном заседании Дмитриева Э.Р. пояснила, что информацию о желании Ясавеева И.Г. выступить в одиночном пикетировании по поводу несогласия принятия Закона, запрещающего усыновление российских детей гражданами США, она узнала из газеты «Аргументы и факты», в связи с чем решила выразить свою гражданскую позицию, приняв участие в одиночном пикетировании.

 Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

 Согласно статье 4 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся:

 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

 2) проведение предварительной агитации;

 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

 Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (ч.1 ст. 6 Закона).

 В ходе рассмотрения данного дела установлено, что уведомление о проведении данного пикета Дмитриева Э.Р. в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не подавала, что, при намерении провести ею одиночное пикетирование, в полной мере соответствует положениям части 4 статьи 5 и части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Из данной нормы следует, что в этом случае уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не требуется.

 В силу части 1.1 статьи 7 Федерального закона минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

 Согласно рапорту сотрудника полиции Матурина М.Р., Дмитриева Э.Р. принимала участие в одиночном пикетировании с использованием плаката на расстоянии 50 метров от других граждан.

 При этом в материалах дела отсутствуют доказательства согласованных действий Дмитриевой Э.Р. по организации и проведению пикетирования с другими участниками.

 Проведенное же Дмитриевой Э.Р. 26 декабря 2012 года одиночное пикетирование проходило мирно, под контролем сотрудников полиции. Решение о прекращении публичного мероприятия уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Республики Татарстан или органа местного самоуправления в связи с нарушением Дмитриевой Э.Р. требования пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не принималось.

 Следовательно, оснований полагать о наличии в деянии, совершенном Дмитриевой Э.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

 Таким образом, прекращая производство по делу, судья районного суда со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно исходила из того, что в действиях Дмитриевой Э.Р. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса. Такой вывод судьи районного суда является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и не противоречит нормам материального права.

 Указание в жалобе на постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2013 года, согласно которому Ясавеев И.Г. по аналогичному делу был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку постановление в законную силу не вступило.

 Иные доводы жалобы не опровергают выводы, изложенные в постановлении судьи, и не служат правовым основанием для его отмены, так как были предметом судебного разбирательства и надлежащим образом оценены судьей.

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 Р Е Ш И Л :

 постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, жалобу старшего инспектора отделения по Вахитовскому и Приволжскому районам ЦИАЗ УМВД России по г. Казани Хайруллиной В.М. – без удовлетворения.

 Судья: Р.Ф. Гафаров