ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-107 от 03.08.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №7-107 судья Семенова Т.Ю.

РЕШЕНИЕ

3 августа 2018 года г.Тула, пр.Ленина, д.45

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Солдатовой А.Ю. на постановление судьи Заокского районного суда Тульской области от 22 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.13 КоАП РФ,

установил:

24 апреля 2018 года главным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО в отношении Солдатовой А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.

Постановлением судьи Заокского районного суда Тульской области от 22 июня 2018 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.13 КоАП РФ, Солдатовой А.Ю. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе Солдатова А.Ю. просит постановление судьи Заокского районного суда Тульской области от 22 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.13 КоАП РФ отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения Солдатовой А.Ю. и ее защитника по доверенности Стиханова С.В., обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно п.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с абз.1 ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст.3 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» достопримечательное место, как особый вид объектов культурного наследия определяется как творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (п.2 ст.3.1 ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Согласно п.1 ч.1 ст.5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено: изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Судьей районного суда на основании материалов дела об административном правонарушении установлено: заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО П. А.И и старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления М. В.Г. было проведено мероприятие по контролю за состоянием зоны регулированной застройки объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово» и состоянием зоны охраняемого природного ландшафта территории в окрестностях <адрес>. По результатам осмотра составлен акт от 28 ноября 2017 года, в котором указано, что на земельном участке с кадастровым № по ул.Заречной в д.Тяпкино зафиксировано наличие прямоугольного одноэтажного строения, выполненного из деревянной доски. Крыша двухскатная коричневого цвета. Строение представляет собой жилой дом. Помещения первого и чердачного этажа имеют оконные заполнения. Дом оборудован верандой. Земельный участок с кадастровым №, принадлежащий на праве собственности Солдатовой А.Ю., расположен в черте территории Объекта с особыми условиями к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места, утвержденными приложением №2 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30 ф сентября 2016 года № «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область Заокский район и Калужская область Тарусский район». Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30 ф сентября 2016 года № земельный участок с кадастровым № попадает под действие режима РЗ (участок ), который разрешает: проведение мероприятий, направленных на сохранение исторически сложившегося соотношения открытых пространств полей и залесенных территорий и регенерацию природного ландшафта, и запрещает размещение наземных сооружений и объектов инфраструктуры. Изложенное указывает на то, что строение, расположенное на земельном участке с кадастровым № не соответствует требованию особых условий к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места режима РЗ (участок 19) Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30 сентября 2016 года №. Несоблюдение установленных требований является нарушением Конституции РФ, земельного законодательства, Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 24 апреля 2018 года №; заданием на проведение мероприятия по контролю за состоянием территории объекта культурного наследия от 20 ноября 2017 года №; актом осмотра территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенное по адресу: <адрес> от 28 ноября 2017 года № с приложением в виде фототаблиц; сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 2 февраля 2018 года; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 августа 2016 года; копией технического паспорта на строение баня от 14 ноября 2017 года, а также иными, исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Вышеперечисленные доказательства судья районного суда обоснованно признал относимыми, допустимыми и достоверными.

Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалоб при вынесении постановлений судья районного суда принял во внимание все доказательства, представленные в материалах дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности Солдатовой А.Ю. в совершении указанного выше административного правонарушения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения, внесены дом Поленова Василия Дмитриевича, расположенный в деревне Поленово Заокского района, в котором он жил с 1892 по 1927 год, дом - мемориальный музей В.Д. Поленова, а также могила Поленова Василия Дмитриевича (1844 - 1927), расположенная в селе Бехово.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 января 1983 года №5 «О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР В.Д. Поленова» Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей- заповедник В.Д. Поленова.

Согласно ст.33 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года (в ред. от 18 января 1985 года) «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ст.34 Закона РСФСР от 15декабря 1978 года).

Решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 14 июня 1991 года №9-235 «Об утверждении зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова, правил застройки, благоустройства, содержания и режима их использования» определена следующая система зон охраны музея-заповедника, различающаяся режимами их использования: территория памятника площадью га; охранная зона площадью га, в том числе в Тульской области га; зона регулирования застройки и охраняемого ландшафта площадью га, в том числе в Тульской области га.

В соответствии с данными Правилами, в целях восстановления и сохранения исторической обстановки, уникальных природных ландшафтов и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством В.Д. Поленова, все государственные, кооперативные и общественные организации независимо от ведомственного подчинения, а также индивидуальные застройщики и владельцы индивидуальных домов, находящиеся в заповедной и охранной зонах музея-заповедника, обязаны выполнять данные правила.

Согласно пункту II Правил на территории охранной зоны запрещается любое новое строительство, не связанное непосредственно с задачами заповедника. Все архитектурно-строительные мероприятия, а также работы по благоустройству на территории охранной зоны производятся по специально разработанным проектам и согласованию с органами охраны памятников истории, культуры и природы, а также дирекцией музея-заповедника.

На территории зоны регулирования застройки с целью сохранения чистоты восприятия ландшафта в пределах бассейнов видимости всех значимых мемориальных участков предписывается: сохранение существующего характера освоения территории с ограничением этажности застройки до 2 этажей; сохранение существующей плотности застройки; сохранение исторического характера зеленых насаждений; сохранение планировочной структуры и «красных» линий застройки; организация маскировочных посадок вокруг производственных зон с.Страхово, д. Кошкино (Тульской области) и с. Кузьмищево (Калужской области); благоустройство сел (прокладка дорожек, очистка водоемов и прудов и т.д.); реставрация в с. Страхово Поленовской школы (1911 г.), Знаменской церкви вт. четв. XVIII в. и главного дома-усадьбы XVIII в. Все архитектурно-строительные мероприятия, а также работы по благоустройству на территории зоны регулирования застройки производятся по специально разработанным проектам. На территории зоны регулирования застройки запрещается: размещение промышленных, производственных, транспортно-складских устройств и других сооружений, нарушающих общие исторические характеристики природного окружения (пункт III указанных выше Правил застройки).

Пунктом IV Правил застройки, благоустройства, содержания и использования заповедной, охранной зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова, на территории зоны охраняемого ландшафта с условиями режима без согласования с администрацией музея-усадьбы В.Д. Поленово и органами охраны памятников истории, культуры и природы не допускается, в том числе, строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный мемориальный историкохудожественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №759-р утвержден перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, в него включено Поленово (достопримечательное место), расположенное в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2014 года №1583-р выявленный объект культурного наследия «Поленово», расположенный в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта - достопримечательное место.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово», утверждены границы территории Объекта, а также требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Объекта.

В границах территории Достопримечательного места режима РЗ разрешается: проведение мероприятий, направленных на сохранение исторически сложившегося соотношения открытых пространств полей и залесенных территорий и регенерацию природного ландшафта; рекультивация земель закрывающихся промышленных предприятий (Окский карьер); проведение санитарных рубок, санитарнооздоровительных мероприятий лесных насаждений; ремонт существующих инженерных коммуникаций; ремонт существующих и прокладка дополнительных экскурсионно-туристических трасс с организацией видовых площадок; устройство экологических парковок на основании положительного вывода ландшафтновизуального анализа территории. Запрещается: выделение новых участков для размещения объектов капитального строительства, в том числе индивидуальной жилой застройки; прокладка новых высоковольтных линий электропередач; размещение новых линейных объектов (транспортные коммуникации, газопроводы высокого давления, нефтепроводы и другие технические сооружения), а также наземных сооружений и объектов инфраструктуры. Режим РЗ распространяется на участки (Тульская область).

Солдатовой А.Ю., на основании договора купли-продажи земельного участка без строения на нем от 20 августа 2016 года, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровыми №, общей площадью кв.м, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

Как следует из технического паспорта от 14 ноября 2017 года, что по адресу: <адрес>, возведено строение- баня.

При сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером , на котором в ходе контрольных мероприятий выявлено строение, с границами территории Достопримечательного места, границ режимов использования в границах территории Достопримечательного места, судьей районного суда достоверно установлено, что данный объект недвижимости расположен в черте зоны охраняемого природного ландшафта и в границах территории объекта культурного наследия федерального значения с режимом Р-3, где запрещено расположение наземных сооружений.

Системный анализ приведенных выше нормативных актов и установленных судьей районного суда обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что уже решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 14 июня 1991 года №9-235 были утверждены зоны охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова, правил застройки, благоустройства, содержания и режима их использования, налагающие на собственников земельных участков, расположенных в его границах обязанности по сохранению данного объекта культурного наследия. Следовательно, собственник земельного участка, расположенного в границах территории Достопримечательного места, до возведения на нем недвижимых объектов обязан согласовать этот вопрос с администрацией музея-усадьбы В.Д. Поленово и органами охраны памятников истории, культуры и природы. Поэтому довод жалобы об отсутствии законодательно установленного запрета на возведение объекта капитального строительства в указанной зоне до принятия приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № основан на неверном толковании законодательства.

На основании совокупности исследованных доказательств судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности Солдатовой А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.

Каких-либо новых данных, ранее не учтенных судьей районного, в жалобе не содержится. Доводы жалобы заявителя по существу сводятся к переоценке установленных при рассмотрении дела обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, оснований для удовлетворения которой не имеется.

Противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судей о доказанности вины Солдатовой А.Ю. в совершении данного правонарушения, материалы дела не содержат.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.2 ст.7.13 КоАП РФ и является минимальным, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, порядок и срок давности привлечения Солдатовой А.Ю. к административной ответственности соблюдены.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Заокского районного суда Тульской области от 22 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Солдатовой А.Ю. – без удовлетворения.

Судья