ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1095/2016 от 19.09.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-1095/2016

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 сентября 2016 года

Судья Ленинградского областного суда Андреева Т.Б.

при секретаре Мальцеве А.С.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Ойл-Сайт» ФИО3 на постановление инспектора дорожного надзора ОР ДПС № 3 ГИБДД от 22 марта 2016 года и решение судьи Всеволожского городского суда от 21 июля 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением инспектора дорожного надзора ОР ДПС № 3 ГИБДД от 22 марта 2016 года ООО «Ойл-Сайт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Всеволожского городского суда от 21 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с указанным постановлением и решением суда, генеральный директор ООО «Ойл-Сайт» ФИО3 обратился в Ленинградский областной суд с жалобой, в которой просит постановление и решение судьи отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что общество не является субъектом правонарушения, поскольку осуществляет на АЗС «Шелл» № 11132 только операционную деятельность, предусмотренную договором розничной торговли, согласно которому на общество не возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения. В данном случае субъектом правонарушения является ООО «Шелл Нефть», которому на праве собственности принадлежит указанная АЗС, данное общество должно обеспечить содержание дорог.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав в поддержание доводов жалобы генерального директора ООО «Ойл-Сайт» - ФИО1, представителя Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – ФИО4, государственного инспектора дорожного надзора ОР ДПС № 3 ГИБДД - ФИО5, возражавших против удовлетворения жалобы, представителя ООО «Шелл Нефть» - ФИО6 прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с п. 5.6.24. ГОСТ Р 52289-2004. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Ойл-Сайт» допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании при следующих обстоятельствах: 11 марта 2016 года в 13 часов 00 минут в ходе обследования участка улично-дорожной сети на участке 12 км. + 630 м. автомобильной дороги "Кола", въезд на АЗС «Шелл» № 11132 сотрудником дорожного надзора выявлено, что в нарушение требований п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 дорожный знак 5.19.1 при въезде на АЗС «Шелл» № 11132 установлен слева от дороги, тем самым не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги. При привлечении ООО «Ойл-Сайт» к административной ответственности за совершение указанного правонарушения должностное лицо ГИБДД и суд исходили из того, что в соответствии с договором розничной торговли АЗС «Шелл» № 111432 передано ООО «Шелл Нефть» ( собственником АЗС) обществу с ограниченной ответственностью «Ойл-Сайт», на которое возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания АЗС.

Вместе с тем, с данными выводами согласиться нельзя.

Для привлечения юридического лица к административной ответственности в силу п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ следует установить, является ли это лицо субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.

В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п.п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 12. Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12. Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В силу изложенного субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются юридические лица, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности.

Как усматривается из представленных свидетельств о праве собственности от 10.06.2015 и от 13.08.2013, собственником земельного участка по адресу: <...> км автодороги «Кола» и автозаправочной станции на нем является ООО «Шелл Нефть».

Пунктом 7.1.5 договора розничной торговли от 01.01.2016, заключенного между ООО «Шелл Нефть» и ООО «Ойл Сайт», предусмотрено, что ООО «Ойл Сайт» не вправе вносить какие-либо изменения в Объект или здание, приспособления или оборудование, принадлежащее ООО «Шелл Нефть» на Объекте.

Как следует из Устава ООО «Ойл-Сайт» видами деятельности Общества являются оптовая и розничная торговля топливом, управление его запасами, розничная торговля различными группами промышленных и продовольственных товаров; торгово- закупочная, рекламная деятельность; деятельность в сфере гостиничных услуг, осуществление внешнеэкономической деятельности.( л. 2 Устава).

В соответствии с агентским договором между ООО «Шелл Нефть» и ООО «Ойл- Сайт» за № SТР 9.01.2016, данный договор является договором розничной торговли сети бензозаправочных пунктов, принадлежащих собственнику ООО «Шелл Нефть», по продаже автомобильного топлива, смазочных материалов, иных продуктов. В соответствии с приложением №3 к указанному договору ООО «Ойл- Сайт» несет обязательства по поддержанию чистоты и уборки оборудования, ремонта, разметки, внутриплощадочного дорожного покрытия, в том числе уборки прилегающей к бензозаправочной станции территории ( л.д.14-93).

Таким образом из вышеприведенных документов видно, что ни Уставом Общества, ни договором не предусмотрена обязанность ООО «Ойл Сайт» обеспечивать безопасность дорожного движения в связи с осуществлением своей торговой деятельности на Объектах ООО «Шелл Нефть».

Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что обязанность по содержанию участка автодороги, указанного в постановлении об административном правонарушении в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 лежит на ООО «Ойл Сайт».

Решая вопрос о субъекте вмененного юридическому лицу административного правонарушения, судом неверно истолкованы и применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к данным правоотношениям, не дана юридическая оценка конкретным обстоятельствам дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного, постановление инспектора дорожного надзора ОР ДПС № 3 ГИБДД от 22 марта 2016 года и решение судьи Всеволожского городского суда от 21 июля 2016 года, вынесенные в отношении ООО «Ойл Сайт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ООО «Ойл Сайт».

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление инспектора дорожного надзора ОР ДПС № 3 ГИБДД от 22 марта 2016 года и решение судьи Всеволожского городского суда от 21 июля 2016 года, вынесенные в отношении ООО «Ойл Сайт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья:

(судья Набиулина Л.А.)