судья Ошвинцева О.И.
дело № 7-1083/2021 / 21-468/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 03 июня 2021 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27.01.2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18.03.2021, вынесенные в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «***» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 059/04/9.21-1421/2020 от 27.01.2021 генеральный директор ОАО «***» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18.03.2021 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1, просит об отмене принятых по делу актов, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что судом необоснованно отклонены доводы о том, что собственник тепловой сети не является субъектом правонарушения, в постановлении не содержится указания на совершение конкретных противоправных действий (бездействия).
При рассмотрении жалобы в краевом суде ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Клюев К.В., действующего в интересах ФИО1, представителя административного органа ФИО2, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливают Правила недискриминационного доступа.
Согласно пункту 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе, которые совершаются путем создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.
Согласно части 5 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении, обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе обусловливать получение доступа к услугам по передаче тепловой энергии получением иных платных услуг либо доступом к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием иных тепловых сетей. При этом положения раздела VI Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, не наделяет таких лиц правом инициировать введение ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям.
Как усматривается из материалов дела, в период с 09.10.2020 по 10.11.2020, ФИО1, являясь генеральным директором ОАО «***», которое в свою очередь является собственником участка тепловых сетей, расположенного на участке от тепловой камеры ТК-65 до центрального теплового пункта (ЦТП), расположенного по адресу: ****, при отсутствии статуса теплоснабжающей и/или теплосетевой организации, допустил нарушение установленного порядка недискриминационного доступа ОАО «МРСК-Урала» к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием иных тепловых сетей, что выразилось в препятствовании передаче по тепловым сетям тепловой энергии в отношении объекта ОАО «МРСК-Урала», расположенного по адресу: ****.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – генерального директора ОАО «***» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 059/04/9.21-1421/2020 от 17.12.2020, выпиской из ЕГРП, которая подтверждает, что собственником сооружения по адресу: **** является ОАО «***», договором теплоснабжения ** от 24.06.2015 объекта, расположенного по адресу: ****, заключенным между ПАО «Т-Плюс» и ОАО «МРСК-Урала», договором подряда ** от 08.09.2020 на ремонтные работы сети теплотрассы на отрезке ТК-65 до врезки в ЦТП, заключенным между ОАО «***» и ООО «**», иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1, будучи генеральным директором ОАО «***», обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то есть лицом, на которого возложена обязанность по выполнению нормативно-правовых актов, не обеспечил соблюдение требований действующего законодательства, не принял все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 787 от 05.07.2018.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, судья Ленинского районного суда г. Перми пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения основаны на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения и не влекут отмену постановления судьи районного суда, так как они не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не свидетельствуют о каких-либо нарушениях при производстве по делу.
Доводы заявителя о том, что собственник тепловой сети не является субъектом правонарушения, поскольку не относится к категории «субъектов естественных монополий» и «теплоснабжающих организаций» подлежат отклонению.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются субъекты естественной монополии, являющиеся собственниками тепловых сетей.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с невыполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно непринято во внимание отсутствие в постановлении указания на совершение противоправных действий (бездействия) не принимаются во внимание, поскольку совершение должностным лицом административного правонарушения подтверждается доказательствами, имеющимся в материалах дела, которые были исследованы судом первой инстанции в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи Ленинского районного суда г. Перми и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27.01.2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18.03.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья – подпись