ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-10/18 от 16.01.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Волкова О.А. Дело № 7-10/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 января 2018 года г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Соломахиной О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

установил:

10 ноября 2017 года начальником отдела реставрации объектов культурного наследия управления по культурному наследию Департамента Смоленской области по культуре и туризму ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ – за выполнение работ (по окрашиванию части фасада) на принадлежащем ей на праве собственности объекте культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1946-1948 гг. жил первый секретарь Смоленского обкома партии ФИО3» (в границах магазина общей площадью 82,9 кв.м, расположенного на первом этаже и в подвале) по адресу: <...>, без обязательного разрешения на их проведение, выданного органом охраны культурного наследия.

Обжалуемым постановлением судьи ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

В рассматриваемой жалобе ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на его незаконность, указывая, что охранные обязательства перешли к управляющей компании (ОАО «ХХХ»).

В Смоленском областном суде защитник ФИО1 – Матвиешин А.И. доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо Департамента Смоленской области по культуре и туризму ФИО2 просила в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 7.14 КоАП РФ наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 данного Федерального закона.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны в том числе: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 21 сентября 1999 года и договором купли-продажи от 29 сентября 1999 года на праве собственности принадлежит нежилое помещение (магазин), расположенное на 1 этаже и подвале вышеуказанного здания по адресу: <...>, общей площадью 82,9 кв.м.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11.06.1974 № 358 и ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» здание, расположенное по адресу: <...>, состоит на государственной охране как объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения: «Дом, в котором в 1946-1948 гг. жил первый секретарь Смоленского обкома партии ФИО3».

Приказом начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 30.12.2013 № 412 утверждены особенности вышеуказанного объекта культурного наследия, в соответствии с которым предметом охраны объекта культурного наследия является, в том числе, цветовое решение фасадных поверхностей здания.

Согласно Приказу Минкультуры России от 31.12.2014 № 2648 указанный объект культурного наследия регионального значения зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

13 октября 2014 года между Департаментом Смоленской области по культуре и туризму и ФИО1 на объект заключено охранное обязательство № 2018 собственника объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Смоленской области (далее – Охранное обязательство), в котором указано, что объект культурного наследия «Дом, в котором в 1946-1948 гг. жил первый секретарь Смоленского обкома партии ФИО3» (в границах магазина общей площадью 82,9 кв.м, расположенного на первом этаже и подвале) используется под кафе.

В соответствии с п. 2.1 Охранного обязательства на собственника возложены обязанности, в том числе: по соблюдению требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Смоленской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (подпункт 1); незамедлительному извещению Департамента о повреждении либо об угрозе повреждения (уничтожения) объекта культурного наследия (подпункт 6); извещению контрагентов по договорам (сделкам), предусматривающим передачу объекта культурного наследия и (или) земельного участка, на котором он расположен, во владение и в пользование (в том числе временное) либо в собственность, о статусе объекта культурного наследия и о необходимости заключения настоящего Охранного обязательства (подпункт 9); извещению Департамента о заключении договора (сделки), указанного (ой) в
подпункте 9 настоящего пункта, не позднее 3 рабочих дней со дня заключения такого
договора (сделки) (подпункт 10).

13 октября 2017 года Департаментом Смоленской области по культуре и туризму на основании приказа от 10.10.2017 № 452 в отношении ФИО1 была проведена внеплановая документарная выездная проверка.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и условий Охранного обязательства ФИО1 на объекте культурного наследия «Дом, в котором в 1946-1948 гг. жил первый секретарь Смоленского обкома партии ФИО3» (в границах нежилого помещения площадью 82,9 кв.м) без соответствующего задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выполнены работы по окрашиванию части фасада объекта культурного наследия краской яркого цвета, значительно отличающегося от цвета фасада на дату проведения фотофиксации (13.10.2017).

Кроме того, согласно вывеске, размещенной на фасаде объекта культурного наследия нежилое помещение, принадлежащее ФИО1, используется под размещение магазина «ААА».

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13 октября 2017 года № 36 и подтверждены материалами фотофиксации.

В связи с установленными нарушениями в отношении ФИО1 10 ноября 2017 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ и вина ФИО1 в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 17 от 10.11.2017 (л.д. 3-9); актом проверки от 10.11.2017 № 36 (л.д. 10-17), Выпиской из ЕГРН (л.д. 18-23); приказом Министерства культуры РФ от 31.12.2014 № 2648 о регистрации объекта культурного наследия регионального значения (л.д. 24-25); приказом Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 30.12.2013 № 412 об утверждении особенностей объекта культурного наследия (л.д. 26-29); Охранным обязательством от 13.10.2014 № 2018 (л.д. 30-35); актом осмотра объекта культурного наследия от 13.10.2014 (л.д. 36-38); извлечением из технического паспорта на жилой дом № 6 по ул. Тенишевой г. Смоленска (л.д.40-47); свидетельством о государственной регистрации права собственности ФИО1 серии 67-АБ № 063481 (л.д. 48); актом осмотра состояния объекта культурного наследия (л.д. 51-54); фотоматериалом (л.д. 50, 55-57); предписанием об устранении выявленного нарушения от 10.11.2017 № 24 (л.д. 65-67), и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

При разрешении дела суд обоснованно учел, что информация о заключении ФИО1 как собственником объекта культурного наследия договора (сделки) по вопросу передачи в пользование нежилого помещения Объекта культурного наследия третьим лицам в Департамент Смоленской области по культуре и туризму не поступала, равно как не поступало обращений ФИО1 по вопросу выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо согласования проектной документации на проведение указанных работ.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 7.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что охранные обязательства по ремонту фасадов объекта культурного наследия (дома № 6 по ул. Тенишевой г. Смоленска) перешли к управляющей организации, оказывающей услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, не соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 56.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 3 приведенной статьи предусматривает, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

Таким образом, выполнение требований пункта 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» может быть возложено на управляющую компанию только при соблюдении условий, определенных п. 3 ст. 56.1 данного закона, то есть в случае, если все жилые помещения находятся в частной собственности и полномочия по соблюдению требований по сохранению объекта культурного наследия переданы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательств тому, что все жилые помещения в доме № 6 по ул. Тенишевой г. Смоленска находятся в частной собственности, в материалах дела не имеется, утверждение ФИО1 о том, что охранные обязательства по сохранению и содержанию общего имущества дома были переданы на общем собрании собственников многоквартирного дома ОАО «ХХХ» 2/3 голосами, на котором заявитель могла не участвовать, носят предположительный характер и ничем объективно не подтверждены.

Кроме того, из сообщения ОАО «ХХХ» от 27.11.2017 № 10308/17 следует, что управляющая организация не располагает данными о проведении работ на фасаде жилого дома № 6 по ул. Тенишевой, в границах магазина «ААА», в период с октября 2014 года по октябрь 2017 года. Согласно письму НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» от 09.11.2017 ремонт крыши, ремонт и утепление фасада, установка коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме № 6 по ул. Тенишевой г. Смоленска запланированы на 2019 год.

При назначении административного наказания судья правильно, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, учел характер совершенного ФИО1 правонарушения, данные о ее личности, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, и назначил наказание в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.14 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О.С. Савушкина