ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1105/17 от 27.09.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Д.А. Гильфанов Дело №7-1105/2017

Р е ш е н и е

27 сентября 2017 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания В.С. Горбуновой, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 26 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кировского районного суда города Казани от 26 июля 2017 года, ФИО1 (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО1 просит постановление судьи отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не явился.

Согласно материалам дела, протокольным определением от 6 сентября 2017 года по ходатайству заявителя судебное заседание было отложено на 11 часов 27 сентября 2017 года. О времени и месте рассмотрения дела заявитель извещен под роспись. В указанное время заявитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем считаю возможным дело рассмотреть без участия заявителя.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту – Федеральный закон № 54-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Как следует из материалов дела 15 июня 2017 года участковым уполномоченным полиции ОП №4 «Юдино» УМВД России по городу Казани ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол, согласно которому ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

12 июня 2017 года в период времени с 7 часов до 9 часов у ДК «Железнодорожников» по адресу: <адрес>, был проведен санкционированный митинг. Организатором публичного мероприятия выступил ФИО3. Цель мероприятия: выступление в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России. Создание в стране атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции в любом ее проявлении. Не смотря за заявленную цель публичного мероприятия, участником митинга ФИО1 в ходе своего выступления было сказано: « на сегодняшний день власть в Российской Федерации является элементом системы нападения и защиты, власть есть прочный, порочный круг. Государственный строй Российской Федерации развивается по пути вялотекущего фашизма. Вся деятельность действующей власти направлена против религии Ислам и мусульман», чем нарушил требования статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Оспаривая постановление судьи, в представленной жалобе ФИО1 ссылается в частности, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права; его выступление на митинге имело непосредственное отношение к проблемам коррупции в стране, не противоречило цели проводимого публичного мероприятия; выводы судьи основаны на высказываниях, вырванных из общего контекста выступления, действующее законодательство не содержит запрета или ограничений в реализации гражданами права на выражение своего мнения.

При оценке доводов жалобы заявителя необходимо руководствоваться следующим.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ, в соответствии с которой участник публичного мероприятия обязан в том числе, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Исходя из положений данной нормы, цели публичного мероприятия реализуются путем обмена мнениями, обсуждений вопросов, проблем, выступлений участников. Каждый из участников публичного мероприятия имеет право использовать различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации, свободно высказывать свою позицию относительно цели проводимого мероприятия.

Названный Федеральный закон предусматривает уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 названного закона, обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7.

В соответствии с частью 1 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.

Согласно части 2 данной статьи, порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления определяется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года № 91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» (далее по тексту Закон Республики Татарстан №91-ЗРТ) уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования – городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются в том числе, цель публичного мероприятия с точной формулировкой предлагаемого к обсуждению вопроса и (или) события, вызвавшего причину проведения мероприятия; форма публичного мероприятия - митинг, демонстрация, шествие или пикетирование либо в различных сочетаниях этих форм акция, для проведения которых в соответствии с Федеральным законом требуется уведомление.

Как следует из материалов дела, ФИО3, выступая в качестве организатора публичного мероприятия, в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ, статьи 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года №91-ЗРТ, представил в Исполнительный комитет МО города Казани уведомление о проведении 12 июня 2017 года в парке Петрова по улице Богатырева либо в случае невозможности на территории ДК им. Саид-Галеева по улице Советская города Казани публичного мероприятия в форме митинга, в котором отразил требуемые законом сведения, включая цель публичного мероприятия: «Выступление в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России. Создание в стране атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции в любом ее проявлении». В последующем, в связи с обращением о принятии предложения об изменении места и времени проведения митинга, организатор публичного мероприятия письмом от 8 июня 2017 года был проинформирован о рассмотрении данного обращения и об отсутствии препятствий к проведению митинга 12 июня 2017 года с 07:00 до 09:00час. возле ДК «Железнодорожников» по адресу: <...>. В ходе проведения данного публичного мероприятия перед его участниками выступил ФИО1.

Характер выступления ФИО1 на митинге был расценен участковым уполномоченным полиции как изменение цели публичного мероприятия и послужил основанием для возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Рассматривая дело, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения.

С выводами судьи следует согласиться.

В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В предмет доказывания по делам об административных правонарушениях входят, в том числе, установление события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Применительно к диспозиции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, за исключением случаев, если данные действиями не содержат признаки уголовно наказуемого деяния.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ и виновность заявителя в его совершении, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения (л.д.2), рапортом оперуполномоченного по особо важным делам ЦПЭ МВД по Республике Татарстан ФИО4 (л.д 17), постановлением прокурора Республики Татарстан от 20 июня 2017 года о даче согласия на привлечение к административной ответственности (л.д.26-26а), видеозаписью на СД-диске (л.д.73) и другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

Из анализа имеющихся в деле доказательств в частности, из содержания видеозаписи следует вывод о том, что ФИО1 указанные в протоколе об административном правонарушении время и месте, выступая перед участниками митинга, вышел за рамки заявленной цели проводимого публичного мероприятия.

При таком положении вывод в постановлении судьи о нарушении заявителем порядка проведения публичного мероприятия, административная ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, следует признать правильным.

Постановление о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание, назначенное заявителю, соответствует санкции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы, в целом сводящиеся к утверждению об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, были предметом проверки судьи районного суда и отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении.

Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей районного суда оценкой представленных в дело доказательств не имеется.

Нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р е ш и л:

постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 26 июля 2017 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья И.Н. Сабитов