ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-107/20120 от 20.05.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0038-03-2020-000258-12

Дело № 7-107/20120 судья Торбина Н.В.

РЕШЕНИЕ

20 мая 2020 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального унитарного предприятия Кесовогорского района Тверской области «Кесовогорье» ФИО1 на постановление судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области ПСП в пгт Кесова Гора Кесовогорского района Тверской области от 05 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия Кесовогорского района Тверской области «Кесовогорье»,

установил:

14 января 2020 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области (далее – Управление Россельхознадзора по Тверской области, Управление) ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 04-20/17 в отношении Муниципального унитарного предприятия Кесовогорского района Тверской области «Кесовогорье» (далее – МУП «Кесовогорье», предприятие) по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – л.д. 94-95.

Определением начальника Управления Россельхознадзора по Тверской области от 14 января 2020 г. протокол об административном правонарушении от 14 января 2020 г. № 04-20/17 и другие материалы переданы в Московский районный суд г. Твери (л.д. 96).

Определением судьи Московского районного суда г. Твери от 22 января 2020 г. протокол об административном правонарушении от 14 января 2020 г. № 04-20/17 и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении МУП «Кесовогорье» по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ направлены для рассмотрения по подведомственности в Кашинский межрайонный суд Тверской области (л.д. 99 – 102).

Постановлением судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области постоянного судебного присутствия в пгт Кесова Гора Кесовогорского района Тверской МУП «Кесовогорье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 40 000 рублей (л.д. 119 – 128).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор
МУП «Кесовогорье» ФИО1 просит отменить вышеуказанное постановление и производство по делу прекратить. В обоснование незаконности и необоснованности судебного акта указывает, что земельный участок под размещение поселковой свалки в размере 1 га был предоставлен 21 августа 1987 г. «Комбинату коммунальных предприятий и благоустройства» Кесовогорского района и используется для утилизации твердых коммунальных отходов по настоящее время. За длительный период (более 40 лет) утилизацией отходов занимались различные предприятия, тогда как МУП «Кесовогорье» осуществляет сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с 01 июля 2014 г.

Считает, что доказательства, достоверно подтверждающие наличие в действиях МУП «Кесовгорье», в материалах дела отсутствуют.

Со ссылкой на пункт 5.1.5.3 Устава МУП «Кесовогорье», положения Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242, Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792, статью 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает, что МУП «Кесовогорье» занимается вывозом (транспортировкой) малоопасных и практически неопасных отходов.

Критикует заключение эксперта от 20 августа 2019 г. № 8-69, так как в нарушение требований статьи 26.4 КоАП РФ предприятие не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы, проведенной по результатам отбора проб земель, что лишило предприятие возможности поставить перед экспертом вопросы; не было исследовано происхождение обнаруженных в пробах почвы загрязняющих веществ, принадлежность их конкретному хозяйственному субъекту, исходя из его возможной деятельности, не определены категории транспортируемых
МУП «Кесовогорье» отходов, которые могли быть источниками этих элементов, могло ли произойти загрязнение почв до начала деятельности предприятия, то есть до 2014 года.

Полагает, что на основании части 1 статьи 706, пункта 1 статьи 313, статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 11 постановления Правительства Тверской области от 02 августа 2018 г. № 223-пп с 01 января 2019 г. именно региональный оператор, отвечающий за новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами
МУП «Тверьспецавтохозяйство» (в настоящее время – ООО «ТСАХ»), несет ответственность за транспортировку твердых коммунальных отходов (л.д. 134 – 136).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела
(л.д. 180, 181, 182, 183). Директор МУП МУП «Кесовогорье» ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д. 184). При изложенных обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 25.1, пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, оснований к удовлетворению жалобы и отмене состоявшихся по делу решений не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу положения пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 № 242, от 30 сентября 2011 г. № 792, пункта 6.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст) механическое загрязнение является одним из видов порчи земли.

Как установлено судьей межрайонного суда и подтверждается материалами дела, 23 мая 2019 г. государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от
15 мая 2019 г. № 698-ЗН произведен осмотр (исследование) земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 69:13:0000010:227, расположенного в районе дер. Коченово Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области, принадлежащего ООО «Усадьба Никольское».

По результатам осмотра указанного земельного участка составлен акт от 21 июня 2019 г. № 04-20/19, из которого следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:13:0000010:227, площадью 98,7 га, разрешенный вид использования – для сельскохозяйственного производство (вид сельскохозяйственных угодий – пашня, сенокос, заболоченный сенокос), расположенном на 1300 м по направлению на запад от дер. Коченово, с/п Никольское, Кесовогорского района Тверской области, выявлено прилегание грунтовой дороги, оканавленной с двух сторон. Слева от дороги (восточная сторона) отмечен посев многолетних трав на площади 96 га. Справа от дороги (западная сторона) установлено механическое загрязнение почвы (свалка), состоящее из отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), вид отходов: смешанные квартирные отходы - 90% от общего, а так же из отходов малоценной древесины (ветки) - 10% от общего объема. Общая площадь загрязнения составляет 2,7 га, высота размещения 2 м, мощность плодородного слоя 15 см (географические координаты определены с использованием навигационной системы GPS:т.1 № 57,57803 ° Е 37,33378°, т. 2 № 57,57728 ° Е 37,33388°) - л.д. 13 – 16.

С земельного участка с кадастровым номером 69:13:0000010:227 государственным инспектором Россельхознадзора произведен отбор проб почвы (№ 1,2, 3,4, 5, 6) на содержание гранулометрического состава, наличия кадмия, нефтепродуктов, цинка, меди, свинца, бен(а)пирена (л.д. 17, 18).

Проведение исследования проб почвы, отобранных на земельном участке с кадастровым номером 69:13:0000010:227 24 мая 2019 г., поручено ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» (л.д. 19).

Протоколы испытаний №№ 7-69-ГУ7, 8-69-ГУ7, 9-69-ГУ7, 10-69-ГУ7, 11-69-ГУ7, 12-69-ГУ7 датированы ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» 20 июня 2019 г. – л.д. 20 – 25.

На основании мотивированного представления должностного лица от
01 июля 2019 г. № 546, приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от 03 июля 2019 г. № 1114-ПР 23 июля 2019 г. проведена внеплановая выездная проверка с целью подтверждения фактов нарушений земельного законодательства, выявленных при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования и отобраны пробы почвы (акт № 04-20/26 пробы № 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11, 12,13 – л.д. 37 – 38).

По результатам проверки составлен акт № 04-20/26 от 08 августа 2019 г. (л.д. 31 – 36). Проведение исследования проб почвы, отобранных на земельном участке с кадастровым номером 69:13:0000010:227 24 июля 2019 г., поручено ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» (л.д. 39 – 40). Протоколы испытаний ФГБУ «Тверская межобластная лаборатория № 37-69-ГУ7 от 07 августа 2019 г., № 38-69-ГУ7 от 07 августа 2019 г., № 39-69-ГУ7 от 07 августа 2019 г., № 27-69-ГУ7 от 29 июля 2019 г., № 28-69-ГУ7 от 29 июля 2019 г., № 29-69-ГУ7 от 29 июля 2019 г. – л.д. 41 – 54.

Согласно заключению экспертной комиссии по результатам исследованных проб почвы с земельного участка с кадастровым номером 69:13:0000010:227 от 20 августа 2019 г. № 8-69 в почве индексы БГКП превышены в пробах № 1-3, 5-10 – цинка, свинца, в пробе №11 превышен норматив содержания цинка, бенз(а)пирена, свинца (л.д. 56 – 59).

Определением государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области № 04-20/99 от
14 ноября 2019 г. ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного круга лиц и проведении административного расследования (л.д. 60).

В ходе административного расследования запрошены необходимые сведения, согласно которым установлено, что на территории Тверской области региональным оператором является ООО «ТСАХ», которое приступило к выполнению обязанности в полном объеме 01 декабря 2019 г. (дата начала обращения с твердыми коммунальными отходами), и согласно договору от 19 декабря 2018 г. № 121 заключенному между региональным оператором и МУП «Кесовогорье», последнее осуществляет услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов в пгт Кесова Гора и Кесовгорском районе Тверской области (л.д. 90 – 91).

14 января 2020 г. должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП «Кесовогорье» с участием законного представителя юридического лица – директора МУП МУП «Кесовогорье» ФИО1, которому разъяснялись положения статьи 25.1 КоАП РФ (л.д. 94 – 95).

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, судья межрайонного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МУП «Кесовогорье» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Факт совершения МУП «Кесовогорье» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:

приказом от 15 мая 2019 г. № 698-ЗН о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного в районе дер. Коченово Никольского с/п Кесовогорского района Тверской области, с кадастровым номером 69:13:0000010:227 (л.д. 11),

актом от 21 июня 2019 г. № 04-20/19 планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного в районе дер. Коченово Никольского с/п Кесовогорского района Тверской области с фототаблицей (л.д. 13, 14 – 16),

актом отбора проб почвы земельного участка от 23 мая 2019 г.
№ 04-20/9, актом отбора проб № 04-20/26 от 23 июля 2019 г. (л.д. 17, 37),

протоколами испытаний №№ 7-69-ГУ7, 8-69-ГУ7, 9-69-ГУ7, 10-69-ГУ7, 11-69-ГУ7, 12-69-ГУ7 от 20 июня 2019 г.; №№ 27-69-ГУ7, 28-69-ГУ7, 29-69-ГУ7 от 29 июля 2019 г.; №№ 37-69-ГУ7, 38-69-ГУ7, 39-69-ГУ7 от 07 августа 2019 г. (л.д. 20 – 25, 41 – 54).

