ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-107/2022 от 14.09.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Гродникова М.В. Дело № 7-107/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 14 сентября 2022 года

Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 августа 2022 года Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения: водка «Талка» емкостью 0,5 л. по цене 400 рублей в количестве 1 бутылки.

В резолютивной части постановления суда также указано, что изъятую согласно протоколу от 18.03.2022 алкогольную продукцию необходимо возвратить законному владельцу, а при неустановлении его, передать в собственность государства. Изъятая продукция находится на хранении в помещении ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области по адресу: <данные изъяты>

Не согласившись с данным постановлением, инспектор ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи в части решения о возвращении изъятой алкогольной продукции Ш.., привлечь Ш. к административной ответственности с назначением дополнительного наказания в виде конфискации всей алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно протокола изъятия от 18.03.2022. В обоснование доводов жалобы указал, что возврат изъятой алкогольной продукции продавцу-кассиру Ш. не соотносится с общественно-опасным характером правонарушения, спровоцирует совершение им повторных правонарушений в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку эта продукция приобретена Ш. и приготовлена для последующей незаконной реализации при отсутствии лицензии на реализацию такой продукции.

В судебное заседание Ш. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В прошлом судебном заседании пояснял, что он уволился из магазина «Продукты» по адресу: <данные изъяты>. Возражает против конфискации и уничтожения изъятой у него алкогольной и спиртосодержащей продукции, будет использовать в личных целях, намерений по ее реализации в розницу у него нет.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании инспектор ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении. Пояснил, что Ш. был также привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Немаркированная спиртосодержащая продукция - водка с этикеткой «Каспийская белуга», «Талка» имеет признаки несоответствия оригинальной продукции правообладателей. Остальная спиртосодержащая продукция не направлялась на экспертизу, так как имела акцизные марки.

Выслушав должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции признается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции, на которые распространяется действие названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями.

В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами.

Как следует из материалов дела, 29.06.2022 инспектором ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. в отношении Ш. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому: <данные изъяты> в помещении магазина «Продукты» по адресу: <данные изъяты>, Ш. действуя как физическое лицо, осуществил розничную продажу спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта 32 % об. с содержанием микропримесей, характерных для водки и спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, находящейся в бутылке с этикеткой – водка «Талка» емкостью 0,5 л. по цене 400 руб. в количестве 1 бутылки в нарушение требований части 1 статьи 10.2, части 1 статьи 16, статьи 18, части 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995, тем самым осуществил незаконную розничную продажу спиртосодержащей продукции физическим лицом в отсутствие необходимой лицензии и документов, подтверждающих легальность оборота данной продукции. Это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 18.03.2022 у Ш. в присутствии понятых изъята водка «Талка» в бутылках емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 400 руб. – 6 бутылок, в том числе предмет правонарушения – 1 бутылка водки; спиртосодержащая жидкость «Каспийская белуга» в бутылках емкостью по 0,5 л, - 88 шт.; вино «Монастырский старожил» в бутылках емкостью по 0,5 л, крепостью 10, 5 % - 8 коробок; коньяк «Лезгинка» в бутылках емкостью по 0,5 л, крепостью 40 % - 4 шт.; бренди «Баррель» в бутылках емкостью по 0,5 л, крепостью 40 % - 2 шт.; напиток слабоалкогольный газированный «Российское золото» в бутылках емкостью по 0,75 л, крепостью 7 % - 4 шт.; напиток слабоалкогольный газированный «Российское золото» в бутылках емкостью по 0,75 л, крепостью 6 % - 1 шт.; вино игристое «Советское шампанское» в бутылках емкостью по 0,75 л, крепостью 10,5 – 12,5 % - 4 шт.; алкогольная продукция плодовая столовая «Русская мозаика» в бутылках емкостью по 0,5 л, крепостью 14 % - 8 шт.; вино «Порторус рубиновое» в бутылках емкостью по 0,7 л, крепостью 15 % - 5 шт.; водка «Ледник» в бутылках емкостью по 0,5 л, крепостью 40 % - 8 шт.; вино «Таманское» в бутылках емкостью по 0,7 л, крепостью 10-12 % - 3 шт.; коньяк «Аруруни» в бутылках емкостью по 0, 5 л, крепостью 40 % - 4 шт.; виски «Маккалистер классический купаж» в бутылках емкостью по 0,5 л, крепостью 40 % - 3 шт.; коньяк «Армянский» в бутылках емкостью по 0,25 л, крепостью 40 % - 3 шт.; коньяк «Дару бенд» в бутылках емкостью по 0,1 л, крепостью 40 % - 4 шт.; водка «Finsky ice» в бутылках емкостью по 0,25 л, крепостью 40 % - 7 шт.

