ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1099/2016 от 20.12.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Зинина И.В. Дело № 7-1099/2016

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2016 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Варюшкиной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 20 октября 2016 года,

установил:

Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области Самойловой Л.В. от 07 июля 2016 года ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 21000 руб.

Не согласившись с постановлением, ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» обжаловало его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 20 октября 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» просит решение судьи районного суда отменить, прекратить производство по делу. В обосновании доводов жалобы указывает, что ЗАО «УК «СПАС-Дом» не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, поскольку не является организацией, осуществляющей горячее и/или холодное водоснабжение, водоснабжение с использованием централизованных систем горячего/холодного водоснабжения. Полагает, что у ЗАО «УК «СПАС-Дом» отсутствует обязанность по проведению контроля качества питьевой воды по рабочей программе; по проведению лабораторного производственного контроля за качеством горячей воды в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором; по разработке программы производственного контроля, по контролю качества питьевой воды в точках водозабора внутренней водопроводной сети. Считает, что в нормативных правовых актах отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность управляющей организации осуществлять производственный контроль качества воды, требования СанПиН 2.1.4.2496-09. Вместе с СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения не предусматривают для ЗАО «УК «СПАС-Дом» обязанности производить контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой. Для обеспечения проведения производственного контроля организациями, осуществляющими водоснабжение, ЗАО «УК «СПАС-Дом», являясь абонентом, предоставляет доступ к месту отбора проб с целью проведения производственного контроля качества воды. Считает, что судом сделан ошибочный, не основанный на нормах права вывод о том, что ЗАО «УК «СПАС-Дом» как исполнитель коммунальных услуг, обязано осуществлять контроль за соблюдением условий договоров с ресурсоснабжающими организациями путем организации производственного контроля качества воды в соответствии с санитарными требованиями.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ЗАО «УК «СПАС-Дом» Добровольской А.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Отказывая в удовлетворении жалобы и оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО «УК «СПАС-Дом» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Полагаю, что указанные выводы обоснованы и подтверждаются материалами дела.

В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно статьи 32 вышеуказанного закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).

Как следует из материалов дела, ЗАО «УК «СПАС-Дом» является юридическим лицом, основными видами (предметом) деятельности которого, согласно Уставу, является осуществление деятельности по обслуживанию, содержанию, ремонту, развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, предоставление услуг потребителям: организация обеспечения текущего содержания; организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых помещениях; обеспечение требований ЖК РФ, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме и представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношении с третьими лицами.

В ходе проведения должностными лицами Управления Роспортебнадзора по Новосибирской области плановой выездной проверки в отношении ЗАО «УК «СПАС-Дом» установлено, что обществом нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевому водоснабжению, а именно: ЗАО «УК «СПАС-Дом» производственный контроль качества питьевой воды не обеспечивается по рабочей программе, не проводится лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором (ЗАО «УК «СПАС-Дом» не разработана (отсутствует) рабочая программа производственного контроля качества воды, в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области рабочая программа производственного контроля качества воды ЗАО «УК «СПАС-Дом» не поступала, с Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области рабочая программа производственного контроля качества воды ЗАО «УК «СПАС-Дом» не согласовывалась), ЗАО «УК «СПАС-Дом» не контролирует качество воды в точках водоразбора внутренней водопроводной сети (не представлены договоры, иные документы, подтверждающие проведение исследований аккредитованной лабораторией питьевой воды, не представлены (отсутствуют) протоколы лабораторных исследований питьевой воды), что является нарушением статей 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.2, 4.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», пункта 4.2 «СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы», частей 2, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10.

При этом согласно пункту 1.3 вышеуказанных СанПиНов, санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой, а также органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Принимая во внимание вышеизложенное полагаю, что данным СанПиНы распространяются на деятельность, осуществляемую ЗАО «УК «СПАС-Дом».

Руководствуясь положениями статьи 162 ЖК РФ и пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», пунктами 1.2 и 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, СанПиН 2.1.4.1074-01, и должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу, что ЗАО «УК «СПАС-Дом» являясь исполнителем коммунальных услуг, в том числе по горячему и холодному водоснабжению многоквартирного дома, а также лицом, ответственным за оказание потребителям услуг надлежащего качества, должно выполнять требования указанных санитарных правил.

Материалами дела установлено, что Обществом не принимались все возможные меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в том числе путем организации производственного контроля качества воды в соответствии с санитарными требованиями.

Доказательств обращения ЗАО «УК «СПАС-Дом» с вопросом согласования Программы производственного контроля качества воды в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области) материалы дела не содержат.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, которым должностным лицом, вынесшим постановление, судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Доводы жалобы о том, что ЗАО «УК «СПАС-Дом» не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, поскольку не осуществляет водоснабжение и эксплуатацию централизованных систем горячего/холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также в связи с тем, что внутридомовые системы водоснабжения многоквартирных жилых домов не имеют такого обязательного признака централизованной системы водоснабжения как «водоподготовка», в связи с чем не могут быть признаны централизованными, основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливающих гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой системами водоснабжения, они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.

ЗАО «УК «СПАС-Дом» является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды, подачу ее в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.

Транспортировка воды производится от границы раздела между транзитной организацией и управляющей компанией, непосредственно предоставляющей коммунальные услуги (подачу горячей и холодной воды) потребителям.

В рамках осуществления своей деятельности ЗАО «УК «СПАС-Дом» эксплуатирует систему водоснабжения.

По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность ЗАО «УК «СПАС-Дом» связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.

В силу положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю, в связи с чем доводы жалобы о том, что внутридомовые системы водоснабжения многоквартирных жилых домов не имеют такого обязательного признака централизованной системы водоснабжения как «водоподготовка», не могут быть признаны состоятельными.

Поскольку ЗАО «УК «СПАС-Дом» является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной и горячей воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения и непосредственную подачу ее потребителю, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Постановление о привлечении ЗАО «УК «СПАС-Дом» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ЗАО «УК «СПАС-Дом» в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области Самойловой Л.В. от 07 июля 2016 года и решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 20 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» - без удовлетворения.

Судья