представлением о проведении внеплановой проверки (л.д. 26 – 27),

приказом от 03 июля 2019 г. № 1114-ПР Управления Россельхознадзора по Тверской области о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 29 – 30),

актом проверки от 08 августа 2019 г. № 04-20/284 с фототаблицей
(л.д. 31 – 33, 34 – 36),

заключением по результатам лабораторных исследований проб (образцов) от 20 августа 2019 г. № 8-69 (л.д 56 – 59),

ответами от 15 ноября 2019 г., 22 ноября 2019 г. администрации Кесовогорского района Тверской области, МУП Кесовоорского района Тверской области «Кесовогорье» от 22 ноября 2019 г.,
ООО «Тверьспецавохозяйство» от 22 ноября 2019 г., начальника ФИО3 МО МВД России «Кашинский» от 29 ноября 2019 г.
(л.д. 62, 68 – 71, 75 – 87, 90).

протоколом об административном правонарушении от 14 января
2020 г. № 04-20/17 в отношении МУП «Кесовогорье» (л.д. 94 – 95),

договором от 19 декабря 2018 г. № 121 между региональным оператором и МУП «Кесовогорье», согласно которому последнее осуществляет услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов в пгт Кесова Гора и Кесовогорском районе Тверской области (л.д. 144 – 153),

а также иными материалами дела.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны судьей межрайонного суда достоверными относительно события правонарушения.

Таким образом, вина МУП «Кесовогорье» в совершении административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела, а его деяние обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

МУП «Кесовогорье», имея возможность для соблюдения правил и норм по сохранению плодородного слоя почвы, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 названного Кодекса.

Доводы директора МУП «Кесовогорье» об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, противоречат установленным обстоятельствам, подтвержденных совокупностью взаимосвязанных и непротиворечивых доказательств.

Доводы жалобы о том, что исследования проб являются недостоверными доказательствами по делу, так как МУП «Кесовогорье» не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы почв, что свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях, несостоятельны.

Так, взятие отбора проб, исследование отобранных проб с фиксированием их результатов в протоколах испытаний проводились уполномоченным должностным лицом в рамках проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:13:0000010:227 ООО «Усадьба Никольское», что не свидетельствует о нарушении прав фактического землепользователя МУП «Кесовогорье», складирующего бытовые отходы на указанном земельном участке.

По результатам исследования точечных проб почвы от 07 августа 2019 г., согласно которым выявлено превышение нормативов по бенз(а)пирену, цинку, свинцу уполномоченным должностным лицом административного органа возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования
№ 04-20/99 от 14 ноября 2019 г. по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении неустановленных лиц, что соответствует требованиям пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ (л.д. 60). В ходе административного расследования был установлен субъект правонарушения – МУП «Кесовогорье», которое извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 91).

Директор МУП «Кесовогорье» ФИО1 присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, имел возможность ознакомиться с результатами проведенных исследований и принести на них замечания и возражения, однако указанным правом не воспользовался. При рассмотрении дела в суде первой инстанции директор МУП «Кесовогорье» ФИО1 обоснованных возражений относительно результатов исследований проб почв не представлял.

Доказательств, объективно и достоверно свидетельствующих о том, что специалисты ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» каким-либо образом заинтересованы в искажении данных, полученных по результатам исследования отобранных проб почвы, в материалах дела отсутствуют и при рассмотрении жалобы на постановление не представлены.

Таким образом, результаты исследования отобранных проб почвы отвечают требованиям части 1, 2 статьи 26.1 КоАП РФ, являются достоверными и допустимыми.

Доводы заявителя о том, что МУП «Кесовогорье» не является субъектом правонарушения опровергаются договором от 19 декабря 2018 г. № 121 заключенным между региональным оператором и
МУП «Кесовогорье», согласно которого последнее осуществляет услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов в пгт Кесова Гора и Кесовгорском районе Тверской области в соответствии с действующим законодательством (л.д. 144 – 153, 154 – 157).

Ссылка подателя жалобы на то, что МУП «Кесовогорье» осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов только с 01 июля 2014 г. не ставит под сомненье законность и обоснованность судебного акта, поскольку данное обстоятельство правового значения как для правильной квалификации вмененного состава правонарушения, так и для определения в действиях предприятия инкриминируемого состава правонарушения, не имеет.

Иные доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность привлечения МУП «Кесовогорье» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения МУП «Кесовогорье» к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание МУП «Кесовогорье» назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ с учетом характера вмененного правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, является соразмерным и справедливым.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы на постановление, не допущено.

При таких обстоятельствах постановление судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области постоянного судебного присутствия в пгт. Кесова Гора Кесовогорского района Тверской области от 05 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении
МУП «Кесовогорье» является законным и обоснованным, оснований для его отмены не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь стьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области постоянного судебного присутствия в пгт. Кесова Гора Кесовогорского района Тверской области от 05 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении МУП «Кесовогорье» оставить без изменения, жалобу директора МУП «Кесовогорье» ФИО1, – без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина