ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-108/19 от 17.05.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Марисов И.А. дело №7-108/2019

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 17 мая 2019г.

Судья Астраханского областного суда Лаврова С.Е.,

при секретаре Айназаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Астраханской таможни

на постановление Советского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2019г.

по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Адилова А.Б. о привлечении к административной ответственности по статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Советского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2019г. Адилов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 24844 рублей 14 копеек без конфискации.

В жалобе представителя Астраханской таможни ставится вопрос об изменении постановления суда, поскольку судом не решен вопрос об изъятом товаре.

Выслушав представителя Астраханской таможни Чаплыгину О.Н., поддержавшую доводы жалобы, Адилова А.Б., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

На основании статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии со статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленным техническим регламентом ЕАЭС, в том числе после нанесения обязательной маркировки и единого знака обращения продукции на рынке (ЕАС) ЕАЭС.

Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии № 2 107 утвержден технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (далее - ТР ТС 035/2014), согласно разделу 4 которого "табак для кальяна" - вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и состоящего из смеси резаного или рваного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 2 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак для кальяна - вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резаного или рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Табачная продукция для кальяна включена в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), утвержденный в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2016 г. № 2 66.

Согласно пункту 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (далее - Положение), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 2 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:

а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;

б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319" (далее - Единый перечень);

в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 57 Единого перечня табачная продукция входит в перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза.

В силу пункта 10 ТР ТС 035/2014 табачная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Из содержания пункта 44 ТР ТС 035/2014 следует, что табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 47 ТР ТС 035/2014 Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии табачной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Пунктами 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 - 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 Таможенного кодекса ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Таможенного кодекса ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Союза, после пересечения таможенной границы Союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящей главой, главами 14 и 16 настоящего Кодекса, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 56 Таможенного кодекса ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Из содержания пункта1 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. №76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» следует, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с настоящим Постановлением образцов.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 2 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования

Согласно протоколу об административном правонарушении №-- от 12 октября 2018 г. должностными лицами отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни Южного таможенного управления на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 14 сентября 2018 г. №-- проведен осмотр помещения по адресу осуществления предпринимательской деятельности ИП Адилова А.Б., в результате которого в помещении павильона «Табак» по адресу: <адрес>, используемом индивидуальным предпринимателем Адиловым А.Б. установлен факт хранения в целях ввода в гражданский оборот товара - сигарет в заводских упаковках (пачках), на которых отсутствовала специальная маркировка в виде акцизных марок, а также единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (ЕАС).

Проверив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно установил, что в действиях Адилова А.Б. имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина Адилова А.Б. в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств и Адиловым А.Б. не оспаривается. Наказание определено в пределах санкции указанной статьи.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом были исследованы все представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуальных требований при вынесении постановления по делу заслуживают внимания.

В соответствии с положениями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 14 августа 2018 г. обнаруженная в ходе производства по делу об административном правонарушении продукция (сигареты): DONTABAK (голубые пачки) 97 шт.; DONTABAK (красные пачки) - 64 пачки; KISS (в ассортименте) - 90 пачек; WIN – 103 пачки; PLAY (голубые, белые) – 500 пачек; PORTAL GOLD – 239 пачек; PLAY (красно-белые) – 180 пачек; KISS fresh apple – 6 пачек; ПРЕМЬЕР – 40 пачек; КОРОНА – 600 пачек; ДОНСКОЙ ТАБАК темный – 130 пачек; ДОНСКОЙ ТАБАК светлый – 590 пачек; КОРОНА черная – 210 пачек; МИНСК – 60 пачек, а всего2909 пачек, была изъята и помещена в камеру хранения вещественных доказательств Астраханской таможни, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. <-->).

Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

Вопреки требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об изъятых вещах судом первой инстанции при вынесении постановления не решен.

В соответствии с Федеральным законом "Технический регламент на табачную продукцию" реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

При таких обстоятельствах, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 14 августа 2018 г. предмет административного правонарушения подлежит уничтожению.

В соответствии с положениями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление Советского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2019 г. подлежит изменению в части решения вопроса об изъятых предметах.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление Советского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2019г. изменить.

Изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 14 августа 2018 года предмет административного правонарушения сигареты: DONTABAK (голубые пачки) 97 шт.; DONTABAK (красные пачки) - 64 пачки; KISS (в ассортименте) - 90 пачек; WIN – 103 пачки; PLAY (голубые, белые) – 500 пачек; PORTAL GOLD – 239 пачек; PLAY (красно-белые) – 180 пачек; KISS fresh apple – 6 пачек; ПРЕМЬЕР – 40 пачек; КОРОНА – 600 пачек; ДОНСКОЙ ТАБАК темный – 130 пачек; ДОНСКОЙ ТАБАК светлый – 590 пачек; КОРОНА черная – 210 пачек; МИНСК – 60 пачек, а всего2909 пачек - уничтожить.

В остальной части постановление Советского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2019г. оставить без изменения.