Согласно заключению эксперта <данные изъяты> жидкости из 3-х бутылок емкостью 0,5 л. с реквизитами водки «ТАЛКА» и 8-ми бутылок емкостью 0,5 л. с реквизитами «Каспийская BELUGA» представляют собой спиртосодержащие жидкости с истинной объемной долей этилового спирта 32,0 об. %, содержат микропримеси, характерные для водки и спирта этилового ректификованного из пищевого сырья: ацетальдегид (уксусный альдегид) – 1,5 мг/дм3, метанол 0,0006 об.%, 2-пропанол – 3,8 мг/дм3, в перерасчете на безводный спирт. Содержимое данных бутылок не соответствует информации на этикетке и требованиям ГОСТ Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия» по внешнему виду (наличию осадка) и объемной доле этилового спирта. Жидкости из 3-х бутылок емкостью 0,25 л. с текстом на этикетках «Finsky ice» представляют собой спиртосодержащие жидкости с истинной объемной долей этилового спирта 35,0 об. %, содержат микропримеси, характерные для водки и спирта этилового ректификованного из пищевого сырья: ацетальдегид – 1,4 мг/дм3, метанол - 0,0023 об.%, 2-пропанол – 2,5 мг/дм3, в перерасчете на безводный спирт. Ввиду отсутствия у данных объектов информации о составе и ГОСТ исследование на соответствие информации на этикетке и соответствие ГОСТ для них не проводилось.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от 29.06.2022 действия Ш. квалифицированы должностным лицом по части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Ш. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от 29.06.2022, определением о возбуждении дела об административном правонарушении <данные изъяты> от 17.03.2022, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18.03.2022, протоколом изъятия вещей и документов от 18.03.2022, объяснениями Г. от 17.03.2022, объяснениями Ш. от 17.03.2022, справкой об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, справкой об отсутствии статуса самозанятого, справкой СООП, заключением эксперта <данные изъяты>.

Выводы судьи о наличии в действиях Ш. состава административного правонарушения основаны на полном и объективном исследовании всех материалов дела в их совокупности.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Нарушений, повлекших незаконность привлечения Ш. к административной ответственности, допущено не было.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Ш. с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств дела, наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность, - признание вины, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Вместе с тем постановление суда первой инстанции подлежит изменению в части назначения конфискации предмета административного правонарушения и возврату законному владельцу оставшейся алкогольной продукции по следующим основаниям.

За совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При этом, из положений части 3 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что, если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе 1) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются:

без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона;

с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона, или с маркировкой поддельными марками;

без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.

В соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предметы административного правонарушения, изъятые из оборота, конфискации не подлежат.

Таким образом, конфискация орудий совершения и (или) предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.

По правилам части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении суда по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В силу пункта 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем перечисленные требования не были учтены судьей районного суда.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ. Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, в том числе из заключения экспертизы, жидкость из бутылок с этикеткой «ТАЛКА» и с этикеткой «Каспийская BELUGA» не имеет надлежащей маркировки, а именное: содержимое данных бутылок не соответствует информации на этикетке и требованиям ГОСТ Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия» по внешнему виду (наличию осадка) и объемной доле этилового спирта. Ввиду отсутствия у жидкости из бутылок с этикеткой «Finsky ice» информации о составе и ГОСТ исследование на соответствие информации на этикетке и соответствие ГОСТ для них не проводилось.

Согласно представленным инспектором ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. копиям протоколов об административном правонарушении от 29.06.2022, копии постановления Октябрьского районного суда г. Кирова от 03.08.2022, в отношении Ш. составлены протоколы за совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с реализацией немаркированной спиртосодержащей продукции – водки с этикеткой «Талка», водки с этикеткой «Каспийская белуга», несоответствующей оригинальной продукции компаний – правообладателей товарных знаков.

Таким образом, изъятая водка «Талка» емкостью 0,5 л., крепостью 40 % по цене 400 руб. в количестве 6 шт., в том числе предмет административного правонарушения; спиртосодержащая жидкость «Каспийская белуга» в бутылках емкостью по 0,5 л. - 88 шт.; водка «Finsky ice» в бутылках емкостью по 0,25 л, крепостью 40 % - 7 шт. относятся к алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборот которой осуществляется без соответствия государственным стандартам и техническим условия, а значит, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 находятся в незаконном обороте и подлежат уничтожению как вещи, изъятые из оборота (пункт 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995).

Остальная алкогольная и спиртосодержащая продукция, изъятая в соответствии с протоколом изъятия от 18.03.2022, при совершении противоправных действий не использовалась, предметом административного правонарушения не являлась, а значит, в незаконном обороте не находилась и в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит возвращению законному владельцу, а при неустановлении его – передаче в собственность государства.

Доводы жалобы должностного лица о необходимости конфисковать всю алкогольную и спиртосодержащую продукцию согласно протоколу изъятия от 18.03.2022 со ссылками на объяснения Ш. от 17.03.2022 о намерении осуществлять розничную продажу данной продукции гражданам с целью получения дополнительной прибыли несостоятельны, не соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не содержат норм о покушении на совершение административного правонарушения.

С учетом изложенного, постановление судьи подлежит изменению в части исключения дополнительного наказания в виде конфискации алкогольной продукции и дополнения указанием на уничтожение части алкогольной и спиртосодержащей продукции; жалоба инспектора ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 августа 2022 года изменить.

Исключить из постановления судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 августа 2022 года указание на дополнительное наказание в виде конфискации алкогольной продукции.

Дополнить резолютивную часть постановления судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 августа 2022 года указанием: водку «Талка» емкостью 0,5 л., крепостью 40 % по цене 400 руб. в количестве 6 шт.; спиртосодержащую жидкость «Каспийская белуга» в бутылках емкостью по 0,5 л. - 88 шт.; водку «Finsky ice» в бутылках емкостью по 0,25 л, крепостью 40 % - 7 шт., изъятые в соответствии с протоколом изъятия от 18.03.2022, уничтожить.

В остальной части постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу инспектора ООПАЗ УОООП УМВД России по Кировской области Ш.В.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда В.И. Стёксов

Решение20.09.2022