ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-107/19 от 17.04.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 7-107/2019 судья Акбарова Н.В.

РЕШЕНИЕ

17 апреля 2019 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери ФИО1 на постановление судьи Московского районного суда г. Твери от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери,

установил:

постановлением судьи Московского районного суда г. Твери от 11 марта 2019 года Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери (далее – Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 175-185).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, начальник Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери ФИО1 просит отменить постановление судьи районного суда и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что административное правонарушение выявлено не в результате надзора за дорожным движением, а в ходе административной процедуры «Внеплановая проверка», проведенной на основании поступившего в ГИБДД заявления гражданина. Однако при проведении проверки отсутствовал представитель Департамента, в связи с чем протокол об административном правонарушении получен с нарушением требований закона и является недопустимым доказательством. Полагает, что действующее законодательство не содержит определения «индивидуальных автостоянок», в связи с чем положения СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» не могли быть применены в рассмотренном деле. Отмечает, что в рамках создания и использования парковочных мест на платной основе на территории г. Твери создан реестр транспортных средств инвалидов, в связи с чем включение транспортного средства в указанный реестр предоставляет право пользования платным парковочным пространством безвозмездно (л.д. 188-191).

В судебное заседание представитель УГИБДД УМВД России по Тверской области, при надлежащем извещении не явился, о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства не заявлял, в связи с чем судья областного суда на основании ч. 2 ст. 25.1, п.п. 2, 4 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и доводы жалобы, выслушав защитника Департамента, по доверенности ФИО2, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, оснований к удовлетворению жалобы не нахожу.

Согласно ст. 5.43 КоАП РФ нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размер от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 15 названного Федерального закона возлагает на органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Так, в соответствии с приведенной нормой закона, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 5.7.5 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289-2004) знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств, с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 - для обозначения околотротуарных стоянок. Действие знака, обозначающего околотротуарную стоянку, распространяется до ближайшего перекрестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.

Из п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2004 следует, что табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

Разметку 1.24.3 применяют для обозначения участков дорог, стояночных площадок (стояночных мест), въездов, выездов и т.п., предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов (п. 6.2.28 ГОСТ Р 52289-2004).

В соответствии с п. 5.1.4 СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная версия СНиП 21.02.99» (далее - СП 113.13330.2012) габариты машино-мест применяют с учетом минимально доступных зазоров безопасности, расстояния между автомобилями на местах стоянки и конструкциями здания устанавливают в проекте в зависимости от типа автомобилей, а для инвалидов, пользующимися креслами-колясками по СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - (далее - СП 59.13330.2012).

Согласно п. 5.1.5 СП 113.13330.2012 габариты машино-места следует применять (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) – 5х2,5 м, а для инвалидов, пользующимися креслами-калясками – 6х3,6 м

Пунктом 4.2.1 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» определено, что на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10 % мест для транспорта инвалидов. Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289-2004 и Правилами дорожного движения РФ на поверхности покрытия и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.).

Как усматривается из материалов дела, 13 декабря 2018 года в адрес Управления ГИБДД УМВД России по Тверской области поступило обращение гражданина В.В.Н. () по факту нарушения законодательства Российской Федерации при обустройстве платной парковки на территории г. Твери.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ отдела ДПС и ДИ УГИБДД УМВД России по Тверской области ФИО3 в ходе надзора за дорожным движением было установлено, что факты, изложенные в обращении гражданина В.В.Н. подтвердились, в зоне платной парковки в Центральном районе г. Твери выявлены нарушения требований ст. 15 Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 5.7.5., 5.9.21, 6.2.28 ГОСТ Р 52289-2004, п.п. 5.1.4, 5.1.5 СП 113.13330.2012, п.п. 4.2.1 СП 59.13330.2012, а именно:

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> проспекта отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 1-15);

- в зоне платной парковки <адрес> отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 16-28);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> (нечетная сторона) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 29-34);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от переулка <адрес> (нечетная сторона, в районе <адрес>) выделено 1 (4% от общего количества парковочных мест на парковке, в соответствии со схемой организации дорожного движения на парковке от <адрес> до <адрес> обустроено 25 парковочных мест) место для инвалидов (фото 35-38);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> (нечетная сторона) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 39-41);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (четная сторона) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 49-67);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> проспекта отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 68-89);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> (четная сторона) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 90-94);

- в зоне платной парковки <адрес> (четная сторона) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 95-105);

- в зоне платной парковки <адрес> до <адрес> (нечетная сторона) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 106-108);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> проспекта (нечетная сторона, в районе <адрес>) выделено 1 (7,7% от общего количества парковочных мест на парковке, в соответствии со схемой организации дорожного движения на парковке от <адрес> до <адрес> обустроено 13 парковочных мест) место для инвалидов (фото 109-112);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 113-150);

- в зоне платной парковки <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (со стороны здания администрации <адрес>) отсутствуют выделенные места для инвалидов (фото 151-162).

