Приморский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 7-11-444/10 Судья Ровенко П.А.
РЕШЕНИЕ
25 августа 2010 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кадкин А.А.,
рассмотрев жалобу защитника Нестеренко А.А. на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2010 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ в отношении ФИО1 Дата обезличена года рождения, проживающего по адресу: г. Владивосток ул. ..., капитана НИС «Профессор Кизеветтер»,
с участием: защитника ФИО1 – Нестеренко А.А., прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона ТОФ ФИО2, представителя государственной инспекции морской охраны ФИО3, представителя морского отдела Росрыболовства ФИО4
установил:
постановлением начальника ГРИ порта Владивосток ФИО5 от 6 мая 2010 года должностное лицо – капитан научно-исследовательского судна (НИС) «Профессор Кизеветтер» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, за то, что 22 апреля 2010 года при проведении проверки судовой и промысловой документации НИС «Профессор Кизеветтер» было выявлено, что капитан судна ФИО1, являясь представителем пользователя водных биоресурсов ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ) в период с 11 марта по 9 апреля 2010 года осуществлял промышленное рыболовство в нарушение пунктов 7.1, 8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства № 272 от 27 октября 2008 года, части 2 статьи 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года, пунктов 2.2, 2.3, 4.1, 9.2, 9.4 Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их видов, утвержденного приказом ФАР РФ от 14 июля 200года № 50 не имея на борту судна свидетельства соответствия технических средств контроля (ТСК), оформленного на пользователя водных биоресурсов ОАО «ПБТФ», который по договору аренды судна с экипажем (тайм чартеру) № 4/10 от 2 февраля 2010 года эксплуатировал судно в целях промышленного рыболовства, являясь на основании статьи 8 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ судовладельцем.
Наказание было назначено в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2010 года жалоба ФИО1 была оставлена без удовлетворения, а постановление оставлено без изменения.
В жалобе, подданной в Приморский краевой суд, защитник ФИО1 – Нестеренко А.А. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, а производство по делу прекратить, указывая, что в действиях капитана судна отсутствует указанный состав правонарушения.
Изучив материалы дела, заслушав защитника ФИО1– Нестеренко А.А., поддержавшего жалобу, прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона ТОФ ФИО2, полагавшего оставить решение судьи без изменения, пояснения представителя государственной инспекции морской охраны ФИО3 и представителя морского отдела Росрыболовства ФИО4, обсудив доводы жалобы, считаю, что решение судьи и постановление подлежат отмене, в связи со следующими обстоятельствами.
При пересмотре дела судья пришел к выводу о том, что виновность ФИО1 была доказана, так как капитан подчинялся распоряжениям фрахтователей, нарушивших порядок оснащения судна ТСК.
Частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
Согласно статьей 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн.
Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Порядок оснащения судов техническими средствами контроля (ТСК) был утвержден приказом Росрыболовства от 14.07.2008 N 50 зарегистрированным в Минюсте РФ 24.09.2008 N 12334.
Данный порядок определяет обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота для осуществления промышленного рыболовства (в том числе прибрежного рыболовства), рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, правила, требования и процедуры, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (ОСМ) и устанавливает процедуры, обязательные для лица, эксплуатирующего судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании при оформлении заявки на регистрацию в ОСМ рыболовного судна, оснащенного ТСК, отвечающим требованиям настоящего Порядка; на поставку ТСК на судно, не имеющее на борту подобного средства, на время рейса (в аренду - во временное пользование); на обновление идентификационного кода, присваиваемого разработчиком программного обеспечения устройству передачи данных и блоку сообщения конкретной модели СЗС системы ИНМАРСАТ ТСК, установленного на судне; на тестирование ТСК после установки нового ТСК, а также ремонта или смены версии программного обеспечения ТСК, включенного в ОСМ; на установку на судне ТСК; на очередное тестирование ТСК по окончании срока действия документа о соответствии ТСК требованиям ОСМ, которое выдается РЦМ на каждое судно после тестирования ТСК и регистрации судна (далее - Свидетельство соответствия ТСК); на переоформление Свидетельства соответствия ТСК (далее - Свидетельство), в случае смены судовладельца, в связи с заключением договора фрахтования судна по бербоут-чартеру (пункты 2.2, 2.3).
По Правилам рыболовства Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденным приказом Росрыболовства от 27.10.2008 N 272 установлено, что капитан судна, бригадир, звеньевой или иное лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе либо на борту судна, а также на каждом рыбопромысловом участке акт соответствия ТСК техническим требованиям (пункт 8).
Таким образом, оснащение судна техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна и свидетельство соответствия ТСК, является обязательным условием для судов, используемых в промышленном рыболовстве.
Из материалов дела следует, что НИС «Профессор Кизеветтер» был оснащен ТСК модели «Felcom-16» на который был выписан сертификат соответствия № 0481 от 16 декабря 2009 года сроком действия до 31 декабря 2010 года. Данный сертификат был выдан судовладельцу БИФ «ТИНРО-Центр» и находился на судне.
Это подтверждается заявкой на регистрацию судна в ОСМ и тестирование ТСК л.д.52), актом приемки-сдачи от 8 января 2009 года л.д.56), свидетельством соответствия л.д.57).
С выводом суда о том, что пользователь водных биоресурсов ОАО «ПБТРФ» допустило нарушение порядка оснащения судна ТСК согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что между ФГУП «ТИНРО-Центр» и ОАО «ПБТРФ» имелся договор аренды судна с экипажем (фрахтование на время судна для ведения рыбохозяйственных работ (тайм-чартер) от 2 февраля 2010 года л.д. 18).
По условиям договора судно передавалось в аренду со всем имеющимся оборудованием и механизмами, укомплектованное экипажем, со всем необходимым материально-техническим снабжением и инвентарем (спасательным, навигационным, промысловым, механическим). При этом капитан судна и члены экипажа оставались в подчинении ФГУП «ТИНРО-Центр» по части, касающейся управления и технической эксплуатации судна, а по части, касающейся коммерческой деятельности подчинялись фрахтователям.
Эти условия договора соответствуют требованиям главы 10 КТМ РФ.
Порядок оснащения судов техническими средствами контроля (ТСК), утвержденный приказом Росрыболовства от 14.07.2008 N 50 предусматривает, что при смене судовладельца по договору фрахтования судна по бербоут-чартеру (аренда судна без экипажа) арендатор в случае наличия на борту судна ТСК, исправность которого подтверждена действующим Свидетельством, обязан обратиться в соответствующий РЦМ с заявкой на переоформление Свидетельства без тестирования ТСК.
В случае если на момент заключения договора фрахтования судна по бербоут-чартеру срок действия Свидетельства истек, арендатору необходимо выполнить процедуры регистрации в ОСМ и тестирование ТСК.
Оценив данные обстоятельства, следует вывод, что оснащение судна ТСК и его тестирование при передаче судна по договору тайм-чартера фрахтователю не требуется. При передаче судна по договору бербоут-чартера при наличии на судне исправного ТСК фрахтователю требуется лишь переоформление свидетельства без тестирования ТСК, если не истек срок его действия.
В данном случае судно находилось во фрахте по договору тайм-чартера, было оснащено ТСК, имело свидетельство соответствия ТСК, поэтому фрахтователям не требовалось получать и оформлять на себя свидетельство соответствия ТСК.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 61 КТМ РФ обязанностями капитана являются управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца (статья 71 КТМ РФ).
Капитан ФИО1 по условиям договора оставался в подчинении судовладельца, то есть ФГУП «ТИНРО-Центр», а подчинение фрахтователю в части, касающейся коммерческой деятельности, не возлагает на него обязанности по получению свидетельства соответствия ТСК.
Кроме того, при пересмотре дела судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ).
Судья посчитал правильным вывод должностного лица ГРИ порта Владивосток о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Между тем частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрено исключение из объективной стороны случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 8.17 предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что НИС «Профессор Кизеветтер» производил промышленный лов, переработку и погрузку рыбы и рыбопродукции в исключительной экономической зоне РФ. Это подтверждается коносаментами и судовыми суточными донесениями л.д. 9-17, 36-45).
Поскольку законом предусмотрена специальная норма за нарушения правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, её и следовало применять при рассмотрении дела.
На основании изложенного следует вывод, что в действиях капитана ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ и на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.
На основании статей 29.10, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2010 года и постановление заместителя начальника ГРИ порта Владивосток от 6 мая 2010 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Судья А.А. Кадкин