ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-108/20 от 17.06.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 7-108/2020

решение

г. Иркутск 17 июня 2020 г.

Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием защитника ООО «Алексеевская РЭБ флота» - Хиценко А.Н., допущенного к участию в деле на основании доверенности от 15 июня 2020 г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Алексеевская РЭБ флота» генерального директора Козореза В.В. на постановление Киренского районного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота»,

установил:

Постановлением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 г. общество с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, законный представитель ООО «Алексеевская РЭБ флота» генеральный директор Козорез В.В., не соглашаясь с постановлением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 г., просит об отмене судебного акта, как незаконного и необоснованного.

Законный представитель ООО «Алексеевская РЭБ флота» генеральный директор Козорез В.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Учитывая вышеизложенное и что оснований для признания обязательным присутствие указанного лица при рассмотрении дела не имеется, в этой связи считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.

В судебном заседании защитник ООО «Алексеевская РЭБ флота» - Хиценко А.Н., доводы жалобы поддержал, представив письменные пояснения.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника ООО «Алексеевская РЭБ флота» - Хиценко А.Н., прихожу к следующим выводам.

На основании частей 1 и 2 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствие со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административная ответственность за производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, установлена статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 29 октября 2019 г. в 13 часов в городской черте <адрес изъят>, левом притоке рыбохозяйственного водоема высшей категории <адрес изъят> на Номер изъят км. По лоцманской карте, выявлен факт возведения насыпной дамбы из песчанно-гравийной смеси, перегораживающей <адрес изъят>, длиной 34 м., шириной 6.3 м., высотой уреза воды 4.2 м. Разрешений на возведение дамбы из песчанно-гравийной смеси ООО «Алексеевская РЭБ флота» в установленном порядке не получало. Строительство насыпной дамбы произведено 28 октября 2019 г. ООО «Алексеевская РЭБ флота» без соблюдения обязательных требований нормативных актов в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов – статья 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, статья 22 Федерального закона «О животном мире», пункт 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Согласно экспертному заключению от 19 декабря 2019 г. №Номер изъят ущерб водным биологическим ресурсам и среде обитания, нанесенный при возведении насыпной дамбы из песчанно- гравийной смеси, перегораживающий <адрес изъят> длиной 34 м., шириной 6.3 м., высотой уреза воды 4.2 м. ООО «Алексеевская РЭБ флота» составил 60 951,54 руб.(л.д. 42 - 43)

Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Алексеевская РЭБ флота» к административной ответственности по статье 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом судья районного суда, посчитал вину ООО «Алексеевская РЭБ флота» полностью доказанной собранными доказательствами по делу.

Вместе с тем, выводы судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Алексеевская РЭБ флота» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - действия или бездействие, состоящие: а) в нарушении правил охраны водных биологических ресурсов при осуществлении ряда технологических процессов, в том числе при строительстве дамб; б) незаконности этих действий; в) угрозе причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы или других водных животных, т.е. одновременной гибели большого их числа, существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных), либо уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия; г) причинной связи между ними.

Как усматривается из материалов дела, доказательством по делу при привлечении ООО «Алексеевская РЭБ флота» к административной ответственности послужило экспертное заключение №Номер изъят 19 декабря 2019 г., согласно которому ущерб водным биологическим ресурсам и среде обитания, нанесенный при возведении насыпной дамбы из песчанно- гравийной смеси, перегораживающий <адрес изъят> длиной 34 м., шириной 6.3 м., высотой уреза воды 4.2 м. ООО «Алексеевская РЭБ флота» составил 60 951,54 руб. (л.д. 17 – 31).

В соответствии с частью 5 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Из указанного выше заключения следует, что основанием для проведения работы послужило определение государственного инспектора Киренского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны о назначении экспертизы от 11 ноября 2019 г. (л.д.14-16).

Согласно данному определению права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснялись экспертам М.М. и Б. и данные лица предупреждались об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу указанной нормы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени и соответственно его подписывает.

Указанные требования лицом, обладающим право на проведение исследования и дачу заключения, выполнены не были.

При проведении исследования в описательной части заключения №Номер изъят не содержится информации о том, кто его проводит (фамилии эксперта, имеет ли он познания в данной области.

Само заключение №Номер изъят от 19 декабря 2019 г. подписано ВРИО руководителя Байкальского филиала ФГБНУ «ВНИРО» М.Д., из которого не видно последним ли проводились данные исследования. Кроме того, данному лицу не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и данное лицо не предупреждалось об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более того, на поставленный перед экспертом вопрос о возможной массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо наступление иные тяжких последствий при осуществлении производства работ по устройству насыпной дамбы на <адрес изъят>, который подлежит доказыванию, так как составляет объективную сторону административного правонарушения, заключение эксперта не содержит.

Таким образом, выполненное по делу заключение не соответствует требованиям части 5 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Учитывая вышеизложенное, заключение №Номер изъят от 19 декабря 2019 г., подписанное ВРИО руководителя Байкальского филиала ФГБНУ «ВНИРО» М.Д., нельзя признать допустимым доказательством по делу.

При вынесении постановления судьей районного суда данные обстоятельства не были учтены.

Более того, судьей не установлена имелась ли угроза причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы или других водных животных, т.е. одновременной гибели большого их числа, существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных), либо уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий, при строительстве дамбы.

Указание суда на ущерб в сумме 60 951,54 руб. водным биологическим ресурсам и среде обитания, нанесенный при возведении насыпной дамбы из песчанно- гравийной смеси, перегораживающий <адрес изъят> длиной 34 м., шириной 6.3 м., высотой уреза воды 4.2 м. ООО «Алексеевская РЭБ флота», со ссылкой на заключение эксперта, не свидетельствует об уничтожении в значительных размерах кормовых запасов (л.д. 17 – 31), поскольку данный вывод в постановлении суда отсутствует и материалами дела не подтвержден.

Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление судьи Киренского районного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 г., вынесенное в отношении ООО «Алексеевская РЭБ флота» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Киренского районного суда Иркутской области на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения ООО «Алексеевская РЭБ флота» к административной ответственности не истек

При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу законного представителя ООО «Алексеевская РЭБ флота» генерального директора Козореза В.В. удовлетворить.

Постановление Киренского районного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» отменить.

Дело возвратить в Киренский районный суд Иркутской области на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Ф. Полозова