Данные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 20-21, 22-47).

24 декабря 2018 года старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ отдела ДПС и ДИ УГИБДД УМВД России по Тверской области ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования (определение № 69ДИ000683 – л.д. 19).

В ходе проведения административного расследования установлено, что на основании постановления администрации г. Твери от 01 апреля 2015 года № 439 «О создании и использовании парковок (парковочных мест) на платной основе на автомобильных дорогах местного значения города Твери» созданы и используются парковки (парковочные места) на платной основе на автомобильных дорогах местного значения г. Твери.

В соответствии с Муниципальным контрактом от 14 декабря 2015 года № 2015.476516 МУП «ЖЭК» проведены работы по расширению платного парковочного пространства в г. Твери.

В силу п. 3.1.28 постановления администрации г. Твери от 12 января 2018 года № 8 «О реорганизации структурных подразделений администрации города Твери» на Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери возложены функции организации создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест) на платной основе.

По результатам проведения административного расследования, 21 января 2019 года в отношении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери составлен протокол № 69 ДИ 000694 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.43 КоАП РФ (л.д. 3-8).

Постановлением судьи Московского районного суда г. Твери от 11 марта 2019 года Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 175-185).

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.

Фактические обстоятельства совершения Департаментом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.43 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами: заявлением В.В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14); определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 декабря 2018 года № 69 ДИ 000693 (л.д. 19), актом выявленных недостатков от 24 декабря 2018 года с фототаблицей (л.д. 20-21, 22-47), постановлением о реорганизации структурных подразделений администрации города Твери от 12 января 2018 года № 8 (л.д. 57-58); положением о департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 12 января 2018 года № 8 (л.д. 59-68), муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-76); схемой организации дорожного движения (л.д. 95-111);муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-144); постановлением администрации г. Твери от 01 апреля 2015 года № 439 «О создании и использовании парковок (парковочных мест) на платной основе на автомобильных дорогах местного значения города Твери» (л.д. 145-157); протоколом об административном правонарушении от 21 января 2019 года № 69 ДИ 000694 (л.д. 3-8).

С учетом установленных обстоятельств, выводы, изложенные в оспариваемом постановлении суда, о виновности Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери в совершении правонарушения по ст. 5.43 КоАП РФ обоснованы и мотивированы, действиям дана верная юридическая оценка, доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доводы о том, что акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 24 декабря 2018 года не является доказательством вмененного Департаменту административного правонарушения, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления должностного лица.

Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 24 декабря 2018 года составлен уполномоченным должностным лицом УГИБДД УМВД России по Тверской области. Данный акт содержит сведения о выявленном административном правонарушении, в т.ч. материалы фотофиксации. В Акте содержатся сведения о применяемых в ходе проверочного мероприятия технических средствах. Так, фотофиксация осуществлялась с помощью фотоаппарата «Canon».

Вопреки доводу жалобы о том, что при составлении Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги от 24 декабря 2018 года не было обеспечено присутствие уполномоченного представителя Департамента, необходимо отметить, что указанный акт составлен в ходе осуществления надзора за дородным движением и выявления нарушений обязательных требований безопасности, а не в результате проверки деятельности Департамента. Акт от 24 декабря 2018 года является формой оперативного реагирования и составлен в целях принятия мер к устранению угроз безопасности дорожного движения.

При этом, сам протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано. В связи с вышеизложенным протокол об административном правонарушении правомерно признан судьей районного суда допустимым доказательством.

Довод жалобы о том, что в рамках создания и использования парковочных мест на платной основе на территории г. Твери создан реестр транспортных средств инвалидов, в связи с чем включение транспортного средства в указанный реестр предоставляет право пользования платным парковочным пространством безвозмездно, подлежит отклонению, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении в силу требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ достоверно установлено нарушение Департаментом положений ст. 15 Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 5.7.5., 5.9.21, 6.2.28 ГОСТ Р 52289-2004, п.п. 5.1.4, 5.1.5 СП 113.13330.2012, п.п. 4.2.1 СП 59.13330.2012, что образует в действиях последнего состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ.

Не может служить основанием для освобождения Департамента и ссылка в жалобе на то, что действующее законодательство не содержит определения «индивидуальных автостоянок», в связи с чем положения СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» не могли быть применены в рассмотренном деле.

Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях
Департамента объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления судьи.

Порядок, срок давности привлечения Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного Департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери правонарушения, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери в минимальном пределе, предусмотренным санкцией ст. 5.43 КоАП РФ, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.

Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отказ в привлечении юридического лица к административной ответственности, как установил суд и подтверждено материалами дела, не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены, состоявшегося по делу постановления судьи районного суда о привлечении департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери к административной ответственности не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Московского районного суда г. Твери от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери оставить без изменения, жалобу начальника Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков