Дело № 7-1102/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород 17 ноября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Свешников Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Солтана С.П. на постановление Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 08 июня 2021 года и решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника Нижегородской станции аэрации АО «<данные изъяты>» Солтана ФИО6,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 08 июня 2021 года Солтан С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 500 (тридцать пять тысяч пятьсот) рублей.
Решением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 14 сентября 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба Солтана С.П., без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, Солтан С.П. просит постановление административного органа и судебное решение отменить отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Солтана С.П. ФИО7. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 8.15 КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституцией РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 1 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36, ст. 58 Конституции РФ, обеспечивается, в том числе, путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ и её субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно ст. 2 Водного кодекса РФ, водное законодательство состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ВК РФ.
В соответствии с п.п. 2, 11, 17 ст. 1 и п. 4 ст. 5 ВК РФ, водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод; водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются в частности ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с указанным законом, основными принципами охраны окружающей среды являются – презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Охрана окружающей среды является одной из задач законодательства об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 31.05.2021 года главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республика Мордовия ФИО5 в отношении начальника Нижегородской станции аэрации АО «<данные изъяты>» Солтана С.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, а также соблюдения лицензионных требований в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности АО «<данные изъяты>» в период с 01.03.2021 г. по 29.03.2021 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республика Мордовия выявлено следующее.
По результатам обследования и заключению специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», выявлен ряд нарушений обществом проектных решений и требований, установленных технологическим регламентом, установленных экологическим законодательством, нормативным требованиям. Так, ряд оборудования не введен в эксплуатацию, часть технологического оборудования самовольно демонтирована, эксплуатация биологических очистных сооружений производится с нарушением технологических параметров, слив сточных вод не соответствует СП 32.13330.2018, эксплуатация очистных устройств осуществляется с нарушением технологических параметров и т.д.
Согласно п. 2.2 Должностной инструкции, ответственным за недопущение подобных нарушений, является начальник Нижегородской станции аэрации АО «<данные изъяты>» Солтан С.П.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Деяние Солтана С.П. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15 КоАП РФ, и квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода суда о наличии в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство, состава административного правонарушения, предусмотренного вменяемой статьей.
Законность проверочных мероприятий обществом не оспорена, доводы жалобы под сомнение этот факт не ставят.
Исследование технических вопросов произведено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями закона, в том числе процессуального, требования статьи 26.2 КоАП РФ не нарушены.
С учетом изложенного вывод о доказанности вины лица, в отношении которого возбуждено производство, в совершении административного правонарушения, предусмотренного вменяемой статьей, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей и получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Постановление о привлечении лица, в отношении которого возбуждено производство, к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Решение судьи вынесено в полном соответствии положениям главы 30 КоАП РФ и Конституции Российской Федерации, обеспечивает исполнение и реализацию национальных принципов права и производства по делам об административных правонарушениях, создает условия для профилактики и предупреждения правонарушений.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Доводы о заинтересованности должностного лица являлись предметом проверки судебной инстанции и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном решении.
При этом несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления административного органа и состоявшегося по делу судебного решения, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуальных требований Кодекса, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья апелляционной инстанции
Р Е Ш И Л:
Постановление Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 08 июня 2021 года и решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника Нижегородской станции аэрации АО «<данные изъяты>» Солтана ФИО8 - оставить без изменения, жалобу Солтана С.П. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Г.А. Свешников