ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1096/202212ОК от 12.10.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Сосновская О.А.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-1096/2022 12 октября 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием защитника АО «Югра-Экология» - Слеповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя АО «Югра-Экология» Хорищенко Е.А. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2022 года, которым постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Егорова Е.А. № 627-ОН от 22.12.2021 года о привлечении юридического лица – АО «Югра-Экология» к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба представителя АО «Югра- Экология» - без удовлетворения,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Егорова Е.А. № 627-ОН от 22.12.2021г., юридическое лицо – АО «Югра-Экология» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей за то, что 20 августа 2021 года, по адресу Тюменская область, ХМАО – Югра, Березовский район, пгт. Березово, Полигон твердых бытовых отходов Березово, код объекта 71-0186-002375-П, в нарушение требований ч.2 ст.11, ч.ч. 3, 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»; Распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р, Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»; ст.34, ч.1 ст.39, ч.1 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 59 Водного Кодекса РФ, Пункта 2 ГОСТ17.1.3.06-82 «Общие требования к охране подземных вод», Пункта 1.3, 2.2. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», не соблюдало требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления при эксплуатации Полигон твердых бытовых отходов в пгт. Березово, код объекта НВОС 71-0186-002375-П, а именно при проведении осмотра Полигона ТБО пгт. Березово сотрудником ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО – Югре были проведены отборы проб воды природной подземной, согласно протоколам испытаний установлено превышение по Хлорид-ионам в 5,6 раз (Контрольная проба: Протокол испытаний № 899-в от 13.08.2021 – 66,3 мг/дм?, условно-фоновая проба: Протокол испытаний № 898-в от 13.08.2021 – 11,8 мг/дм?), по Марганцу в 1,6 раз (Контрольная проба: Протокол испытаний № 899-в от 13.08.2021 – 1,37 мг/дм?, условно-фоновая проба: Протокол испытаний № 898-в от 13.08.2021 – 0,87 мг/дм?). Также, согласно представленным ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО – Югре протоколам морфологических составов и биотестирований установлено: по результатам определения состава лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, установлено наличие металла 870,576г., картона 1208,03г., стекло 1602,64г., полиэтилен 826,13г. Также было установлено, что Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды по полигону в пгт. Березово была разработана на основании Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, тогда как с 01.01.2021г. вступил в силу новый приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, в соответствии с требованиями которого АО «Югра-Экология» не была разработана программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора, представитель АО «Югра-Экология» Хорищенко Е.А. обратилась в суд первой инстанции с жалобой.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2022 года постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Егорова Е.А. № 627-ОН от 22.12.2021 года о привлечении юридического лица – АО «Югра-Экология» к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба представителя АО «Югра- Экология» - без удовлетворения.

Представитель АО «Югра-Экология» Хорищенко Е.А. обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, в которой просит решение суда и постановление должностного лица Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора отменить, а производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку АО «Югра-Экология» в своей деятельности не допускает нарушений требований действующего законодательства; выводы административного органа о том, что водные вытяжки оказывают острое токсическое действие на тест-объекты сделаны на основании разовой пробы подземной воды, что не является показателем изменения состава и свойства подземной воды; установленный пунктом 8 статьи 12 закона № 89-ФЗ запрет на захоронение не распространяется на ТКО; на объект «Полигон ТБО пгт. Березово» АО «Югра-Экология» в июне 2020 года была разработана Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в соответствии с действующим на дату ее разработки Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, которым утвержден «Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, в связи с чем, новым приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, вступившим в силу с 01.01.2021 не установлена обязанность разрабатывать Программу мониторинга на уже эксплуатируемые объекты; на момент рассмотрения дела судом первой инстанции сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

В судебном заседании защитник АО «Югра-Экология» Слепова И.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Вина АО «Югра-Экология» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ в полном объеме подтверждается доказательствами, имеющимися в рассматриваемом материале.

Все выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы.

Наказание АО «Югра-Экология» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи. Оснований для снижения назначенного наказания не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Югра-Экология» допущено не было.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель АО «Югра-Экология» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в решении суда. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Доводы жалобы удовлетворению не подлежат, так как направлены на переоценку доказательств по делу, однако, все доказательства судом первой инстанции оценены верно. Выводы суда основаны на верном толковании норм права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из представленных материалов, АО «Югра-Экология» допустило превышение фоновых значений в пробах природной подземной воды, оказав негативное воздействие на состояние компонентов природной среды.Согласно протоколам испытаний установлено превышение по Хлорид-ионам в 5,6 раз (Контрольная проба: Протокол испытаний № 899-в от 13.08.2021 – 66,3 мг/дм?, условно-фоновая проба: Протокол испытаний № 898-в от 13.08.2021 – 11,8 мг/дм?), по Марганцу в 1,6 раз (Контрольная проба: Протокол испытаний № 899-в от 13.08.2021 – 1,37 мг/дм?, условно-фоновая проба: Протокол испытаний № 898-в от 13.08.2021 – 0,87 мг/дм?). Также, согласно представленным ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО – Югре протоколам морфологических составов и биотестирований установлено: по результатам определения состава лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, установлено наличие металла 870,576г., картона 1208,03г., стекло 1602,64г., полиэтилен 826,13г.

Пунктом 2 ГОСТ17.1.3.06-82 «Общие требовании к охране подземных вод» указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения.

Пункт 1.3. СП 2.1.5.1059-01 Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25 июля 2001 г.) определяет, что настоящие Санитарные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 2.2 СП 2.1.5.1059-01 Подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; латерального подтока вод иного (относительно фона) минерального состава, изменением условий питания и разгрузки, уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов.

Материалами дела также в полном объеме подтверждается размещение на Полигоне в пгт. Березово отходов, запрещенных к захоронению, а именно таких отходов как «Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные», «Отходы упаковочного картона незагрязненные», «Тара стеклянная незагрязненная», «Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной», «Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства». Указанные отходы включены в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р (п. 1, п. 80, п. 92, п. 101, п. 118 перечня).

Кроме того, АО «Югра-Экология» разработана программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых отходов в пгт. Березово» и в пределах его воздействия на окружающую среду, утверждена 31.03.2020.

Программа мониторинга Полигон твердых бытовых отходов в пгт. Березово разрабатывалась на основании Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» считается отменённым с 1 января 2021г.

С 1 января 2021 г. вступил в действие Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Однако АО «Югра-Экология» для объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых отходов в пгт. Березово» не разработана программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030.

Таким образом, АО «Югра-Экология» не соблюдало требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления при эксплуатации Полигон твердых бытовых отходов в пгт. Березово, код объекта HBOC 71-0186-002375-П.

Доводы жалобы об отсутствии нарушений действующего законодательства при осуществлении деятельности АО «Югра-Экология», являются несостоятельными.

Тот факт, что тест-объекты сделаны на основании разовой пробы подземной воды не ставит под сомнение результаты исследований о превышении фоновых значений в пробах природной подземной воды.

Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды для объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых отходов в пгт.Березово» в соответствии с Приказом Минприроды №1030, АО «Югра-Экология» не разработана.

Наличие в данном случае у АО «Югра-Экология» Программы, разработанной на основе утратившего силу Приказа Минприроды от 04.03.2016 №66, не свидетельствует о соблюдении Обществом требований природоохранного законодательства.

Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не подлежит удовлетворению, так как постановление о привлечении АО «Югра-Экология» к административной ответственности должностным лицом вынесено в пределах установленного законом годичного срока давности привлечения к административной ответственности. По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

При таких обстоятельствах, постановление от 22 декабря 2021 года в отношении Акционерного общества «Югра-Экология» является законным и обоснованным.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «Югра-Экология» - оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Югра-Экология» Хорищенко Е.А. - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов